Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чёрное и белое»
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная программа «Чёрное и белое» для детей 5 - 7 лет по функциональному предназначению является учебно-познавательной, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программ «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин, Костенюк А.К., Костенюк Н.П. «Как научить шахматам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx | 146.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»
Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чёрное и белое»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Ручкина Анна Сергеевна
Назарово
2024
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Чёрное и белое» для детей 5 - 7 лет по функциональному предназначению является учебно-познавательной, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программ «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин, Костенюк А.К., Костенюк Н.П. «Как научить шахматам». В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека.
Направленность программы
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Работа в кружке «Черное и белое» позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя различные приёмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Конечной целью является вклад в умственное развитие. Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение в освоении «премудростей» шахматного поединка помогут различные дидактические игры, при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматное королевство», разработана в соответствии с ФГОС, основана на апробированных эффективных методиках и оригинальных авторских разработках, Сухин, И. Г. «Шахматы для самых маленьких», «Удивительные приключения в Шахматной стране», на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин, Журавлёв Н.И. «Шахматы. Шаг за шагом», программа Костенюк А.К., Костенюк Н.П. «Как научить шахматам»
Программа «Чёрное и белое»:
- создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.
Новизна
Данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов. Предложенная программа составлена на основе дошкольного шахматного учебника авторов Костенюк А.К., Костенюк Н.П. «Как научить шахматам», который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматное королевство» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. В программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Актуальность
В настоящее время в свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к школьному образованию. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шахматы. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы, позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Педагогическая целесообразность
Принципы и подходы к формированию кружковой деятельности. Содержание кружковой деятельности соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, принципам и подходам, определённым ФГОС, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Занятия по данной программе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой. Доказано что занятия шахматами помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность, что является некоторыми признаками готовности к школьному обучению. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Организационно-педагогические условия
К организационным условиям относятся: ориентация на учебную деятельность и формирование мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.
Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: 36 академических часов (периодичность занятий – с сентября по май).
Время проведение занятий: 1 раз в неделю не более 30 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики, динамические паузы, перерывы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет, количество детей в одной группе - 8.
На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Черное и белое» для детей 5-7 лет» принимаются все желающие дети.
Принципы реализации программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
-принцип наглядности;
-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Для решения цели и задач в программе используется:
- Тематическое планирование содержания занятий.
- Основные разделы занятий группируются вокруг единой темы,
- Здоровьесберегающие технологии:
- Дыхательная гимнастика развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
- Пальчиковая гимнастика для обеих рук, при условии систематического выполнения, помогут пробудить ещё «дремлющие» клетки головного мозга и облегчат обучение ребёнка по всем школьным предметам.
- Нетрадиционные технологии;
- Информационно-коммуникационные технологии. Использование современных информационных технологий позволит существенно повысить мотивацию детей к обучению. Наглядный дидактический материал. Увлекательные слайд-шоу.
Формы обучения по данной программе:
Наглядные;
Словесные;
Практические;
Групповые;
Индивидуальные;
Проблемные ситуации;
Моделирование;
Использование схем, символов, знаков.
Дидактические игры, дидактические шахматные сказки, стихотворения о шахматах и шахматистах, художественная литература для детей по шахматной тематике. Шахматную тематику следует затрагивать и в продуктивной деятельности дошкольников.
Например, устроить конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная доска или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на занятиях, так и дома всей семьёй.
Формы организации деятельности: группами, парами, индивидуально. Формы проведения занятий: занятие-игра,
конкурс, викторина, творческая встреча, праздник, путешествие, открытое занятие, шахматный турнир, тренировочные игры.
Форма проведения занятий:
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры. Данные формы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, пользоваться тетрадью и др. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Цель и задачи реализации программы
Цель: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.)
- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- Обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, , волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений; - Способствовать социализации, развитию навыков общения, приучать дошкольников доброжелательно относиться друг к другу.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта.
Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей.
Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ребёнок, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ребёнка, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Обучающийся с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения по программе «Чёрное и белое» воспитанники будут знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры.
- имена нескольких выдающихся шахматистов
- шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья.
К концу года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
- правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода
Критерии оценки
2 (Высокий). Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве» истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита 5 познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.
1 (Средний). Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 (Низкий). Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия, обучение включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
Формы аттестации
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий, шахматных турниров.
Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 5 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно - спортивной направленности «Шахматное королевство» - шахматный турнир.
К формам аттестации относятся текущий контроль и промежуточная аттестация, которая включает в себя практическое занятие, презентация потрфолио детей и др. Текущий контроль проводится 2 раза в год в форме контрольного занятия, турнира, соревнования или наблюдений, выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, форма фиксации – контрольный лист. Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год. Результаты промежуточной аттестации заносятся в протокол.
Способами контроля над успешностью реализации программы являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания согласно пройденным темам и получают оценку: «низкий уровень» «средний уровень», «высокий уровень».
Оценка «высокий уровень» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи за безупречное исполнение задания. Объём знаний соответствует программным требованиям.
Оценка «средний уровень» выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом) за хорошее и достаточное понимание материала, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала.
Оценочные материалы
Контрольный лист текущего контроля
по реализации
дополнительной общеразвивающей программы
на 20___ 20____уч.год
Название учебного объединения ________________________________________________________________ Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации ________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога__________________________________ Год обучения ______________________________________________
п/п | Фамилия имя обучающегося | Форма проведения (выставка, концерт, конкурс. Соревнование, итоговое занятие и т.п.) | Дата проведения | Результат |
|
|
| ||
|
|
| ||
ПРОТОКОЛ №
Результатов промежуточной аттестации
________ учебный год
Название учебного объединения __________________________________________________________________
Вид аттестации__ (промежуточная, итоговая) ________________________________________________________________
Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации __________________________________________________________________
Фамилия, Имя, отчество педагога_____________________________
Дата проведения _____________________________________
Год обучения _____________________________________________
Форма проведения _____________________________________________
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) ________
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
п/п | Фамилия имя обучающегося | Форма проведения | Результат аттестации |
|
|
| |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Методика проведения занятий
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе - анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:
- Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Педагог учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельную клетку.
- Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какую клетку («домик») на доске изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи, просто образные сравнения. Например, рассказ о героической пешке, которая через все преграды сумела достигнуть края поля и превратиться в ферзя. Также можно поиграть в ладью, за которой идёт охота и т. д.
- Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка.
- Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
- Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу соревнования с противником.
В центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Занятия проходят в игровой атмосфере. Занятия разделены на две части:
- в первой части учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их;
- вторая часть занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.
Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующим образом:
- практическая игра;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- теоретические занятия;
- шахматные игры;
- шахматные дидактические игрушки;
- участие в турнирах и соревнованиях.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. продумывается методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия.
Выполняются все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей с учетом года и уровня обучения, совершенствуется в своей педагогической деятельности методики здоровье сберегающих систем.
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Подготовка педагога к занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.
На всех этапах обучения у детей будут развиваться - внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия, повысится уровень развития коммуникативных навыков. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
Описание тем | ||||||||
Месяц | ТТема | Программное содержание | Форма | Дидактический материал. Техническое оснащение | ||||
Предполагаемый результат | ||||||||
Сентябрь 1. Неделя | Знакомство | Познакомить с комплектом раздаточного материала и спортивным инвентарём. | Сказка о шахматах. Происхождение названия игры. Рассказ о великих шахматистах. Показ шахматной доски и фигур. Презентация. | Дети проявили заинтересованность к игре в шахматы | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. Презентация. | |||
2. неделя | Шахматная доска | Сформировать представление о правилах размещения шахматной доски между партнёрами. | Рассказывание легенды «Два брата» с показом иллюстраций. Гости занятия – Чёрная и Белая клеточки. | Дети могут ориентироваться на шахматной доске; | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
3. неделя | Прямые линии | Сформировать понятие прямой линии на шахматной доске. | Упражнения: «Расположи шахматную доску правильно», «Разложи шахматные поля». Загадывание шахматных загадок. Задания «Раскрась клеточки как на шахматной доске». | Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве» истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. Листы, карандаши. | |||
4. неделя | Знакомство с шахматной доской | |Познакомить с шахматной доской, формировать понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ». | Дидактические игры и задания: «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками. «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. Упражнения: «Найди самую короткую и длинную диагональ», «Какого цвета самая длинная диагональ»,« Найди центр шахматной доски». | Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
Октябрь 1. неделя | Знакомство с шахматными фигурами | Познакомить с шахматными фигурами, расстановкой фигур перед шахматной партией. | Рассказывание легенды о богине шахмат – Каиссии. Показ иллюстраций. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в начальном положении игры», «Кто быстрее и правильнее». Дидактические игры и задания: «Мешочек» «Волшебный мешочек» «Что общего?» «Большая и маленькая» | Знают, различают и называют шахматные фигуры. Знают ходы шахматных фигур и их отличия | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. Иллюстрации. | |||
2. неделя | Знакомство с пешками | Познакомить с пешкой, её местом в начальном положении партии, тем, как она ходит, бьёт другие фигуры. | Чтение стихотворения Г. Мишина «Поход маленькой пешки» с показом иллюстраций. Упражнения: «Поставь пешку на её поле», «Покажи способы хода пешки»», «По каким клетка может ходить пешка». | Дети знают о действиях пешек и их взаимодействии в игре. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
3. неделя | Пешка | Закрепить навыки игры пешкой. | Дидактические игры и задания разучивание рифмовки о пешке, способах её хода. «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности». | Дети называют место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. | ||||
4. неделя | Соревнование пешками | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть тренировочные позиции. | Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности». Тренировочные позиции. | У ребёнка развита 5познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
Ноябрь 1. неделя | Знакомство с Ладьями | Познакомить с шахматной фигурой Ладья, местом Ладьи в начальном положении, тем, как она ходит. | Рассказывание легенды о ладье, разучивание рифмовки о ладье, способах её хода. Упражнения: «Поставь ладью на её поле», «Покажи способы хода ладьи»», «По каким клетка может ходить ладья». Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». «Укажи стрелками ходы пешки и ладьи». | Дети знакомы с ладьей. Место ладьи в начальном положении. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
2. неделя | Ладья | Закрепить навыки игры фигурой Ладья. | Упражнения: «Поставь ладью на её поле», «Покажи способы хода ладьи»», «По каким клетка может ходить ладья». Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». «Укажи стрелками ходы пешки и ладьи». | Планируют ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
3. неделя | Тренировочные позиции (ла | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | Шахматные загадки, задачи, головоломки. Тренировочные позиции. | Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
4. неделя | Знакомство со Слонами | Познакомить с шахматной фигурой Слон, местом Слона в начальном положении, его ходами. | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | Знакомы со слоном. Место слона в начальном положении. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
Декабрь 1. неделя | Слон | Закрепить представления о шахматной фигуре Слон. | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | .Знают ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Называют лёгкую и тяжелую фигуру. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска | |||
2. неделя | Слон | Закрепить навыки игры шахматной фигурой Слон. | Шахматные загадки, задачи, головоломки. Тренировочные позиции. | Ходят: ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
3. неделя | Тренировочные позиции (Слон) | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | Тренировочные позиции. | У детей развита организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
4. неделя | Тренировочные позиции (пешки, Ладьи и Слоны) | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | Эстафеты, шахматные загадки, задачи, головоломки. | Получают эстетическое наслаждение, восхищаются удивительной игрой. Обогащена детская фантазия. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
Январь 1. неделя | Спортивное соревнование | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, совершенствовать навыки решения простейших шахматных задач. | Эстафеты, шахматные загадки, задачи, головоломки. | Стремятся стать первыми, завоевывать высшие награды и титулы. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
2. неделя | Знакомство с Ферзями | Познакомить с шахматной фигурой Ферзь, местом Ферзя в начальном положении, тем, как он ходит, бьёт другие фигуры. | Рассказывание легенды о ферзе, почему она так называется, разучивание рифмовки о ферзе, способах его хода. Упражнения: «Поставь ферзя на его поле», «Покажи способы хода ферзя», «По каким клетка может ходить ферзь». Игры: «Колобок», «Запретная фигура», «Большая и маленькая, сильная и слабенькая». «Укажи стрелками ходы пешки, ладьи, ферзя». | Знакомы с ферзем. Рассказывают историю о нём. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
3. неделя | Ферзь | Закрепить навыки игры шахматной фигурой Ферзь. | Упражнения: «Поставь ферзя на его поле», «Покажи способы хода ферзя», «По каким клетка может ходить ферзь». Игры: «Колобок», «Запретная фигура», «Большая и маленькая, сильная и слабенькая». «Укажи стрелками ходы пешки, ладьи, ферзя». Тренировочные позиции. | Называют место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
4. неделя | Ферзь и пешки | Закрепить навыки игры шахматными фигурами Ферзь и пешка. | Тренировочные позиции. | Ферзь – тяжелая фигура. Играют: Ферзь против ферзя | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
Февраль 1. неделя | Тренировочные позиции | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | Эстафеты, шахматные загадки, задачи, головоломки. Тренировочные позиции. | Выработана у ребенка настойчивость, выдержка, воля, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
2. неделя | Знакомство с Конями | Познакомить с шахматной фигурой Конь, местом Коня в начальном положении, его ходами. | Рассказывание легенды о фигуре – конь, разучивание рифмовки о коне, способах его хода. Упражнения: «Поставь коней правильно», «Покажи способы хода коня», «По каким клеткам может ходить конь». Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек», «Укажи стрелками ходы названных фигур», «Отгадай шахматные загадки». | Дети Знакомы с конем. Показывают место коня в начальном положении. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
3. неделя | Конь | Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь. | Шахматные загадки, задачи, головоломки. Тренировочные позиции. | Выполняют ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
4. неделя | Конь угрожает | Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь, развивать внимание, умение отстаивать свою позицию. | Шахматные загадки, задачи, головоломки. Тренировочные позиции. | Выполняют :Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
Март 1. неделя | Тренировочные позиции | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | Шахматные загадки, задачи, головоломки. Тренировочные позиции. | Работают с диаграммами | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
2. неделя | Знакомство с королями | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | Тренировочные позиции. | Играют в парах. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
3. неделя | Король | Закрепить навыки игры шахматной фигурой Король. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение. | Рассказывание легенды о короле как о самой главной фигуре в шахматах, разучивание рифмовки о короле, способах его хода, значимости в шахматах. Упражнения: «Поставь короля на её поле», «Покажи способы хода короля», «По каким клетка может ходить король». Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». «Укажи стрелками ходы шахматных фигур, «Нарисуй стрелками способы передвижения короля». | Знакомы с королем. Показывают место короля в начальном положении. Выполняют ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
4. неделя | Тренировочные позиции | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | Тренировочные позиции. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | ||||
Апрель 1. неделя | Ценность фигур | Познакомить с ценностью каждой шахматной фигуры. | Задание «Сколько стоит фигура»? Эстафеты, шахматные загадки, задачи, головоломки. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | ||||
2. неделя | Шах | Сформировать представление о позиции шах, развивать способность детей думать, рассуждать и анализировать различные ситуации. | Отгадывание шахматных загадок. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах». Игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах», «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Первый шах», «Рокировка», «Сумей вывести фигуры из под шаха». | Знают, как выполнить Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Знают и умеют как выглядит защита от шаха. Знают и употребляют термины: Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
3 неделя. | Мат в один ход | Сформировать представление о позиции мат, развивать способность детей думать, рассуждать и анализировать сложившиеся ситуации. | Заучивание рифмовки о мате. Отгадывание шахматных загадок. Упражнения: «Мат или не мат», «Лабиринт». | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | ||||
4. неделя | Шах и мат | Сформировать представление о комбинациях шах и мат. | Повторение пройденного материала в загадках и заданиях, дать определение «Шах», «Мат», Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата». Отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | ||||
Май 1. неделя | Тренировочные позиции | Закрепить знания о позициях шах и мат. | Чтение детям И. Сухин «Шахматная сказка». Знакомство детей с правилами поведения в шахматах. Упражнения: «Выбери правильный ответ». Отгадывание шахматных загадок. Рисование на тему: «Я в шахматной стране». | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. Листы, карандаши. | ||||
2. неделя | Тренировочные позиции | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | Повторение правил поведения в шахматах. Дидактические игры и задания «Два хода». Отгадывание шахматных загадок. | Понимают понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | |||
3. неделя | До свидания, шахматная страна | Закрепить пройденный материал. | Повторение правил поведения в шахматах. Игры: «Расставь фигуры», «Выведи короля из-под шаха» и т.п. Проигрывание шахматных партий. Эстафеты, шахматные загадки, задачи, головоломки. | Шахматные доски, фигуры, магнитная демонстрационная доска. | ||||
4. неделя | Спортивное соревнование | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть шахматные партии. | Проигрывание шахматных партий. | Шахматные доски, фигуры. |
Планируемые результаты
К концу обучения по программе «Черное и белое» воспитанники будут знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры.
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,
К концу года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
- правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода
Методическое обеспечение программы.
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.
Средства информационно-коммуникационных технологий (компьютер, проектор, интерактивная доска , тетрадь в клеточку, простой карандаш, цветные карандаши, шахматное панно, бумага офисная, набор воскового пластилина, папка скоросшиватель, файлы, альбом для рисования.
- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей); - наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); - демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур; - симуляторы игр - таблицы к разным турнирам;- цветные карандаши;- фломастеры;- бумага для рисования.
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Описание форм и методов проведения занятий
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
-беседа;
-рассказ;
-объяснение;
-разъяснение;
-вопросы проблемного и исследовательского характера;
-словесные игры.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
-показ видеоматериалов, иллюстраций;
-показ, исполнение педагогом;
-наблюдение;
-работа по образцу.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
-тренинг;
- подвижные, пальчиковые развивающие игры
- изготовление детских работ
- загадки.
Основные формы и средства обучения:
- Дидактические игры и задания;
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры.
Материально-техническое обеспечение
- шахматный инвентарь;
- шахматные часы;
- методическая и шахматная литература;
- 4 стола на 6 посадочных мест;
- 12 детских стульев;
- компьютерный стол;
- проектор, экран;
- компьютер;
- стол взрослый;
Наглядный, демонстрационный материал:
Учебно-иллюстративный материал:
- шахматная демонстрационная доска;
- шахматы и шахматные доски;
- шахматные фигуры;
- шахматные часы;
- таблицы соревнований;
- портреты чемпионов мира;
- тетради для записи партий;
- наглядное пособие по темам;
- сборники комбинаций;
- сборники задач и позиций;
- дебютные энциклопедии;
- шахматные уроки;
- шахматную литературу;
- компьютер и компьютерные программы для игры в шахматы;
- иллюстративный и дидактический материал.
В освоении «премудростей» шахматного поединка помогут различные дидактические игры:
- «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).
- «Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шахматные фигуры. Дошкольники должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.
- «Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
- «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а воспитатель убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
- «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одну клеточку и бьёт другие фигуры тоже на одну клетку, но по диагонали».
- «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.
«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.
«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.
«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.
«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур.
«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.
«Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).
«Белые и черные». В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.
«Угадайка». Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребенку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
«Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.
«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»
«Цвет». Попросите малыша поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на нее.
«Ряд». Предложите ребенку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребенок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
«Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить черную, затем снова белую и черную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребенка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
«По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
«Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.
«Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахмат.
«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложите ребенку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберет в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ее должен быстро найти и поднять над головой ребенок.
«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.
«Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из них в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т. д.
«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребенку взять одну фигуру, назвать ее и уложить «спать» в шахматную доску (коробку). Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого пусть малыш сам запрет шахматную доску (коробку). Две последние дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после занятия достаточно занимательным.
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.) .
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего? " Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми) .
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля".Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
- пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
- специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;
- разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;
- занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры "Танграм" требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;
- книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.
Фонотека:
-сборник классической музыки «Музыкальная орбита»;
-шедевры инструментальной музыки «Прибой у скал»;
-сборник инструментальной музыки «Рояль в ночи»;
-сборник детских песен «Вместе весело шагать»;
-шедевры классической музыки «Золотая классика».
5. Список литературы
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. 1000 щахматных задач: начальный уровень.- Ростов н/Д: Феникс, 2017.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
- Сухин И. От сказки – к шахматам.
- Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» Возраст детей: 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Белая ладья» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Знакомство дошкольников с малой родиной по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»
Знакомство дошкольников с малой родиной по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»...