Консультация для воспитателей «Задержка психического развития: виды, психолого-педагогические особенности»
консультация
Консультация для воспитателей
«Задержка психического развития: виды, психолого-педагогические особенности»
Каждый ребёнок неповторим и уникален сам по себе. Но у специалистов существует выработанный опытом ряд отличительных признаков того, что малыш должен уметь делать соответственно своему возрасту. И если он по этим показателям отстаёт от сверстников, говорят о задержке психического развития (ЗПР). При ЗПР происходит запаздывание психического развития, при котором страдают высшие психические функции ребёнка, такие как внимание, память, мышление и эмоционально-волевая сфера. Это негативно отражается на процессе школьного обучения и адаптации в коллективе.
Классификация ЗПР (автор – Клара Самойловна Лебединская (1982)
- ЗПР конституционального происхождения
- ЗПР соматогенного происхождения
- ЗПР психогенного происхождения
- ЗПР церебрально-органического генеза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_rebenok_s_zpr.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Задержка психического развития: виды, психолого-педагогические особенности»
Каждый ребёнок неповторим и уникален сам по себе. Но у специалистов существует выработанный опытом ряд отличительных признаков того, что малыш должен уметь делать соответственно своему возрасту. И если он по этим показателям отстаёт от сверстников, говорят о задержке психического развития (ЗПР). При ЗПР происходит запаздывание психического развития, при котором страдают высшие психические функции ребёнка, такие как внимание, память, мышление и эмоционально-волевая сфера. Это негативно отражается на процессе школьного обучения и адаптации в коллективе.
Классификация ЗПР (автор – Клара Самойловна Лебединская (1982)
- ЗПР конституционального происхождения
- ЗПР соматогенного происхождения
- ЗПР психогенного происхождения
- ЗПР церебрально-органического генеза
ЗПР конституционального происхождения
Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Инфантилизм (от лат. Infantilis–детский) – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту.
- физический инфантилизм вызван: инфекционными заболеваниями, интоксикацией, неполноценным питанием и т.п. Инфантилизм данного генеза проявляется в задержке роста, веса, которая впоследствии, как правило, компенсируется.
- психический инфантилизм представляет собой отставание в личностном развитии,
преимущественно обусловлен недостатками воспитания, поэтому решающую роль в его
преодолении играет адекватное педагогическое воздействие. При таком развитии эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.
ЗПР соматогенного происхождения
Этиология: длительная соматическая недостаточность (хронические инфекции и аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки развития соматической сферы, в первую очередь пороки сердца).
- снижение физической активности стимулирует недостаток информации, становление психических функций тормозится.
- хроническая физическая и психическая астения задерживают развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт характера, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах.
- эти же свойства в значительной степени обусловливаются созданием для больного или физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки.
ЗПР психогенного происхождения
Этиология: неблагоприятные условия воспитания, вызывающие нарушения формирования личности ребенка.
- при гиперопеке у детей появляются эгоцентризм, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевом у усилию, эгоизм, отсутствует самостоятельность в деятельности.
- безнадзорность, пренебрежение к ребенку приводят к психической неустойчивости (неумению тормозить свои эмоции, желания, импульсивности), безынициативности, отсутствии чувства долга и ответственности.
- жестокость либо грубая авторитарность родителей нередко ведет к невротическому развитию личности, при котором ЗПР будет проявляться как отсутствие инициативы и самостоятельности, робость, боязливость.
ЗПР церебрально-органического генеза
Этиология: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. У детей имеется органическое поражение ЦНС; это поражение носит очаговый характер и обусловливает незрелость эмоциональной сферы и (или) парциальные нарушения психических функций. Церебрально-органическая недостаточность проявляется большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и познавательной деятельности.
Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР
- внимание – все характеристики внимания (избирательность, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) у детей с ЗПР снижены по сравнению с нормой, повышена истощаемость.
- сенсорно-перцептивная сфера – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентировки, трудности оперирования в сфере образов-представлений.
- психомоторная сфера – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движений.
- мнемическая сфера – преобладание механической памяти на абстрактно-логической, непосредственного запоминания – над опосредованным, снижение объема кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к произвольному запоминанию.
- мыслительная сфера – преобладание более простых мыслительных операций
(анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления.
- речевое развитие – ограниченность словарного запаса, особенно активного; замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью. Наибольшие трудности при использовании речи в интеллектуальном процессе. Не выражена регуляторная функция речи.
- эмоциональная сфера – эмоциональная неустойчивость, контрастность проявления эмоций, лабильность, легкая смена настроения; склонность к резким эмоциональным реакциям и аффективным вспышкам, трудности в понимании своих и чужих эмоций.
- волевая сфера – недостаточная способность к волевой регуляции деятельности, несамостоятельность, внушаемость, личностная незрелость.
- личность – нет развитой самооценки, устойчивости и критичности, не может правильно уловить оценки окружающих, поэтому не регулирует свое поведение; характерна дезадаптация побуждений и интересов.
- межличностные отношения имеют свою специфику: часть детей проявляет некоторую
инициативность в общении, пользуется уважением товарищей; другая часть – менее
активны, не могут и не стремятся быть организаторами общения; третья часть –импульсивны, имеют бурные реакции (слёзы, гнев, ярость), склонность к агрессии (физической и вербальной), конфликтны, драчливы, вследствие чего не могут выстроить
межличностные отношения. Общая незрелость приводит к примитивной зависимости от
более волевых членов коллектива, подчиненности им.
- деятельность – страдает знаково-символическая деятельность, преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, низкий уровень произвольности, навыков самоконтроля и самоорганизации, недостаточность ориентировочной деятельности, быстрое пресыщение любыми видами деятельности; в целом – недоразвитие мотивационно-целевой основы деятельности при относительно сохранной её операционально-технической стороны.
- социализация и социальная адаптация при задержанном развитии: имеют слабые социальные способности, а следовательно, низкий уровень социального признания; дети не способны фиксировать реакцию окружающих на социальные действия, ошибочно воспринимают социальные сигналы, не могут держать дистанцию с окружающими. Низкая потребность в общении и дезадаптивные формы общения приводят к неумению наладить отношения с другими людьми, приспособиться к новым социальным условиям.
Важнейшая составляющая общей характеристики детей с задержкой психического развития - значительные потенциальные возможности обучения, т.е. «обучаемость». Большинство таких детей воспринимают помощь взрослого, способны к усвоению новых знаний и их применению на практике и, как следствие, к обучению по программе общеобразовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход. Виды психолого- педагогической поддержки.
Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в образовате...
Личностно-ориентированный подход. Виды психолого- педагогической поддержки.
Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в образовате...
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей.
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей.Для родителей....
Картотека игр по различным видам психолого-педагогической помощи детям
Картотека включает игры на развитие социально-коммуникативной познавательной сферы. Игры будут интересны педагогам ДОУ. ...
Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 3-4 лет.
Краткая информация для родителей об особенностях психолого-педагогического развития детей 3-4 лет....
Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 4-5 лет
Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 4-5 лет...
Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...