Художники Тамбовской области
презентация к уроку (старшая группа)
Александр Михайлович Герасимов.
Русский и советский художник вошёл в историю изобразительного искусства как создатель прекрасных пейзажей, сочных жанровых работ и выразительных портретов знаменитых современников.
Был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты работы художника при жизни вождя считались каноническими. Дружил с К. Е. Ворошиловым, который бывал у него в гостях в Мичуринске. Написал много портретов К. Е. Ворошилова.
Один из первых носителей почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года, наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной. С 1947 года — действительный член, в 1947—1957 годах — первый президент Академии художеств СССР.
Герасимов родом из Тамбовской губернии, уездного города Козлов (сегодня Мичуринск) 12 августа 1881 года в семье выходца из крестьян, теперь же купца-скототорговца, как тогда говорили, прасола.
С 1909 года Герасимов уже постоянный участник выставок, проводимых в Училище. Появились первые покупатели и заказчики. Так, известный московский писатель В.А. Гиляровский не пропускал ни одной ученической выставки – любил живопись и дружил с художниками. Оценить величину таланта студента он мог с первого взгляда, как и определить, откуда тот родом.
Сам художник «любил жизнь и реальное в искусстве», поэтому в творчестве придерживался традиций русского реализма. Его привлекали краски Архипова, приёмы Цорна и свет Клода Моне – их он считал искренними, поэтичными и цельными. На эти качества в искусстве был нацелен и сам.
По его проекту в 1913 году в Козлове было построено здание Драматического театра.
В 1977 году в Мичуринске открылся Музей-усадьба А. М. Герасимова, филиал Тамбовской областной картинной галереи, в выставочном зале которого экспонируется самая большая коллекция произведений художника (141 работа).
В Мичуринске имя А. М. Герасимова носят детская художественная школа и улица, на которой находится музей-усадьба.
«В. И. Ленин на трибуне»
Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления.
В центре картины – фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.
Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям.
Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году. Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо – в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.
«И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле»
Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля.
Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице. Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.
Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.
«ПОСЛЕ ДОЖДЯ»
Это произведение считается одним из лучших в творчестве художника. Оно проникнуто тем тонким лирическим духом, который был так характерен для раннего Герасимова, начинавшего с прекрасных пейзажных зарисовок, в которых чувствовалась его неподдельная любовь к родной природе. В 1935 году на пике своей популярности живописец неожиданно решает съездить в Тамбовскую область, чтобы отдохнуть. По воспоминаниям сестры художника, он был поражен и восхищен обновившимся пейзажем после сильного ливня.
Особенно хорошо писал так называемые «дождевые» сюжеты Герасимов. Художник («После дождя» – наиболее яркий образец мастерства автора в изображении природы) как никто другой умел показывать состояние воздуха, травы, неба и всей окружающей среды в период ее обновления. Его картина дышит свежестью и влажностью. Глядя на нее, зритель начинается чувствовать воздушную прохладу и мягкость, разлитую вокруг.
«ГИМН ОКТЯБРЮ»
Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. В то время советская культура особенно активно проводила мысль о прогрессивной роли революции, партии, партийных лидеров. Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина.
Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое. В центре – бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность.
Это полотно считается наиболее монументальным в творчестве художника, оно было представлено на 10 международных выставках. Все вышеперечисленные картины являются полотнами строго официального характера, они стали эталоном искусства в стране.
Николай Михайлович Шевченко — российский живописец, график.
Родился в местечке Шаулиха Полтавской губернии. После окончания курса Полтавской военной гимназии в 1875 г. продолжил учёбу в Павловском военном училище в Петербурге, учился в Петербургской военной академии. Однако любовь к рисованию, зародившаяся у него ещё в детстве, в годы жизни в Петербурге развилась с ещё большей силой.
Сохранившиеся альбомы художника полны многочисленных живых зарисовок, где сцены из повседневного армейского быта чередуются с сюжетами из городской жизни и пейзажными набросками.
В Тамбов Н. М. Шевченко прибыл в составе кавалерийской бригады запаса в середине 1890-х годов. Здесь он окончательно обосновался, выйдя в начале XX века в отставку.
До нашего времени сохранились работы Н. М. Шевченко, запечатлевшие представителей русской художественной интеллигенции, — людей, с которыми автор общался в разные годы. Среди этих работ — портрет писателя В. М. Гаршина, который принимал участие в качестве добровольца в русско-турецкой войне 1877-1878 годов и служил под началом Шевченко. Другой небольшой набросок карандашом изображает художника Н. А. Ярошенко. Портрет В. М. Гаршина в настоящее время находится в собрании Московского государственного литературного музея.
Работал в Тамбове в предреволюционное время и в первые годы Советской власти. В творчестве Шевченко отражены природа и люди Тамбовского края. Талант портретиста создал ему славу "тамбовского Крамского".
Заметное место в творчестве Н. М. Шевченко занимают пейзажи, среди которых выделяется созданная уже после Октябрьской революции 1917 года картина «Вид на Цну». Написана она была на Набережной в Тамбове из окна дома, где жил художник.
Несколько лет Н. М. Шевченко работал оформителем на пороховом заводе в пригородном посёлке (ныне — город Котовск).
Евгений Владиславович Рябинский.
Родился 24 июня 1925 года, в селе Алгасово Моршанского района Тамбовской области, в семье учителей сельской школы. В выборе своего пути для художника значительную роль сыграла жизненная среда, в которой прошли его детские годы. В чутком ко всему прекрасному сознании ребенка сформировались основы своеобразия художественного дарования будущего живописца.
Самостоятельный творческий путь живописца начинается в 1951 году в Тамбове, куда он приехал по распределению, уже в эти годы начинается основная линия творчества Рябинского - это современная деревня, близкая ему чарующей природой и талантливыми, самобытными людьми. Творчество художника Евгения Владиславовича Рябинского тесно связано с Тамбовским краем, его людьми и природой. Он известен как автор тематических и жанровых полотен, одухотворенных поэтических пейзажей, проникновенных портретов и красочных натюрмортов. В картинах Рябинского говорится о просторах черноземной пашни, о многоцветье летних лугов, о свежих зорях и мягких закатах, о простосердечных людях села.
Художник Евгений Владиславович Рябинский - самобытный, искренний, душевно-щедрый мастер. Талант его носит жизнеутверждающий характер.
Станислав Михайлович Никиреев.
Известный советский и российский график, литограф, офортист. Член СХ СССР. Член-корреспондент Академии художеств СССР. Заслуженный художник России. Действительный член Академии художеств России. Народный художник России.
Родился в Мичуринске Тамбовской области, в семье рабочего. Учился в городской художественной школе-студии, затем в Пензенском художественном училище имени К. А. Савицкого у И. С. Горюшкина-Сорокопудова, закончил в 1957 году.
Но излюбленные мотивы художника Никиреева – маленькие русские города, полные своеобразного очарования старины, памятные места, связанные с дорогими русскому сердцу именами и событиями, поэтические уголки среднерусской природы. В серебряное кружево своих пейзажей автор как бы вплетает живых участников композиций – человека, лошадь, собаку, птиц, отчего листы его наполняются теплым дыханием реальной жизни.
С. М. Никиреев – блестящий мастер офорта. Его листы восхищают буквально, ювелирной техникой исполнения. Эти виртуозные и филигранные работы, отличаются изысканным вкусом, поразительной художественной достоверностью. Говорят о особом тонком восприятии натуры художником. Работал он и в технике литографии, рисовал цветными карандашами.
Никирееву Станиславу Михайловичу решением Мичуринского городского Совета было присвоено звание «Почетный гражданин города Мичуринск». Официально занесён в книгу рекордов Гиннеса как человек, уместивший максимальное количество деталей на 1 квадратный сантиметр (78 деталей).
Ольшанский Борис Михайлович
— советский и российский художник-славянист, продолжатель традиций русской школы живописи, автор более 300 картин. Родился 25 февраля 1956 года в Тамбове.
Ольшанский Борис Михайлович — замечательный русский художник-славянист. В своём роде он является одним из лучших художников и изображает древнюю Русь с неимоверной фантазией и мастерством, опираясь на различные эпосы, сказки, былины, сказания и историю.
Сам Борис Михайлович Ольшанский говорит о том, что ему невероятно больно от того, что Великая Русь предана забвению. Наши великие предки смотрят на нас — заблудших в политике и деньгах — и предвещают скорый суд истории, который сделает нашу державу вновь Могучей и Великой. Понимание этого заставляет художника брать кисть в руки и показывать людям некогда светлой Руси — откуда они родом и на какой замечательной земле живут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhniki_tambovskoy_oblasti11.pdf | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда МБДОУ № 19 "Золушка" г.Моршанска Тамбовской области
Наше ДОУ приняло участие в городском конкурсе на эту тему и заняло 3 место. Желаю удачи....
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Водные ресурсы Тамбовской области"
Конспект образовательной деятельности отражает формы работы краеведческого содержания и позволяет организовывать работу с использованием ЭОР...
Программа кружка по экспериментальной деятельности "Лаборатория "Почемучек". Автор: Протасова Татьяна Сергеевна г. Жердевка Тамбовская область, МБДОУ детский сад № 5 "Радуга
Кружок по исследовательской деятельности способствует развитию у детей познавательного интереса, активности и любознательности ко всему, что нас окружает. Позволит приобщить детей к познанию, умению н...
Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области
Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности...
Экологический альбом "Богатство растительного мира Тамбовской области"
Цель создания данного пособия: формирование представлений о растительном мире родного края, о неповторимой красоте Тамбовской области. Задачи.Образовательные: с помощью данного пособия познакомит...
Участие воспитанников музыкального руководителя МБДОУ детского сада №3 "Сказка" г. Котовска Тамбовской области в творческих конкурсах, фестивалях и т.д.
Участие воспитанников музыкального руководителяМБДОУ детского сада № 3 «Сказка» г. Котовска Тамбовской областиВерёвкиной Галины Валерьевны в творческих конкурсах, фестивалях и т.д....
КРАСНАЯ КНИГА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Знакомство с некоторыми видами исчезающих животных, птиц, насекомых Тамбовской области...