Проект по духовно - нравственному развитию "Добрым молодцам урок"
проект (средняя группа)

Дряннова Анна Михайловна

Проект для детей средней группы по духовно - нравственному развитию "Добрым молодцам урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobrym_molodtsam_urok.docx811.93 КБ

Предварительный просмотр:

         МБОУ Успенская СОШ дошкольное отделение -  детский сад № 32

                        Московская область, Одинцовский городской округ, п.Горки - 2.

                              

 Проект  по духовно - нравственному воспитанию, для детей средней группы: "Добрым молодцам урок"

     

                                                                          

                                                                                                                                         Автор: Воспитатель высшей категории Дряннова А.М.  

                 

                                           2023  -  2024гг.                                  

Пояснительная записка                

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка- благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Воспитание духовно  -  нравственных чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической зада                                                                   

Актуальность

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но сегодня, наконец-то, о проблеме духовно-нравственного воспитания заговорили как о проблеме общенациональной. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

Согласно ФГОС система духовно-нравственного воспитания дошкольников включает следующие направления:

  • обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
  • эстетическое развитие детей;
  • формирование потребностей в здоровом образе жизни;
  • сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.

Обозначим новые требования ФГОС дошкольного образования к духовно-нравственному воспитанию:

  • перестройка взглядов воспитателя на новое (принятие нового);
  • целостность направления;
  • система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
  • просветительная работа с родителями;
  • интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
  • развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

Вначале необходимо воспитывать человека и лишь потом гражданина.

Ведущая  идея моего проекта

 состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре России.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.


Характеристика проекта

Вид проекта: литературно- творческий, игровой

По срокам проведения: долгосрочный – 9 месяцев.

По составу: групповой

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.                                                                

Цель:                                                                                     Системный подход к организации духовно-нравственных представлений и воспитание духовно- нравственных качеств личности детей, через русскую народную культуру ( русские народные сказки).

Задачи:

Основная задача духовно - нравственного воспитания в системе образования

Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранения. распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Образовательные:
- Формировать привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуациях.
- Обеспечить социальную адаптацию детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
- Усвоить духовно- нравственные ценности, формировать духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений.
Развивающие:
- Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
- Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные:
- Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
- Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Содержание проекта

Воспитание духовно-нравственных основ на современном этапе развития общества требует от дошкольных образовательных учреждений развития познавательного интереса и любви к семье, к малой родине ее традициям, ценностям и моральным нормам поведения в обществе.  

За основу я взяла Русские народные сказки, потому что русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, дают простор воображению, позволяют вернуть и вписать естественный узор жизни ребёнка и семьи христианские принципы православия; темы веры добра , милосердия и послушания составляют духовно - нравственное содержание сказок.

Герои сказок помогают усвоить законы духовной жизни., утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздаётся добром, за зло - злом; чтобы чего - то достичь надо хорошо потрудиться, помогать другим надо бескорыстно и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело лучше делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.

 Предварительная работа: подготовка детских книг со сказками в картинках, наборы иллюстраций к русским народным сказкам в соответствии с возрастом.   Разные виды театра ( Би-Ба-Бо, театр ложек, настольный магнитный театр и т.д)  Составление картотеки театрализованных игр по сюжетам сказок. Атрибуты музыкальных и дидактических игр.

                         

                                           

                                 Ожидаемый результат

Для детей

- Сформировались доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми, положительное отношение ко всем людям. создание оптимистической детской картины мира;

 -  готовность проявлять совместное сострадание и радость;                                                   - Ребята умеют оценивать свои поступки и поступки окружающих.- Поощряется стремление ребенка совершать добрые поступки.                                                                           - Научили детей различать понятия «добро» и «зло», их важности в жизни людей                                                                                                  - Дети стремятся к положительным поступкам и делам, избегают ссор, уступают и договариваются друг с другом.

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

Для родителей (законных представителей):

- Организовали просвещение родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание.

 - Повысили родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

- Способствовали повышению значения семейных ценностей;

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации;

- беседы;

- совместное изготовление и приобретение атрибутов к играм

Дети:

- работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств посредством русских народных сказок;

-дидактические игры.

-художественная литература

-театрализация

                                    Новизна

Новизна заключается в изучении на практике эффективности влияния сказок на нравственное и духовное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

 В процессе духовно-нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

           

                                               

 

Этапы развития проекта

1.Подготовительный  этап

Информационно- накопительный

1). Изучение новых методических рекомендаций = интерактивных пособий "Воспитатели России". ( по духовному)

2). Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

3).  Подбор методической литературы для реализации проекта.

4). Подбор наглядно - дидактического материала.

5). Организация развивающей среды в группе.

6). Создание условий для продуктивной деятельности.

7).Составление картотеки загадок, присказок, пословиц о сказках. 

2.Основной этап

Практический

Работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств посредством русских народных сказок (разработка плана работы с детьми, плана работы с родителями) 

Реализация плана мероприятий:

1. Работа по плану мероприятий, планирование игровых видов деятельности

2. Создание презентации

3. Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта) консультации в направлении духовно- нравственного развития.

Заключительный этап

1. Анализ результатов проекта

2. Итоговое мероприятие

3. Благодарственные вручение родителям принимавшим участие в реализации проекта.

                       

                                         2 этап - Основной этап                                  

                             

Месяц.

Образовательные области

Содержание образовательной

деятельности

Форма организации детских видов деятельности

Сентябрь.

1.Соц.- коммуникативное, речевое развитие

Нравственный урок:            

Цель:  учить дружелюбно относиться к друг другу. "В тесноте, да не в обиде".Обсуждение нравственных качеств героев.

Рассказывание  русской народной сказки "Теремок" .

2. Художественно- эстетическое развитие.

Цель: Продолжать учить детей изображать предметы, из квадратных и прямоугольных частей. Развивать желание оказать помощь.

Рисование:

"Кто, кто в теремочке живёт..."

 3. Социально -

коммуникативное развитие

Цель: Учить передавать эмоциональное состояние персонажа (радость, недовольство),развивать пантомимические навыки.

Игра - пантомима "Медвежата".    

4.Познавательная область

Конструирование домика для зверей  (строительный материал дети подбирают самостоятельно).Физкульт минутка «Лентяи – поросятки не делали зарядки».

 Конкурс детей на лучшую постройку "Теремка"

Октябрь

1.Речевое развитие

Цель: развитие нравственных качеств. Активизировать речь. Предложить пересказать некоторые моменты сказки. Обсуждение  нравственных качеств героев.

Чтение сказки "Кот, петух и лиса"

2. Социально-ком-

муникативное развитие.

Цель: систематизировать знания детей о русских народных сказках через квест-игру.             

Девиз игры: «Добро всегда побеждает!»

Квест-игра «По следам русских народных сказок»

3.Познавательное развитие

Цель: Воспитывать познавательный интерес, сочувствие и желание помогать героям сказки.

НОД по ФЭМП

"В гостях у сказки"

4.Физическое развитие

 Цель: доставить чувство радости от совместной творческой деятельности.

- Развивать основные физические качества детей: скорость, ловкость, выносливость, координацию движений.

Досуг "Путешествие по сказкам"

 

Ноябрь

1.Художественно - эстетическое развитие

Цель: развивать творческие способности и мышление. Учить передавать характерные особенности и черты. (лапы, мордочка и т.д)

Лепка: "Герой сказки - медведь".

2. Речевое развитие

Цель: познакомить детей с понятиями - жадность, трусость.

Чтение И. Романова "Давай Дружить"

3.Социально -коммуникативное развитие

Цель: научить детей владеть своим телом. Свободные, непринуждёные движения рук и ног.

Театрализация. Игры на развитие пластической выразительности: "Лисичка подслушивает", "Цветочек"

Декабрь

1.Соц.-ком. речевое развитие

Цель: дать детям понятие о настроении, о том, что оно бывает разное; развивать умение распознавать эмоции других людей.

ОД "Путешествие в страну настроения" ск. "Обидчивый зайчик", релаксация игра "Облако"                (коррекционная педагогика)

2.  Познавательно - исследовательская деятельность

 Цели:  Закрепить знания о зиме,  как времени года.   Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар).

ОД

"Если зимушка пришла, много снега принесла"

3. Речевое  развитие

Уроки нравственности      Цель: Развивать нравственные качества: неравнодушие, радушие, щедрость доброту.

Чтение рассказов: И. Романова "Добрая белочка", Зимой в лесу".

Обсуждение поступков героев.

4. Социально - коммуникативное

развитие

Цель: активизировать эмоционально – волевую сферу детей, развивать творческие способности.

Театрализованная деятельность. Репетиции и подготовка к Новогоднему празднику.

Январь

1. Познавательное развитие

Цель: упражнения на развитие логического мышления.                   (Мет. рекомендации)

Авторские сказки в форме головоломок.

"Собери ёлочку"

2. Соц.- коммуникативное развитие

Цели: учить детей по характеру музыки узнавать жив. Игра "Кто, ка ходит". Передвижение.

Театрализация.         "Образы животных в музыке"

3. Художественно - эстетическое развитие

Цели: приобщать детей к художественному труду. Развивать детское творчество. Вызвать позитивные, радостные чувства от создания поделок своими руками.

Создание предметов - атрибутов к сказке

"Гуси - лебеди"

(молочная река, печка, яблоня, избушка)

Февраль

1.  Познавательное и речевое развитие.

Уроки нравственности. Истории к разговору с детьми: «Какими мы бываем – мирными и приветливыми или сердитыми и драчливыми?». Формирование связной речи.

Тематическая беседа с детьми:                                   "Мир  -  ссора"

Истории о животных.

2.Физическое развитие

Цели: продолжать учить детей играть в команде, передавая,эстафету.Воспиты- вать дружелюбие, соучастие.

Эстафета: "Кто быстрей догонит лису"

3. Познавательное развитие

Цели: воспитывать патриотические чувства.      «К разговору с будущими защитниками своей малой и великой Родины»

Истории и стихи к празднику     "23 февраля."

Март

1.Познавательное развитие

Цели: вызвать интерес к сказке. Сопереживание к её героям, к осмыслению -"Добро всегда побеждает зло"

Просмотр мультфильма

"Царевна лягушка"

2. Художественно- эстетическое развитие.

Цели: предложить детям вспомнить волшебные предметы из сказки "Ц.Л" и вылепить их образ из солёного теста. Обсудить как они (предметы) помогали героям сказки.

Лепка: Подарки для мамы". "Сказочные предметы" по ск. "Царевна лягушка"

 

3. Речевое развитие

 Цели: Познакомить детей с новой сказкой. её героями. обсудить характеры персонажей. Что такое жадность?  Развитие эмоциональной сферы.

Чтение венгерской сказки "Два жадных медвежонка"   Во время чтения использовать экспрессивные этюды

4.  Познавательное развитие

Цели: моделирование сказки из г/ф по образцу и импровизации, где соединяется словесно-худ. метод с логико математическим.

Дидактическая игра "Превращение геометрических фигур в сказочных героев"

Апрель

1.Речевое развитие

Нравственный урок. «Поспешишь – людей насмешишь». Пересказывание сказки по мнемотаблице. Развивать связную речь.

Чтение сказки «Три поросёнка» (пер. с англ. С.Я. Маршака)

2.Физическое развитие

Цели: предложить детям выразить в движениях характер лисы и волка. Определить хорошие эти качества или плохие для человека.

Подвижные игры: "Хитрая лиса", Гуси - лебеди"

3. Социально - коммуникативное развитие

Цели:Формировать способность к перевоплощению, созданию театральных (выразительных) образов (мимика, жесты, интонационная выразительность речи). 

 Подготовка к драматизации сказки "Лисичка со скалочкой"

4.Социально - коммуникативное развитие

Цели: развитие связного речевого высказывания. Умение выстраивать диалог.  Передавать выразительность образов. Рефлексия.

Драматизация  сказки для детей младших и старших групп. "Лисичка со скалочкой"

Май

1.Познавательное, речевое развитие

Цели: закреплять знания о доброте вежливости, гостеприимстве. Помогать детям быть сдержанными, доброжелательными.

Беседа «Что такое гостеприимство»
Сказка «Гостеприимная Клава»

2. Социально - коммуникативное развитие

Цели: развивать необходимые психические качества. Будить творческое воображение и фантазию детей

Театрализованная дея-сть.Этюды на превращение( деревья. цветы. грибы, бабочки, лягушки, котята)

3. Соц.-ком., речевое раз.

Итоговое мероприятие

Викторина

Работа с родителями.

1. Познакомить с целью проектной работы «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»
2.Папка-передвижка «Что такое сказкотерапия»
3. Рисунки добрых дел и создание из них альбома «Поделись добротой своей».

Заключительный этап

1. Анализ результатов проекта

2. Итоговое мероприятие

3. Благодарственные вручение родителям принимавшим участие в реализации проекта.

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!

Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Уроки доброты» в средней группе.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного обществаРешая задачи воспитания, необходимо опереться на разумн...