Коллективное музицирование детей на диатонических музыкальных инструментах, как форма приобщения к лучшим образцам музыкального искусства.
методическая разработка

Антипова Алёна Александровна

Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость. Ансамблевое музицирование развивает музыкальное мышление. Поэтому коллективное музицирование на диатонических колокольчиках так нравиться детям. В этой работе я на конкретном примере показала как это сделать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antipova_kvalifikatsionnaya_rabota.docx28.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кузбасса»

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарного и художественно-эстетического образования

Коллективное музицирование детей на диатонических музыкальных инструментах, как форма приобщения к лучшим образцам музыкального искусства.

Итоговая работа.

Срок обучения с «5» сентября 2023г. по «21» сентября 2023г.

Исполнитель:

Антипова Алёна Александровна

 Музыкальный руководитель

МАДОУ№5 «детский сад комбинированного вида»

 г.Кемерово

(8-904-994-04-47)

Консультант:

Шаталова И. Л.,

методист кафедры ГиХЭД  

Кемерово 2023

Содержание

Введение        …………………………….3

1. Коллективное инструментальное музицирование как форма познания мира музыки…………………………………………………………………………..…4

2. Метод гармонической поддержки…………………………………………….6.

Заключение        ……………………………9

Используемая литература        ……………………...……10


Введение.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

  • Развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
  • Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
  • Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских музыкальных инструментах.

1.Коллективное инструментальное музицирование как форма познания мира музыки

Коллективное инструментальное музицирование- это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей. Радость и удовлетворение от совместного музицирования- залог интереса к музыке. Важным является то, что коллективное музицирование делает возможным совместное исполнение произведения несколькими участниками, расширяет музыкальный кругозор, активизирует фантазию и творческое начало детей

Детское коллективное музицирование – это мощный резерв развития музыкальных способностей ребёнка. Коллективная форма музицирования очень нравится детям. Игра в ансамбле доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость. Для них это очень комфортная, благоприятная сфера для развития их творческого потенциала. Игра в ансамбле – одна из важнейших форм мотивации к успешному обучению учащихся в музыкальной школе.

Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость. Ансамблевое музицирование развивает музыкальное мышление.

Как правило в донотном периоде начинают формироваться элементарные игровые навыки - свободные движения рук, простейшие ритмические рисунки дают ребёнку больше возможностей для развития слуховых представлений и формируют у него образное воображение и мышление. 

Самая доступная для детей форма познания – это игра. Через игру знакомимся с размером, тактом, сильными и слабыми долями, с разными длительностями. Поэтому на начальном этапе создаются ритмические ансамбли, с использованием простых ударных инструментов - бубен, треугольник, барабан, тарелка, маракасы и др.

Один из главных компонентов, объединяющих учеников в единый ансамбль – это метроритм. И действительно, что помогает ансамблистам играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек - это ощущение метроритма. Он, по существу, выполняет функцию дирижера в ансамбле, ощущение каждым участником сильных и слабых долей такта - это то, что объединяет участников ансамбля.

Ценным в работе с ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.

Диатонические колокольчики формируют у детей навыки вербального и невербального общения, готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. Обучение игре на диатонических колокольчиках развивают ещё и чувство ритма, музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух. Также способствуют развитию музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветным партитурам.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников. А совместное музицирование активизирует внимательность, развивает дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на музыкальных инструментах. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей. Это способствует психологической раскованности и помогает детям справиться с излишней застенчивостью и скованностью, формирует дружелюбную атмосферу в группе.

Существуют разные методики обучения игры на диатонических инструментах. Я расскажу о методе, который применяю на практике в МАДОУ№5

2. Метод гармонической поддержки.

 На примере произведения Эннио Морриконе «Одинокий пасту».

В до нотный период дошкольники, не владеющие музыкальной грамотой, хотят участвовать в оркестровых зарисовках. Хочу отметить, что хотят и дети, и родители и воспитатели.

Здесь вся основная работа ложится на музыкального руководителя.

Первое, что нужно сделать, это изучить партитуру произведения, проставить функции. Затем сгруппировать из колокольчиков аккорды.

красный цвет, соответствует ноте ДО I октавы;

оранжевый цвет — РЕ I октавы;

жёлтый цвет — МИ I октавы;

зелёный цвет  — ФА I октавы;

голубой— СОЛЬ I октавы;

синий й цвет — ЛЯ I октавы;

фиолетовый цвет — СИ I октавы;

белый цвет — ДО II октавы

В моём комплекте присутствуют полутона. Они черного цвета, на них присутствуют обозначения тона.

Конечно для полноценного звучания нужно, что бы комплектов колокольчиков было не менее трёх. Так как некоторые ноты повторяются в разных аккордах. Каждую группу аккордов помечаем определённым цветом на ручке, что бы дети не путали гармонию.

Затем выписываем из партитуры порядок звучания аккордов. В нашем случае их было шесть.

Дети выстраиваются в соответствии очерёдности звучания аккордов. Например:

До мажор помечен красной изолентой, а Фа-мажор-зелёной изолентой и т.д.

Дирижёром выступает музыкальный руководитель, он показывает детям какой аккорд должен играть в определённый момент времени.

Так как у нас аккордов шесть можно присвоить каждой группе детей руку (правую или левую и определённую цифру)

Например:

Ре минор-левая рука, цифра 1 (показываю один указательный палец) Л1

Си бемоль мажор -левая рука цифра 2, (показываю 2 пальца) Л2

Фа мажор-правая рука цифра 1 П1 

И т.д.

Получается такого рода партитура для дирижёра.

`Партитура дирижёра

 d    Л1

Hь  Л2

C  Л3

F   П1

d    Л1

Hь  Л2

C  Л3

F   П1

d    Л1

q     П2

C  Л3

F   П1

d    Л1

Hь  Л2

C  Л3

A  П3

d    Л1

Hь  Л2

C  Л3

F   П1

d    Л1

Hь  Л2

C  Л3

F   П1

d    Л1

q     П2

C  Л3

F   П1

d    Л1

Hь  Л2

C  Л3

F   П3

Во вступлении, середине и в заключении используются соль-мажорные флейты. Дети играют на них только одну ноту «ре», имитируют трель птиц (зажимают все отверстия, кроме последнего. И быстрыми движениями то закрывают его, то открывают)

Для привлечения все детей в оркестр добавляются водяные свистульки, имитирующие пение птиц.

Расстановка на сцене

C    Л3

свирели

F     П1

Hь  Л2

Водяные свистульки

q      П2

d    Л1

F      П3

Заключение.

Данный метод позволяет в короткие сроки, без особых трудозатрат педагога и самих воспитанников сделать яркие номера. Ребёнок без труда погружается в море красивой музыки, знакомить с шедеврами мирового масштаба. В ребенке появляется чувство успеха, уверенности в своих силах.

Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят приобретает новое звучание. Дети чувствуют себя настоящими артистами, что приводит к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках перед родителями.

. Используемая литература:

1.Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.

2.Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

3.Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.

4.Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.

5.Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.

6.Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.

7.Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО через использование музыкальных инструментов»

Долгосрочный  проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО через  использование  музыкальных инструментов»...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством знакомства с музыкальными инструментами

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством знакомства с музыкальными инструментами...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему "Использование нетрадиционных музыкальных инструментов, как средство креативности. Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов"

Анализируя результаты своей работы по творческому развитию дошкольников, я пришла к выводу, что необходимо использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для развития креативности у детей. Приобщ...