Обобщение педагогического опыта использования игровых технологий в средней группе
учебно-методический материал (средняя группа)
Опыт использования игровых технологий в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_ispolzovaniya_igrovyh_tehnologiy_v_sredney_gruppe.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт использования игровых технологий в средней группе
Одним из важных направлений моей профессиональной деятельности я выбрала использование игр и игровых приемов в воспитательно-образовательном процессе. Потому, что игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается. По ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
Для работы по самообразованию я выбрала тему «Использование игровых технологий в работе с детьми 4-5 лет».
Актуальность выбранной темы:
• Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается.
• По ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
• Игровые моменты проходят очень живо, в эмоциональной обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Цели и задачи:
• Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данной области.
• Изучение литературы по данной теме.
• Активно воздействовать на развитие психических процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.
• Разработать картотеки игр.
• Вести работу по преобразованию предметно-развивающей среды.
Сущность игровых технологий заключается в совокупности огромного количества методов и приемов организации воспитательно-образовательного процесса в форме различных игр.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, мы педагоги могли быть уверенными в том, что в результате получим гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Существует несколько классификаций игр детей дошкольного возраста:
1. по виду деятельности:
-на физические,
-двигательные,
-интеллектуальные,
-умственные,
-трудовые.
Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играхот участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.
Трудовые игры, т.е. игры, в которых осваиваются элементарные трудовые навыки, благотворно влияют одновременно и на физическое, и на психическое развитие ребенка: повышается работоспособность и деятельность всего организма, совершенствуется нервная система, укрепляются мышцы ребенка, содействуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности. В трудовой деятельности малыш узнает много нового, интересного для него о предметах и материалах, которые использует.
2. По характеру педагогического процесса :
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические,
Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми.
3. По характеру игровой методики:
-предметные;
-сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами);
-дидактические;
-подвижные.
Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
Например игра «Чудесный мешочек» «Найди по листу дерево», «Найди такой предмет» Цель: помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность. И др. игры.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
4. По содержанию
-музыкальные,
-математические,
-социализирующие,
-логические и т. д.
Музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, способствующим развитию фантазии ребѐнка, эстетических и нравственных чувств.
5. По игровому оборудованию:
-настольные,
-компьютерные,
-театрализованные,
-сюжетно-ролевые,
-режиссёрские и т. д.
Сюжетно -ролевая игра - это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. С/Р игра - есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество
Я рассмотрела применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ по каждому направлению отдельно. Ознакомилась с огромным количеством материала по данной теме. Узнала очень много разных игр, игровых тренингов.
ФГОС ДО требует сделать образовательный процесс привлекательным, ненавязчивым, радостным. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Я старалась выстраивать образовательную деятельность в группе, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания различного содержания, при этом я учитывала, их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому задания носили сугубо индивидуальный характер. Например: на занятии по ФЭМП старалась, чтобы образовательный процесс был эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Моя задача, как воспитателя - поддержать интерес ребенка!
Понятие «игровые технологии» включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. Используя игровые технологии в образовательном процессе, я всегда обладала доброжелательностью, осуществляла эмоциональную поддержку, создавала радостную обстановку, поощряла любой выдумки и фантазию ребенка. Только в этом случае я считаю игра будет полезной для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного.
Существует много дидактических игр. Все эти задания я предлагаю детям делать, играя. Главное, чтобы во время проведения игры детям было весело и интересно.
Применение игровых технологий:
• Способствует преодолению пассивности.
• Повышает познавательный интерес.
• Вызывает эмоциональный подъем.
• Тренирует память
• Развивает внимание.
• Развивает мышление.
• Помогает выработать речевые умения и навыки.
• Способствует развитию творчества.
Особое внимание уделяю насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления.
Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Поэтому вышеперечисленные игры включаю в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
При проведении занятий использую стихи, пословицы. (Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять).Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие. Поэтому применение игровых технологий – очень эффективно!
Все названные выше игровые технологии направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием игровых технологий в средней группе "Кто нас кормит".
Цель: продолжать формировать представления детей о людях различных профессий. Задачи: дать представления детям о профессии повара, предметах, необходимых для работы; закрепить знания детей о профессии...
Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающих и игровой технологии в средней группе: «По тропинке в лес пойдём в гости к мишке мы прийдём!»
Конспект физкультурного занятия в средней группе...
Конспект интегрированного занятия "В гостях у Осени" с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий в средней группе.
Путешествие в осенний лес, рассматривание разноцветных осенних листьев. Создание детьми осеннего ковра....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию(лепка) с использованием игровых технологий в средней группе на тему: «Лесной житель-ёжик»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию(лепка) с использованием игровых технологий...
занятие с использованием игровых технологий в средней группе по ФЭМП
Цель: выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области ФЭМП на конец учебного года. Задачи:Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материа...
КОНСПЕКТ совместной деятельности с применением игровых технологий в средней группе «РЫБКИ В ПРУДУ»
Цель: Знакомить детей с одним из мест обитания рыб - пруд и тем, что на его дне (песок, камушки, водоросли, ракушки). Создать эмоциональноположительную атмосферу у детей в группе....
Тематическое физкультурное занятие с применением игровых технологий в средней группе «Зима проказница».
Зимнее тематическое занятие по физической культуре.Использование тематических элементов и сюжетной линии с упражнениниями, для развития физического воспитания....
- Мне нравится (1)