Консультация «Влияние дидактических игр на развитие психических процессов»
консультация
Без развития таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, внимание невозможно успешное обучение и развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_did_igra.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние дидактических игр на развитие
психических процессов»
Без развития таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, внимание невозможно успешное обучение и развитие ребенка.
Для развития познавательных способностей необходимо проводить развивающие упражнения и дидактические игры.
Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействие на органы чувств.
Составной частью восприятия являются различные движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения рук, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, движение голосового аппарата, воспроизводящие слышимый звук и т.д.
Результаты исследований ученых показали, что можно выделить четыре операции восприятия: обнаружение, различение, идентификация, познание.
Восприятие характеризуется такими свойствами, как объем, осмысленность, обобщенность, целостность, константность и избирательность.
Восприятие тесно связано с прошлым опытом. И эта связь, прежде всего, проявляется разного возраста, люди разных профессий по-разному воспринимают один и тот же предмет, одно и то же слово.
Виды восприятия.
Основанием классификации может быть ведущий анализатор в восприятии:
- зрительный
- слуховой
- обонятельный
- вкусовой
- осязательный
- кинестетический (двигательный)
По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:
- восприятие пространства;
- восприятие времени;
- восприятие движения.
Восприятие у детей дошкольного возраста имеют свои особенности. Дети путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Дети путают цифры (6 и 9) буквы (З и Э). Этих ошибок будет меньше, если научить детей сравнивать сходные предметы. Очень важно сделать процесс восприятия сознательным и управляемым.
Поэтому, готовя детей к обучению в школе необходимо научить их различать и называть такие свойства предметов, как форма, цвет, величина. Большинство правильно различают и называют геометрические фигуры (квадрат, круг, трапеции), но в названии объемных фигур (пирамида, шар, конус) испытывают затруднения.
Игры во многом способствуют переходу восприятия в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
Через игры можно определить: объем восприятия, точность и скорость восприятия.
Уровень восприятия величины предмета.
Воображение
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения ребенок может создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта.
Предлагаемые игры и упражнения позволяют развивать воображение дошкольников, что очень важно для успешного обучения.
«Незаконченные рисунки». «Угадай, кто я?». «Дополни изображение». «Укрась слово». «Волшебные превращения». «Представь, будто …» (Где мы были мы не скажем). «Составь загадку». «Что произойдет?». «Закончи рассказ». «Сочини сказку». «Сложи предмет».
Память – это форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.
У дошкольников более развита наглядно-образная память. Значительно лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, события, цвета. Чтобы подготовить детей к обучению в школе, следует развивать у них логическую память. Приучая детей к запоминанию логических связанных значений, воспитатель способствует развитию, как мышления, так и смысловой памяти. Воспитатель должен поощрять смысловое запоминание и бороться с механическим запоминанием или зазубриванием.
Игры: «Нарисуй по памяти картинку». «Слушаем и рисуем». «Выполни движения». «Перескажи текст». «Цепочка слов». «Пересказ по кругу».
Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.
Выделяются 3 основных виды внимания :
- непроизвольное;
- произвольное;
- послепроизвольное.
По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.
Психологами установлена связь между свойствами внимания: объем, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение. Все свое внимание дошкольники направляют на новое, яркое, то есть на то, что бросается в глаза. На внимание детей существенное влияние оказывает индивидуальные особенности.
Предлагаемые игры для развития внимания: «Найди отличия», «Да, нет, не говорить», «Лабиринт», «Исправь ошибку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение речевых задач посредством дидактических игр на развитие психических процессов
Одной из немаловажных задач речевого развития дошкольника является формирование психологической базы речи. Поэтому учитель-логопед не может обойтись в коррекционной работе без дидактических игр на раз...
Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников
Презентация и доклад по теме " Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников"+ методика организации и проведения подвижных игр....
Дидактические игры на развитие психических процессов
В материале подборка игр на развитие внимания. памяти ит.д....
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"...
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников" Подготовила: воспитатель Кулева М.В.Псих...
Влияние пальчиковых игр на развитие психических процессов
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ре...