Влияние пальчиковых игр на развитие психических процессов
консультация
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 339.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние пальчиковых игр
на развитие психических процессов»
В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между, активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон (плохо)», «легкая рука», «с легкой руки», «правая рука (кого, чья)», и т. д. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная).
Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические, динамические, расслабляющие и др.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние игр на развитие психических процессов:памяти, внимания, мышления
Познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление.Рекомендации педагогам и родителям, игры и упражнения по развитию познавательных процессов...
«Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка (восприятия, эмоций, воображения, познавательной активности, речи)»
Знакомство детей с искусством оказывает благотворное влияние:· Ребёнок учится мыслить творчески.· Ребёно...
Влияние оригами на развитие психических процессов у дошкольников
Данная консультация для воспитателей содержит материал о роли и значимости оригами. Занятия оригами являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоц...
Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников
Презентация и доклад по теме " Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников"+ методика организации и проведения подвижных игр....
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особе...
«Школа молодых родителей» Тема: «Влияние игр на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24457383","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]"Школа молодых родителей»Тема: «Влияние игр на развитие психических процес...
- Мне нравится (1)