Доклад по теме "В.Ф.Одоевский, вклад в педагогику"
материал

Мамонтова Елена Валерьевна

Будучи человеком передовых взглядов, В. Ф. Одоевский мечтал о распространении подлинно научных знаний среди широких масс народа, он выступал за, отмену крепостного права и отдал много сил деятельности по улучшению условий жизни столичной бедноты и просвещения народа.

Свои произведения автор подписывал несколькими псевдонимами и криптонимами, опасаясь «запятнать» славное княжеское имя. Исследователи часто дискутируют о том, где в фамилии литератора правильно ставить ударение. Большинство биографов сходятся во мнении, что оно должно ставиться на втором слоге.

В.Ф. Одоевский, глубоко изучив педагогические труды русских и зарубежных педагогов, обратился к разработке основ русской педагогики как науки. Для усовершенствования науки нужно осуществить наблюдения за процессом умственного развития человека почти с его рождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_odoevskiy.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Владимир Федорович Одоевский»,

достижения в педагогике

                       

      Санкт - Петербург

2023

Введение

Князь Одоевский Владимир Федорович — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания, видный деятель русской культуры и выдающийся педагог. В 1823–1825 годах председатель юношеского общества любомудров. Издатель ряда журналов и альманахов. С 1846 года — директор Румянцевского музея.

Будучи человеком передовых взглядов, В. Ф. Одоевский мечтал о распространении подлинно научных знаний среди широких масс народа, он выступал за, отмену крепостного права и отдал много сил деятельности по улучшению условий жизни столичной бедноты и просвещения народа.

Свои произведения автор подписывал несколькими псевдонимами и криптонимами, опасаясь «запятнать» славное княжеское имя. Исследователи часто дискутируют о том, где в фамилии литератора правильно ставить ударение. Большинство биографов сходятся во мнении, что оно должно ставиться на втором слоге.

Биография

Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года, став последним представителем княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей.

Когда Володе было четыре года, умер его отец. Мать повторно вышла замуж, отдав сына знатным родственникам. Так воспитанием мальчика занялся двоюродный дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.

Во время обучения в Московском университетском благородном пансионе Владимир заинтересовался литературой и философией, став завсегдатаем литературных кружков. После окончания пансиона с золотой медалью, в 1823 году поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. В этот период юный Одоевский с компанией единомышленников организовал философское «Общество любомудрия».

В 1826 году Одоевский переехал в Петербург, где поступил на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. В конце 1820-х годов был пожалован придворным званием камер-юнкера, но не переставал писать рассказы – к этому занятию он пристрастился еще во время учебы в пансионе.

Жизнь и творчество Владимира Федоровича Одоевского были неразрывно связаны с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы».

В своем доме Одоевский открыл литературный салон, в котором собирались известные российские писатели и музыканты. В салоне Одоевского часто бывали Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Федор Достоевский, Николай Гоголь и многие другие выдающие личности своего времени.

Владимир Федорович много времени уделял благотворительности и участию в общественной жизни страны. Он был ярым противником крепостного права, выступал за тюремную реформу и введение системы суда с участием присяжных. Благодаря участию Одоевского были построены больницы, приюты для сирот. На протяжении всей жизни он всячески поддерживал малоимущих, не отказывал в помощи тем, кто остро в ней нуждался, и считал что самое важное для человека – быть милосердным и сострадательным к другим.

Супругой Одоевского стала фрейлина императрицы, Ольга Ланская, с которой писатель обвенчался в 1826 году. Будучи светской дамой, блистательной красавицей, Ольга смогла стать настоящим другом для Одоевского, помогала ему держать литературный салон. Большой трагедией для супругов стало отсутствие детей в браке.

Скончался Владимир Федорович 27 февраля (11 марта) 1869 года в Москве, похоронен в Донском монастыре. После смерти последнего князя Одоевского вдова передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку, а музыкальный – в Московскую консерваторию.

Творческий путь и профессиональные достижения

В.Ф. Одоевский, глубоко изучив педагогические труды русских и зарубежных педагогов, обратился к разработке основ русской педагогики как науки. Для усовершенствования науки нужно осуществить наблюдения за процессом умственного развития человека почти с его рождения. Он предлагал матерям вести дневники наблюдений за детьми, а внимание педагогов обращал на наличие у детей индивидуальных задатков, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

Умственное развитие детей Владимир Федорович рекомендовал начинать с раннего возраста (до 4-х лет), но остерегал педагогов от крайностей в деле обучения детей, особенно от слишком раннего начала обучения. Считал, что обучение детей дошкольного и младшего возраста должно быть занимательным, интересным, но не развлечением и забавой. Оно должно приучать их к систематическому умственному труду.

В.Ф. Одоевский был противником физических наказаний детей, особенно в детских приютах, в организации и руководстве которых активно участвовал.

В.Ф. Одоевский был организатором и руководителем первых детских приютов в России, созданных им в системе государственных учреждений с привлечением средств и сил общественной благотворительности. Он разработал «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами», по которым с 1839 г. работали эти учреждения.

Одоевский составил «Таблицу складов» (1839) - своеобразное руководство для обучения грамоте звуковым методом, которое В.Г. Белинский рекомендовал широко использовать в школах и при домашнем обучении. Совершенствуя методику работы с детьми в приютах, В.Ф. Одоевский создавал книжки для детей, вводил наглядное обучение по картинкам, а также по «предметам в натуре», писал руководства для смотрительниц детских приютов. Он стремился сделать детские приюты воспитательными учреждениями, а не просто убежищами, в которых дети получали питание, уход и находились под надзором.

Жизнь в детском приюте, по мысли Одоевского, должна была быть организована на семейных началах, чтобы смотрительницы всячески заботились о детях.

Сказки Одоевского знакомили детей с реальными явлениями и предметами, расширяли круг их знаний, развивали творческое воображение и мышление детей, воспитывали их в моральном отношении.

В.Ф. Одоевский создал особую «детскую науку», Т.е. строго обдуманную систему, состоящую из нескольких пособий и руководств. В ряду этих работ Одоевского первое место занимает не законченное изданием сочинение «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея», написанное на основе тщательного изучения многих работ русских и зарубежных педагогов, более чем десятилетних наблюдений за обучением детей и своих практических занятий с ними.

Кроме того, Одоевский составил проект организации для народа публичных лекций по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общеобразовательным знаниям; он занимался организацией сельских школ, писал и издавал учебные руководства и научно-популярные книги для народа, получившие высокую оценку В.Г. Белинского.

В.Ф. Одоевский был выдающимся русским педагогом, внесшим значительный вклад в развитие педагогики, в том числе дошкольной. Его педагогические взгляды, отражавшие в оригинальной форме характерные черты прогрессивной русской педагогики, являлись связующим звеном между идейно-педагогическим опытом русских педагогов первой половины XIX в. с исканиями педагогов шестидесятых годов XIX в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вклад в развитие отечественной педагогики К. Д. Ушинского, как крупнейшего представителя педагогики XIX века

    К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушински...

Доклад на методическое обьединение на тему: "Музейная педагогика в детском саду. Цели, задачи, создание музея"

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную сре...

Консультация для педагогов дошкольного образования: "Вклад дошкольных работников и ученых в Победу и развитие дошкольной педагогики в годы Великой Отечественной войны"

  Исторические эпохи сменяют одна другую, а с ними меняется государственное устройство,  мировоззрение людей и их место в обществе. Развитие системы дошкольного образования непосредст...

М.Монтессори вклад в развитие дошкольной педагогики.

В данной методической разработке рассматриваются основные методы и подходы М.Монтессори к развитию личности ребенка. В этом материале собраны освновные аспеты работы М.Монтессори...

Вклад С.Л. Новоселовой в развитие педагогики игры.

Игра – явление крайне сложное, разноплановое и до конца еще не изученное. В отечественной психологической и педагогической науке существуют разные подходы к пониманию и, соответственно, к развит...