М.Монтессори вклад в развитие дошкольной педагогики.
консультация

Марина Николаевна Симонова

В данной методической разработке рассматриваются основные методы и подходы М.Монтессори к развитию личности ребенка. В этом материале собраны освновные аспеты работы М.Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.montessori_vklad_v_razvitie_doshkolnoy_pedagogiki.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Монтессори педагогика

 в современном дошкольном образовании.

       Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием, и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. М. Монтессори открыла некоторые законы детского развития и разработала новый метод обучения детей. На этой основе она создала свои школы, которые были приспособлены для детей, отвечали потребностям детского развития и соответствовали возможностям детского восприятия, что сделало их наиболее эффективными.   Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям и опыту М. Монтессори глубоко символичен, ведь это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения. Большая часть ее многочисленных открытий признана современной психологией и физиологией.

История развития системы М. Монтессори.

    Мария Монтессори (1870-1952г. Италия) - выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, педагог и психолог. Семья Марии  была строгорелигиозной, где, конечно, никоим образом не предусматривался путь, который она для себя выбрала в дальнейшем. Она всё больше увлекается естествознанием и делает, наконец, свой профессиональный выбор – детский врач.  В 1896г. М. Монтессори оканчивает университет и становится первой женщиной - доктором медицины. В тогдашней Италии медицина была привелегией мужской половины. Но упорство Марии опять дало плоды – она стала первой женщиной - врачом.  Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв - Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. На основе этих трудов педагог приходит к выводу, что слабоумие - это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Она  создает специальную школу, а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот.

         В 1900г в Риме состоялась  олимпиада учащихся начальной школы. Воспитанники М. Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Постепенно педагог убеждается, что: воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, которая сдерживается лишь в особых случаях, связанных с опасностью для его жизни. И это становится главной идеей ее педагогической деятельности

     В 1907г. Монтессори представилась уникальная возможность проверить на практике верность теоретических выводов. Она открывает школу для детей - знаменитый "Дом ребенка" ("CasadeiBambini").    Уже к 1909г. стало ясно, что социально-педагогический эксперимент М. Монтессори оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. В Дом ребенка стали приезжать педагоги. М. Монтессори тоже начала разъяснять свой метод, для чего много ездила с выступлениями по миру. Появляются ее научные труды и практические советы в таких книгах, как "Метод Монтессори" (1909), "Педагогическая антропология" (1910), "Тайна детства" (1938), "Формирование человека" (1949).  В короткий срок она распространила свои идеи по всему миру.

      В своей итоговой работе "Разум ребенка" (1952), написанной незадолго до смерти, Монтессори открывает новое направление в педагогике - развитие детей первых трех лет жизни. В противовес господствовавшему снисходительному подходу к "грудничкам" - мол, что с них возьмешь, - педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности. Сущность развития младенца - самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой. Психолого-физиологической основой данного процесса выступает подмеченная М. Монтессори особенность раннего детства, которую она характеризовала как "абсорбирующий разум". По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа, а "в его разуме совершается некий химический процесс".

     Жизненный путь Марии Монтессори оборвался в Голландии в 1952г., но ее идеи продолжали шествие по миру. Профессор гарвардского университета Генри Гольмс в своих «критических соображениях» писал: «Мы не преувеличим, если назовем труд г-жи Монтессори замечательным, полным новизны и глубоко ценным.    Мы не знаем другого примера педагогической системы, оригинальной уже по своей систематической полноте и практической приложимости». [1,стр.6] Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч школ  и детских садов Монтессори.  Её система нашла признание и в России.

Основные идеи педагогической системы М. Монтессори.

На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори - одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа. Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция ярко проявляется в концепции М. Монтессори. Для нее свобода - это, с одной стороны, биологическая свобода (свобода роста, развития ребенка), а с другой, - свобода выбора. В первом случае, ребенок рассматривается как существо, растущее душой и телом в силу внутреннего импульса, действующего во вселенной и нуждающегося только в неограниченном просторе для последовательного и надлежащего раскрытия своей силы. С этой точки зрения, свобода есть свобода роста, условием которой является устранение всего, что могло бы так или иначе стеснить или ослабить развивающиеся внутренние силы.

     "Первым словом" в своей педагогической концепции М. Монтессори считает свободу выбора, которая, по ее мнению, ведет "к достоинству людей". Принцип свободы у М. Монтессори сочетается с идеей воспитания дисциплинированности у детей, поскольку свободу она понимает не как бесконечное, порывистое поведение ребенка, не как действие по капризу или минутному влечению, а свободу воспитанную, упорядоченную и ограниченную интересами окружающих. Монтессори полагала, что любая жизнь есть существование свободной активности, следовательно, развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности.

      Исходя из этого, она видела суть воспитания не в формировании педагогами личности ребенка, а в организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Суть метода, предложенного Монтессори, заключается в том, чтобы "принудить" ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Свободу при воспитании ребенка, в первые годы его жизни она понимала как условия, наиболее благоприятные для развития его личности. Развитие должно быть как физическое, так и духовное. При этом воспитание понимается как активное содействие нормальному развитию жизни в ребенке.  

  Основные  моменты педагогической системы М. Монтессори.

          1. Свобода выбора  по мнению  Монтессори нужно дать возможность ребенку самостоятельно  выбирать деятельность. В результате ситуации выбора:ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;учится делать выбор;учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность.

2. Наличие специального комплекта дидактического материала Монтессори. Дидактическая среда должна быть  представлена в полном объеме и  обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном  доступе для детей, иметь четкую логику  построения, соответствовать всем условиям  комплектации  Монтессори - среды.

Своеобразие материала состоит в том, что взаимопроникающая логика построения Монтессори - среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).

3. Контроль ошибок. В Монтессори - материалах заложен контроль  ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно  увидеть ошибку и исправить её без помощи  взрослого.  

4 Наличие определённых правил в Монтессори – среде:

Соблюдение правил: Убери за собой; Работа на ковриках; По классу передвигаемся тихо;

5. Разновозрастность. Необходимо присутствие в среде детей всех  возрастных категорий в определенном (3года) диапазоне. Подключать детей друг к другу:  в любой  деятельности, где помощь вместо взрослого  может оказать ребенок – давать ему эту  возможность.

6. Дети – активные участники процесса обучения.

Часто не взрослый обучает детей, а дети  обучают друг друга. Дети ищут, подбирают  нужную и интересную информацию на разные  темы и сами рассказывают их своим  товарищам. Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);

Психологические принципы.

         Не делай за ребёнка то, что он может сделать сам. Помоги мне это сделать самому! -  принцип, которым следует руководствоваться. Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам! Помощь взрослого должна быть минимальной.

         Отсутствие оценок взрослого. Не давать постоянных оценок ребенка и его  деятельности. Проявлять свое отношение через собственные  чувства. Научить ребенка самого адекватно  оценивать  собственную деятельность.

Отсутствие соревновательного мотива. Не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает  уровень и качество достигнутого относительно  самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я  в сравнении с другим».

Эти ключевые моменты педагогики Марии Монтессори базируется на следующих принципах:

  • Антропология ребенка. Гетерогенность. Возрастная периодизация.
  • Принцип условий свободы развития ребенка.
  • Принцип концентрации внимания.
  • Принцип специально подготовленной обучающей среды.
  • Принцип сенситивности.
  • Принцип ограничения и порядка
  • Принцип актуального и ближайшего развития.
  • Принцип социального воспитания и интеграции.    

     Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач, и все они тесно связаны между собой.

 Метод Монтессори состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Меньше всего требований Монтессори предъявляет к ребёнку. По её мнению ребёнок растёт и развивается в естественной среде и имеет право на принятие его таким, каков он есть. Его задача - самовоспитание,  самообучение и  саморазвитие. Роль воспитателя (в качестве руководителя) и развивающей  среды стать средством такого развития.  

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность! Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное – отсутствие равнодушия: она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную "Педагогическую антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было.  

     Необходимо отметить, что педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире и «второе рождение» в России. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работают по ее педагогическим принципам.

Источники:

http://zinref.ru - Вклад М. Монтессори в развитие дошкольной педагогики и общественного дошкольного воспитания.

http://lektsia.com  - Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания Марии Монтессори

http://pedagog-social.ru – Педагогика Марии Монтессори

http://nsportal.ru Вклад М. Монтессори в развитие сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный творческий вклад в развитие предметно-развивающей среды

материалы личного творческого вклада в развитие группы раннего возраста...

Практические достижения профессиональной деятельности (личного вклада в развитии образования) педагогического работника Черновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через проек

Практические достижения профессиональной деятельности(личного вклада в развитии образования)педагогического работникаЧерновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интересау д...

Статья «Закаливание как вклад в развитие личности ребенка»

Традиционно закаливание рассматривается в контексте проблемы оздоровления детей, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным средовым условиям....

Участие в научно-практической конференции " Наш вклад в развитие отечественного психолого-педагогического образования"

Участие в научно-практической конференции " Наш вклад в развитие отечественного психолого-педагогического образования"...

Вклад в развитие отечественной педагогики К. Д. Ушинского, как крупнейшего представителя педагогики XIX века

    К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушински...

Консультация для родителей «Упражнения по приобретению навыков практической жизни по системе Монтессори –вклад в предматетематическую подготовку дошкольника»

Сама атмосфера в группе Монтессори поощряет ребенка к проявлению самостоятельности. Доведение начатого дела до конца также является одним из основных правил в детском саду и школе Монтессори. Организа...