Семинар – практикум «Проблемы руководства игрой детей в раннем возрасте»
материал (младшая группа)
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_rukovodstva_igroy.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9»
Семинар – практикум
«Проблемы руководства игрой детей в раннем возрасте»
Подготовила: Воробей С.А.
2023 год
Тема: «Проблемы руководства игрой детей в раннем возрасте»
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:
- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;
- чутко отзываются на любое действие сверстника.
Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.
В целях развития общения детей взрослый должен помочь ребенку увидеть в сверстнике – человека, организовать совместные игры детей, научить доброжелательному общению, поощрять привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т.п.
Воспитание простейших навыков совместной игры - это одна из важных задач в работе с детьми 2-3 лет. Совместные действия доставляют детям радость, так как создают возможность для обмена знаниями, активного речевого общения, проявления разнообразных эмоций. Необходимо помогать малышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких (2-3) человек. Надо всячески поддерживать интерес малыша к определенной роли, обучать в ходе игры необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или иные сведения. В дальнейшем малыш по - настоящему увлеченный ролью будет играть всерьез, искренне переживая все чувства своего героя.
Итак, игра в раннем возрасте является средством социально-личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, формирование социальных навыков, развитие игровой деятельности, развитие общения со сверстниками. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения и т.д.
Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений.
Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка со взрослым. Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко эмоционально окрашено, вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.
В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.
Итак цель моей работы: обеспечить каждому ребёнку физический и психологический комфорт в дошкольном образовательном учреждении.
Исходя из поставленной цели, решаем ряд следующих задач:
• формировать единый детско-взрослый коллектив на основе доверительных взаимоотношений на телесно-игровом и предметно-игровом уровне;
• учить ориентироваться в игровом помещении пространства группы, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;
• воспитывать чувства симпатии и интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.
Для решения поставленной цели и задач, при организации игровой совместной деятельности детей обращаю внимание на то, чтобы в игру были вовлечены все ребята – это позволяет каждому малышу не чувствовать себя обделенным вниманием, по длительности подбираю игры непродолжительные, но в течение дня они затрагивают различные виды детской деятельности (коммуникативную, двигательную, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную).
театрализованные игры
Наибольший страх ребенок испытывает в момент утреннего расставания с родителем (мамой или папой). Для того чтобы сгладить эту ситуацию, мы используем прием театрализованной игры: детей каждый день встречает герой какой – либо сказки (знакомой, или наоборот новой с которой мы в течение дня познакомимся). От лица героя я вступаю в диалог с ребёнком, вовлекаю его в совместную деятельность, таким образом, помогаю малышу преодолеть эмоциональный барьер.
Среди различных форм взаимодействия с детьми именно театрализованная деятельность (в частности, театрализо-ванные игры) помогаю ребёнку развить коммуникативные навыки.
Театрализованная деятельность включает в себя и «игры в театр», сюжетами которых служат как хорошо знакомые сказки или театральные представления по готовым сценариям.
Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях. Их можно проводить с небольшим количеством детей, иногда привлекать к ним и всю группу детей.
В данном виде деятельности у детей прививается интерес к русским народным сказкам, желание их слушать, дети могут договаривать отдельные слова или фразы, отвечать на вопросы по содержанию сказки, подпевать песенки и манипулировать со сказочными персонажами.
Хороводные игры
Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково. Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Считаю, что хороводные игры в детском саду просто необходимы. Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность, располагают детей друг к другу, раскрепощают их, учат действовать вместе, сотрудничать, знакомят детей с древними традициями и обычаями. Это такие игры как: «Каравай», «Карусель», «Ровным кругом», «Встаньте, дети, встаньте в круг», «Мы топаем ногами» и т.д.
Подвижные и малоподвижные игры
Чтобы дети чувствовали себя уверенными, я часто провожу с ними подвижные и малоподвижные игры («Зайка серенький», «Мишка косолапый», «Лохматый пёс», «Догони меня», «Мой веселый звонкий мяч» и др.). Поначалу не все дети включается в игру, одни играют, другие наблюдают. Но потом начинают активно принимать участие, изъявлять желание сами поиграть в ту или иную игру со мной. Я считаю, что все эти игры позволяют детям чувствовать себя уверенными и равными среди своих сверстников.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры дают возможность и воспитателям, и родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Такие игры как: «На ладошку села кошка», «Моя семья», «Сорока-сорока», «Встали пальчики», «Мальчик-пальчик», «Пальчики здороваются», «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять».
Сюжетно-отобразительные игры
Необходимо также сказать о сюжетно-отобразительных играх, которые так любят дети. Наблюдения за играми детей показывают, что сюжетно-отобразительная игра занимают до 10-15 минут. В детском коллективе обычно всегда есть дети, которые особенно любят такие игры, они предоставляют возможность получить опыт общения со сверстниками и взрослыми.
Чтобы развивать доброжелательные отношения друг к другу в игре организовали в группе игровой уголок, где разместили: парикмахерскую, кухню, спальню, где дети учатся формировать игровые действия, объединять их несложным сюжетом («Уложи куклу спать», «Напоим Мишку чаем», «Причешем куклу Машу», «Погладим кукле платье» и т. д.).
Использую приемы поддержания и развития игры, развиваю сюжет, создаю воображаемую ситуацию, во время игры побуждаю детей выполнять игровые действия. Используя приемы формирования взаимоотношений в игре, напоминаю о вежливом обращении друг к другу в игре.
Музыкальные игры
Игры с использованием звучащих предметов и музыкальных инструментов помогают объединять детей в дружные компании, развивают в ребенке слуховое восприятие и чувство ритма, способствуют формированию музыкального вкуса и эмоциональной восприимчивости.
Развитию общения сопутствуют и многочисленные праздники, тематические мероприятия, включающие детей в общение, создавая потребность каждого ребенка участвовать в определенных действиях.
ВЫВОД:
Использование игровой деятельности позволит педагогу в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие, коллективизм.
При правильном влиянии на формирование игры к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребята используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Дети самостоятельно подбирают игрушки и атрибуты для игры, выполняют игровые действия с предметами. Осуществляют перенос действий с объекта на другой объект. Могут играть, не мешая друг другу, подражать действиям сверстника.
Использование игр разной классификации, помогли детям легче пройти период адаптации к детскому саду.
Необходимо помнить, что мы должны организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, чтобы он хотел возвращаться туда ежедневно для совместных игр и общения со сверстниками и взрослыми. Совместные игры помогут нам достигнуть желаемого результата, так как в игре ребенок развивается, познает себя, учится общаться, переживает массу эмоций и достигает успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Руководство играми детей младшего дошкольного возраста
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является ведущей на данном возра...
Семинар-практикум "Жестово-образные игры с детьми раннего возраста"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 50 «МАЛЮТКА» СЕ...
Родительское собрание в технологии АМО тема «Игра детей в раннем возрасте».
По структуре, в соответствии с технологией, все образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.Этапы:Инициация (приветствие, знаком...
Семинар для педагогов «Cенсорное развитие детей в раннем возрасте»
Материал для проведения семинара...
"Содержание и особенности руководства ролевыми играми детей в раннем возрасте"
Первые сюжетные игры малышей протекают как игры без ролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Основным содержан...
Музыкально-дидактические игры детей в раннем возрасте
В данногй статье описываются особенности музыкально-дидактических игр детей раннего возраста....
Руководство играми детей младшего дошкольного возраста.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является ведущей на данном возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является и...