"Эксперименты в ванне"
опыты и эксперименты (младшая группа)

Детское экспериментирование важный процесс в развитии детей младшего возраста. Маленькие исследователи с удовольствием включаются в данный вид деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementy_v_vanne_detskiy_sad_rosinka_24.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальные игры в ванне с детьми раннего возраста.

   Детское экспериментирование это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. В нашей группе активно ведётся работа по экспериментированию с водой, песком, воздухом, бумагой, тканями и природными материалами. Наблюдая за детьми, нам показалось, что этого недостаточно и мы решили разнообразить эту сферу деятельности. Эксперименты в ванне позволяют развивать у детей сенсорику, мелкую моторику, активно пополняется словарный запас, развивается речь, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. В связи с этим мы решили дополнить картотеку экспериментов дидактическими играми, которые включаем в занятия, а также интегрируем с другими областями.

Цель: развитие познавательного интереса, создание благоприятной атмосферы в процессе совместной деятельности с детьми раннего возраста.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Дать представление о некоторых свойствах (воды, песка, бумаги, фольги, минеральных веществах);
  • Формировать у детей навыки экспериментирования;
  • Формировать умение делать простейшие выводы.

  1. Развивающие:
  • Развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
  • Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
  • Развивать наблюдательность, любознательность;
  • Развивать речевую активность.

  1. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Воспитывать аккуратность в работе.

   Развивающая среда в нашей группе до её изменения, была менее разнообразной. В рамках апробации программы мы пополняли и совершенствовали центры в группе. Для нас наиболее интересной оказалась тема сухого бассейна. Ранее в бассейне мы ограничивались играми с мячами. В данный момент уголок с бассейном пополнился разнообразием игр.

Игры в сухом бассейне.

  1. С мячами.

Мячи в бассейне мы оставили для выполнения основной его функции - наполнение мячами, для развития тактильных ощущений и массажа всего тела.

Что можно делать в бассейне?

  • Упасть в море разноцветных мячиков;
  • Полностью засыпать себя мячиками и попытаться нырнуть под них;
  • Катать мячик по своему телу: провести мячиком по всей ноге, потом по животу;
  • Ощутить всем телом колышущуюся массу мячиков;
  • Поиграть в игру «Бег с яйцом» (переносим мячи - «яйцо» на лопатках или в совочках из одного места в другое);
  • Тренироваться, бросая мячики из бассейна, а во время наведения порядка - обратно в бассейн;
  • Прокатывать мячи по трубам; попадать в цель;
  • Бросать мячи вверх и пытаться поймать их двумя руками.

  1. С тканями.

Разноцветные лёгкие материалы будто приглашают малышей к игре. Ребята с удовольствием играют в прятки с использованием вуали и платков, которые быстро переходят в переодевания. Вуаль легко смять, подбросить вверх и наблюдать, как она опускается. Дети могут использовать платки в качестве каната. Но не меньше радости получают малыши, погружаясь в ворох разноцветной ткани и ощущая мягкость материала на коже. Таким образом, игры с тканями позволяют развивать тактильные ощущения, наблюдательность и все мыслительные процессы, а так же дети учатся взаимодействовать друг с другом.

Что можно делать в бассейне:

  • Бросать платки вверх и наблюдать за тем, как они парят в воздухе и падают;
  • Закутаться в платки, а потом позволить другим детям разворачивать;
  • Через цветную вуаль наблюдать за окружающим миром;
  • Спрятаться под слоем платков, чтобы другие искали;
  • Сминать платки, тем самым способствуя их «исчезновению»;
  • Строить простые шатры и палатки из платков;
  • Использовать платки в качестве каната, с помощью которого можно связывать мебель или тянуть друг друга.

  1. С полиэтиленовой плёнкой с воздушными пузырьками.

   Упаковочный материал предлагает малышам целый ряд возможностей для занятий, которые соответствуют их потребностям в познании мира вокруг себя. В плёнку можно закутаться, словно в одежду, а негромкие щелчки лопающихся пузырьков приносят ребёнку дополнительное удовольствие.

Что можно делать в бассейне?

  • Смотреть на всё вокруг через полиэтиленовую плёнку и испытывать ощущение, будто мир выглядит искажённым и помутневшим;
  • Прятаться за кусками плёнки покрывая ими части тела;
  • Сминать несколько слоёв плёнки и топать по ним ногами, ощущая пружинистый эффект и пытаясь раздавить ногами воздушные пузырьки;
  • Попытаться сплющить пальцами воздушные пузырьки;
  • Сложить полиэтиленовую плёнку в два слоя;
  • Подбрасывать вверх куски плёнки и наблюдать за их падением;
  • Сминать плёнку и наблюдать, как она разворачивается и принимает исходную форму.

   Данное занятие, как и игры с платками способствует развитию малышей.

  1. С бумагой.

Дети раннего возраста любят играть с туалетной бумагой, но в большинстве случаев игра заканчивается запретом. Но если помесить туалетную бумагу в сухой бассейн, размотать рулоны, то они превратятся в недорогой, легкодоступный и без проблем убираемый материал, от игры с которым дети получают приятные впечатления. Бумагу можно смять, бросить, смочить.

Что можно делать в бассейне?

  • Складывать и сминать бумагу, наблюдая за тем, как она разворачивается;
  • Разорвать бумагу на крупные части, а затем на мелкие клочки.
  • Подбросить листочки вверх и наблюдать, как они падают.
  • Поиграть в «умывание» и почувствовать, как бумага щекочет лицо.
  • Дуть на небольшой клочок бумаги.

Игры в ваннах.

  1. С водой.

Ванна является местом, где дети самостоятельно, без инструкции и книг, проводят эксперименты с плаванием и нырянием предметов. Игры с водой позволяют детям лучше познавать окружающий мир, развивать мелкую моторику, зрительную координацию, расширять словарный запас, способствуют общему развитию.

Что можно делать в ванне?

  • Провести эксперименты с плаванием, всплыванием и нырянием предметов;
  • Получить радость от наблюдения за тем, как льётся и течет вода, зачерпывая воду емкостями различных видов;
  • Экспериментировать с цветом: окрашивать воду в разные цвета, наблюдать за смешиванием цветов;
  • Провести эксперимент с газированной водой: наблюдать, как образуются пузырьки, и искать их дорожки на поверхности воды;
  • Изучать поверхность воды, ударять по ней, наблюдать за брызгами;
  • Исследовать поведение воздуха: с помощью шлангов вдувать воздух в воду и наблюдать за тем, как он всплывает на поверхность в форме пузырей;
  • Создавать волны и наблюдать за ними.

  1. С песком.

Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Всё это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Что можно делать в ванне?

  • Пропускать песок через мельницу, сито;
  • Строить фигурки с помощью формочек;
  • Изучение песка: поочередное дотрагивание до песка пальцами одной руки, затем второй руки, а потом всеми пальцами одновременно;
  • Дышать через трубочку на сухой песок;
  • Песочные прятки;
  • Оставлять следы на песке.

  1. С крупами.

   Как чудесно погружать в ванну с крупами части тела. Кроме приятных тактильных качеств крупы предоставляют массу возможностей для игр и экспериментов. Она хорошо скользит, например, в длинную пластмассовую трубу. Зачерпывание крупы ложкой и попытки ухватить её с помощью пинцета, помогают развитию у малышей мелкой моторки. А если насыпать в жестяные чашки, то можно услышать, как она грохочет в них.

Что можно делать в ванне?

  • Пропускать крупу через мельницу;
  • Просеивать крупу через сито с крупными отверстиями;
  • Сыпать крупу в воронку;
  • Строить в крупе ландшафты и играть, используя дополнительный материал (машинки, фигурки, природные материалы);
  • Изучать крупу с помощью разных органов чувств: ощущать его мягкость, нюхать, рассматривать его поверхность;
  • Подбрасывать крупу вверх и наблюдать за её падением.

  1. С клейстером.

  Некоторые боятся опустить палец в ванну с клейстером, так как он имеет слизистую консистенцию. Благодаря своей липкости и текучести клейстерная масса является замечательной вещью: как пудлинговый соус, она медленно и плавно стекает с ложки в низ, а если погрузить в неё руки они покрываются слизью.

Что можно делать в ванне?

  • Сгребать клейстер и накладывать его ложкой, наблюдать за тем, как он стекает вниз;
  • Бросать в ванну с клейстером вещи, которые с бульканьем тонут;
  • Играть в поиски клада;
  • Помещать в ванну корабли, вызывая тем самым волнение на поверхности клейстера, медленно погружать корабли на дно;
  • Погружать руки в клейстер.
  1. С крахмалом и водой.

Смесь воды и крахмала в состоянии покоя имеет жидкую консистенцию, а при быстром размешивании крошится. Эта смесь способна стекать с пальцев рук, а при сжатии - затвердевать.

Что можно делать в ванне?

  • Спрятать вещи и попытаться их снова найти;
  • Размешивать крахмальную кашу и чувствовать, как она неожиданно меняет свою консистенцию;
  • Позволить каши высохнуть, размять её, а затем снова сделать её влажной;
  • Обмакнуть палец в массу и наблюдать за тем, как она облепляет палец во время его вытаскивания из ванны;
  • Набрать из ванны полные пригоршни каши и затем дать ей стечь с рук «шнурками-полосками».

  1. С минеральным наполнителем.

Из сухих гранул наполнителя образуется, в зависимости от количества жидкости получается более сухая или более жидкая каша. Так как гранулы выглядят очень похожими на мелкую гальку у детей возникает желание построить собственные мини миры. При добавлении воды из кусочков наполнителя образуется твёрдый пол, в который можно воткнуть палочки и шишки, и из этой смеси можно соорудить крепость и маленькую скульптуру.

Что можно делать в ванне?

  • Накладывать сухой наполнитель кучкой, перемешивать, пересыпать его, наблюдая как он сыпется;
  • Прятать в сухой наполнитель вещи и снова его находить, используя грабли;
  • Использовать сухой или же частично мокрый наполнитель, в качестве материала для строительства;
  • Изучать, как вода впитывается наполнителем;
  • Перемешивать и месить;
  • Втыкать вещи в массу (парки, шишки и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий споривного праздника "Осеннее путешествие Вани Заболейкина"

День здоровья с использованием игровых заданий.упражнений стретчинга.....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

"Утром Ваня рано встал... (Эксперимент со снегом)"

Конспект НОД для детей II группы раннего возраста с 2 - 3 лет....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека опытов и экспериментов "Химия в ванной"

Картотека опытов и экспериментов "Химия  в ванной"...

"Эксперименты в ванне с детьми раннего возраста" презентация

 Детское экспериментирование это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. В нашей группе активно ведётся работа по эксп...