Картотека опытов и экспериментов "Химия в ванной"
картотека
Картотека опытов и экспериментов "Химия в ванной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека опытов и экспериментов "Химия в ванной" | 129.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов с водой
«Химия в ванной»
Подготовил воспитатель: Шплихал О.А.
МБДОУ Д/с№28
г. Коркино
Начиная примерно с 4-5 лет, маленькие дети активно задают вопросы, касающиеся устройства нашей планеты, живой и неживой природы, и даже в 7 лет эта жажда познания не отступает. Подрастающему ребёнку жизненно важно изучить окружающий его мир и познать все возможности этой среды.
Вода – самое распространённое на Земле вещество. Опыты с водой для детей в четыре, пять, шесть или семь лет положат начало увлекательному знакомству с элементарной «бытовой» физикой.
В ходе экспериментов дети получат все необходимые знания о физических свойствах и законах окружающего мира.
Главное, что потребуется, так это интерес ребёнка (и родителя, воспитателя), а также, хорошее настроение.
Почему именно вода?
Эксперименты с водой лучше прочих манипуляций сформируют у малыша базовое представление о живой и неживой природе. Налицо сплошные плюсы:
- Проведение опытов не отнимет много сил и не требует сложных навыков.
- Специальное дорогостоящее оборудование не понадобится.
- Для опытов подойдут подручные средства.
- Все опыты наглядные и простые для восприятия ребёнка.
- Манипуляции с водой, наблюдение за её «превращением» и получение готового результата увлекут ребёнка, позабавят и приятно удивят его.
- Во всех опытах используются только вода и нетоксичные вещества и материалы.
- Таким образом, проведение эксперимента полностью безопасно.
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.
5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.
6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Содержание:
- Плавает или тонет.
- Форма воды
- Вода не имеет цвета, но её можно покрасить
- Цветок, распустившийся на воде, или как движется вода?
- Живая рыбка
- Радуга из воды
- Воздух в стакане
- Буря в стакане.
- Воздух легче воды.
- Как вытолкнуть воду?
- "Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду".
- Бумажная крышка
- Скрепка учится плавать.
- Пенный замок
- Водопад
- Карандаши в пакете
- Достать монетку из воды, не намочив рук
- Из дыр в бутылке не выливается вода
- Жидкость течёт вверх
- Бинт вместо крышки
- Нарисованные рыбки могут плавать в воде
- Мандарин в воде
- Плавает ли лед?
- Торнадо в бутылке
- Скорость движения молекул и плотность воды
- Плавает или тонет.
На поднос ставят коробку с предметами, половина из которых тонет, половина — плавает, миску и кувшин с водой. Миску наполните водой. Возьмите вещь из коробки, назовите, рассмотрите с ребёнком. Обсудите, какая она: большая или маленькая, тяжёлая или лёгкая. Аккуратно опустите предмет в жидкость, чтобы проверить, плавает он или тонет. В зависимости от результата отложите его в сторону. Теперь поступите так же с «контрастной» вещью и отложите в другую сторону. Таким образом рассортируйте всё содержимое коробки, предлагая малышу заранее
угадать, утонет ли тот или иной предмет. В конце спросите, почему одни вещи тонут, а другие остаются на плаву. Подведите к выводу, что важен материал.
Можно проделать это упражнение с пластилином: в виде шара он утонет, а пластилиновая лепёшка будет держаться на плаву. Вывод: форма тоже важна.
- Форма воды
«Имеет ли вода форму?» – задайте этот вопрос ребёнку, прежде чем перейти к опыту. Вряд ли 4-летний малыш сможет дать ответ. Чтобы узнать истину, предложите маленькому экспериментатору взять стакан воды и переливать жидкость по очереди в различные сосуды: чашку, бутылку, резиновую перчатку. Мягкие сосуды (вроде перчатки или целлофанового пакета) можно завязать узелком и всячески деформировать. С изменением формы пакета будет меняться и «форма» воды. Таким образом, ребёнок наглядно познакомится с одним из важнейших свойств воды (да и всех жидкостей в целом) – принимать форму того сосуда, в который она налита.
- Вода не имеет цвета, но её можно покрасить
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
- Цветок, распустившийся на воде, или как движется вода?
Из бумаги вырезаем небольшие цветы с шестью лепестками. Чем больше цветов мы вырежем, тем красивее будет наш бумажный сад. Раскрашиваем лепестки цветными карандашами. Складываем цветы лепестками внутрь. Наполняем емкость водой. Выкладываем цветы на поверхность воды лепестками вверх. Цветы постепенно раскрываются. Сгибая бумагу, мы создаем излом и уменьшаем в этом месте ее толщину. Бумага, в отличие от, например, резинового шарика или пластиковой бутылки, не обладает такой упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Поэтому на суше цветы остаются сложенными. А при соприкосновении с водой бутоны начинают раскрываться. Это потому, что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, изломы на ней распрямляются от центра к лепесткам и цветы раскрываются.
- Живая рыбка
Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ. Вы также можете воспользоваться нашей заготовкой. Распечатайте рыбку на принтере, наклейте на картон и вырежьте ножницами.
Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.
Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие.
- Радуга из воды
Понадобится: емкость, наполненная водой (ванна, тазик, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало.Свет от него необходимо поймать на бумагу.
Результат: на бумаге будет видна радуга.
Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов.
Какие ты знаешь цвета?
- Воздух в стакане
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в
стакан? Почему нет? Для убедительности на дно стакана можно поместить бумажку (она останется сухой)
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
- Буря в стакане.
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
- Воздух легче воды.
Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
- Как вытолкнуть воду?
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
- "Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду".
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она
замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
- Бумажная крышка
Наполненную жидкостью колбу накрываем бумажным листом, плотно прижимаем рукой, переворачиваем и какое-то время держим в таком положении. В это время вода смачивает поверхность бумаги, и она «приклеивается» к стенкам колбы за счет сил поверхностного натяжения. Затем медленно убираем руку и наблюдаем заявленный результат.
Между дном (которое теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. Столб воды стремится вниз под действием силы тяжести, увеличивая объем этого самого пространства. При постоянной температуре давление в нем падает, то есть по отношению к атмосферному – становится меньшим. И чем меньше это самое давление, тем больший столб жидкости может оно удержать. Теоретически, до 10 м. Итак, сумма давления воздуха и воды на бумагу изнутри получается несколько меньше, чем атмосферное давление снаружи. На этом и держится.
- Скрепка учится плавать.
Глубокую миску наполовину наполнить водой. С помощью вилки аккуратно положить на воду металлическую скрепку. Она будет плавать.
Смешать в чашке с водой немного жидкости для мытья посуды. Налить получившуюся смесь в миску, скрепка сразу пойдёт ко дну.
Объяснение: поверхностное натяжение воды способно удержать скрепку. После добавления жидкости для мытья посуды оно уменьшается, и скрепка тонет.
- Пенный замок
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды
образуется пузырь, затем пена.
Вам понадобятся мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».
- Водопад
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Вам понадобится пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины
пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется.
Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по – другому (направление движения воды изменится).
- Карандаши в пакете
Если в полиэтиленовом пакете появилась дырка, даже самая маленькая, воду в него уже не нальёшь. А что будет, если пакет проткнуть острым тонким предметом, и этот предмет из дырки не вынимать?
Понадобится: полиэтиленовый пакет, остро отточенные карандаши, вода.
Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину, завязываем сверху. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет.
Это связано с тем, что полиэтилен, из которого сделан пакет, эластичен. Когда мы протыкаем пакет острым карандашом, образуется совсем маленькая дырочка, диаметром не больше диаметра грифеля, а полиэтилен легко растягивается и плотно облегает карандаш, не давая воде проникнуть через отверстие.
- Достать монетку из воды, не намочив рук
Положите монету в тарелку и налейте воды. Можете сказать ребёнку, что у вас получится достать её, не прикасаясь к воде. Поставьте свечку в центр тарелки и через какое-то время накройте её стаканом. Огонь быстро погаснет, а вода поднимется вверх по перевёрнутому сосуду, открыв монету.
Почему так происходит. Когда свечка погасла, разгорячённый воздух стал остывать и, соответственно, уменьшаться в объёме. Давление внутри стакана стало стремительно падать, и вода из тарелки заполнила пустующее место.
- Из дыр в бутылке не выливается вода
Налейте воду в пластиковую бутылку и закройте крышку. Булавкой проделайте в бутылке одну или несколько дырок. Конечно, из отверстий тут же польётся вода. Но спустя пару секунд остановится и не будет вытекать, пока вы вновь не откроете крышку.
Почему так происходит. Вода остаётся даже в бутылке с дырками благодаря поверхностному натяжению. В момент, когда вы открываете крышку, содержимое сосуда начинает сверху вытеснять атмосферное давление, силы натяжения не хватает, и вода выливается. Таким образом, зная физическую основу этого фокуса, вы можете с помощью крышки регулировать поток воды.
- Жидкость течёт вверх
Налейте в один бокал воду, в другой — масло. Положите вырезанный кусок картона на бокал воды и переверните. Картон как будто приклеится к бокалу и не будет падать вниз. Бокал воды горлышко к горлышку положите на бокал с маслом. Затем аккуратно сдвиньте картон, создав небольшую щель между двумя сосудами. После этого масло «потечёт» вверх, а вода начнёт перемещаться в
нижний бокал.
Почему так происходит. Масло легче воды, поэтому будет как будто течь наверх, пока полностью не вытеснит воду.
- Бинт вместо крышки
Наполните стакан водой. Сверху накройте стакан марлей или бинтом и закрепите её резинкой. Затем переверните стакан. Часть воды останется в стакане и упрётся в марлю как в крышку.
Почему так происходит. Вода не проходит через обычную тряпку благодаря поверхностному натяжению. В промежутках ткани возникла водяная плёнка, и её сила удерживает содержимое стакана вместе с атмосферным давлением, которое действует на него снаружи.
- Нарисованные рыбки могут плавать в воде
Что вам понадобится Возьмите маркер сухого стирания для белой доски. Не используйте другие виды инструментов для рисования, иначе трюк не получится. Вам также потребуется идеально гладкая поверхность, на которой вы будете рисовать рыбок. Для этой цели подойдет ложка, небольшое зеркальце или маленькое блюдце. Подготовьте миску или большую тарелку с водой, в которую мы будем выпускать нарисованных рыбок. Описание трюка Нанесите на гладкую поверхность маркером контур рыбки.
Нанесите на гладкую поверхность маркером контур рыбки. Маркер для белой доски хорошо работает на таких поверхностях. Если вы случайно нарисуете неудачную линию, то всегда можете ее стереть. Полностью закрасьте маркером область внутри контура рыбки. Не оставляйте не
прокрашенных участков. Когда рисунок будет полностью готов, опустите его в тарелку или миску с водой. Нарисованные рыбки всплывут на поверхность жидкости. Подуйте на воду, чтобы привести их в движение.
Чернила в маркерах содержат стираемый краситель. Он состоит из мельчайших взвешенных частиц. Когда вы наносите рисунок, то жидкая часть чернил испаряется, а на поверхности остаются только сухие частички красителя. Между частицами чернил находится воздух. Поэтому рисунки при погружении в воду плавают на ее поверхности.
- Мандарин в воде
Для опыта понадобятся: большая емкость с водой и мандарины.
Попросите малыша опустить мандарин в воду - мандарин будет плавать на поверхности. Попросите его почистить другой мандарин и положить его в воду - он утонет!
Шкурка мандарина пористая, и внутри нее тоже есть немного воздуха. Поэтому она работает как спасательный круг и не дает мандарину утонуть!
- Плавает ли лед?
Нам понадобятся:
Пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-лего
Ход эксперимента:
Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и
воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом.
Опустите его в емкость с водой - он будет плавать!
- Торнадо в бутылке
Понадобится: пластиковая бутылка с водой, скотч, еще бутылка, масло (при желании)
Этапы эксперимента
сначала нальем в бутылку воды и перевернем ее - вода начинает выливаться, но как-то некрасиво, и совсем не похоже на водоворот снова нальем в бутылку воды, но на этот раз хорошенько ее закрутим! Ура! В этот раз можно наблюдать красивейший вихрь, обратите внимание на то, как хорошо видно спираль теперь снова наполним бутылку водой, но на этот раз сверху приделаем еще одну бутылку (хорошенько обмотаем скотчем - хотя лучше использовать специально крепление - продается) ура! Вечный водоворот! для пущей красоты можно добавить внутрь масла - теперь в середине образовался масляный вихрь!
Объяснение эксперимента
Когда мы раскручиваем бутылку, внутри нее образуется водоворот: сила тяжести заставляет воду опускаться, а вращение приводит к движению воды по спирали. За счет возникновения водяного вихря воздуху становиться легче подняться, и поэтому вода выливается быстрее, чем если бы водоворота не было.
- Скорость движения молекул и плотность воды
Разберемся со спортивной подготовкой молекул и наглядно ответим на вопросы: как быстро они «бегают» и от чего зависит их скорость?
Что берем: 4 стакана или банки с узким горлышком с ровными гладкими краями, две тонкие перегородки (подойдет банковская карта), два красителя разного цвета, фильтрованную воду.
Что делаем:
наливаем воду до краев: в два стакана холодную, в два горячую
красим холодную одним цветом, горячую другим, накрываем по одному стакану каждого типа перегородкой
переворачиваем горячий стакан, закрытый перегородкой, ставим точно поверх холодного и вынимаем перегородку — вода не смешивается
переворачиваем холодный стакан, закрытый перегородкой, ставим точно поверх горячего и вынимаем перегородку — вода смешивается моментально
Что происходит: плотность холодной воды выше, чем у горячей, поэтому вода в п.3 не смешивается. На этапе окраски воды (п.2) обратите внимание детей, что краситель с разной скоростью расходится в теплой и холодной воде, ведь молекулы в теплой движутся быстрее, чем в холодной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
Картотека опытов с детьми (опыты с водой)
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....
Картотека опытов с детьми (опыты с песком)
Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...
Картотека опытов и экспериментов "Самые простые опыты для малышей в домашних условиях"
Картотека опытов и экспериментов для младшего возраста...