Перспективный план работы кружка по сенсорному воспитанию для детей 2-3 лет
учебно-методический материал (младшая группа)
Перспективный план работы кружка по сенсорному воспитанию для детей 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shamsetdinova_2021.docx | 39.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Человеку с рождения даны 5 видов ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств. Когда ребенок получает все больше новых впечатлений, развиваются не только его органы чувств, но и осуществляется нормального общее физическое и психическое развития ребенка.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Цель программы. Создание условий для развития восприятия ребенка и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Задачи программы: Создание условий для
- формирования общей сенсорной способности, то есть способности к использованию сенсорных эталонов (6, а затем 8 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
- постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.
- получения первых представлений о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).
- формирования представлений о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.
- активного употребления слов, обозначающих действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
- воспитания бережного отношения к предметам, использования детьми предметов в соответствии с назначением и их свойствами.
Сроки реализации программы: сентябрь 2018 – май 2019 года.
В реализации данной программы участвуют дети 2-3 лет.
Формы организации детей: игра-занятие длительностью 15минут (в первой части – общая дидактическая игра, во второй части – самостоятельные игры с игровыми пособиями и игрушками по выбору детей, по необходимости с помощью взрослого).
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу учебного года у детей могут быть сформированы общие сенсорные способности, то есть способности к использованию сенсорных эталонов; они могут перейти от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу, могут не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее. Дети могут получить первые представления о различных материалах и их основных качествах. У них могут сформироваться представления о простейших перцептивных действиях, а также бережное отношение к предметам и использование предметов в соответствии с назначением и их свойствами.
Мониторинг знаний и умений детей осуществляется в ходе совместной деятельности взрослого и детей в сентябре и апреле.
Формы проведения итогов реализации программы: выступление перед родителями, презентации.
Сентябрь.
- Диагностика уровня сенсорных умений детей. Совместная деятельность педагога и детей. 2 занятия.
- Знакомство с кабинетом. 2 занятия.
- Большой – маленький. Собачки.
- Большой – маленький. Зайчики.
- Большой – маленький. Мишки.
- Большой – маленький. Кошки.
Октябрь.
- Три медведя (три градации величины)
- Три ежика (три градации величины)
- Угадай, на чем играю (колокольчик – барабан)
- Угадай, на чем играю (металлофон – колокольчик - барабан)
- Узнай на вкус. 2занятия
- Узнай по запаху. 2занятия
Ноябрь.
- Узнай на ощупь (материалы). 2занятия
- Чудесный мешочек. 2занятия
- Спрячь мышку. Красный – зеленый.
- Спрячь мышку. Синий – желтый.
- Найди пару рукавичек.
- Бабочки ищут свои цветочки.
Декабрь.
- Разложи цветочки в 2 кружки. Сортер. Желтый – зеленый.
- Разложи цветочки в 2 кружки. Сортер. Красный – синий.
- Играем с цветным песком (2 цвета: желтый – синий) 2занятия
- Играем с цветным песком (2 цвета: красный - зеленый) 2занятия
- В царстве фигурок – человечков. Круг, квадрат, треугольник.2занятия
Январь.
- В царстве фигурок – человечков. Овал, прямоугольник. 2занятия
- Кто где спит. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
- Собери елочку.
- Собери елочку, укрась цветными шариками.
- Собери снеговика.
Февраль.
- Собери снеговика, укрась цветными помпонами.
- Заплатки. Квадраты
- Заплатки. Фрукты.
- Заплатки. Одежда.
- Геометрическая мозаика. Составь картинку. 2занятия
- Играем с сухим душем. Карусель
- Играем с сухим душем. Рыбки – прищепки
Март.
- Накорми цветных птичек разноцветными фруктами.
- Накорми цветных птичек разноцветными зернышками.
- Подбери зайчику хвост
- Подбери машинам колеса (крышечки)
- Подбери ежикам длинные иголки (прищепки)
- Помоги подружиться смешарикам (аппликация)
- Мозаика «Крышечки» 2занятия
Апрель.
- Раздай мишкам мисочки (4 градации величины)
- Накорми зайчиков морковками (4 градации величины)
- Раздай мишкам бочонки с медом (5 градаций величины)
- Накорми зайчиков капустой (5 градаций величины)
- Спрячь мышку (4 цвета)
- Спрячь мышку (6 цветов)
- Итоговая диагностика уровня сенсорных умений детей. Совместная деятельность педагога и детей. 2занятия
Май.
- Лото «Цветные человечки» 2 занятия
- Развивающее лото «Цветные фигурки» 2 занятия
- Построим домики для фигур (из счетных палочек) 2 занятия
- Играем с палочками Кюизенера 2 занятия
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план для детей 2-3 лет
№ п/п месяц | Тема занятия | Задачи | Оборудование | |||
1-2 | С Е Н Т Я Б Р Ь | Диагностика уровня сенсорных умений детей. Совместная деятельность педагога и детей | Выявление уровня развития сенсорных способностей детей. | |||
3-4 | Знакомство с кабинетом. | Знакомство детей с оснащением кабинета и способами его использования. | бизиборды | |||
5 | Большой – маленький. Собачки. | Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками. | Мягкие игрушки собачки: большая и маленькая, большой и маленький мячи, косточки, мисочки | |||
6 | Большой – маленький. Зайчики. | Продолжить знакомство детей с двумя градациями величин при сравнении двух предметов. | Мягкие игрушки зайчики: большой и маленький, большая и маленькая морковка, тарелка, лента для банта | |||
7 | Большой – маленький. Мишки. | Упражнять детей в сравнении двух предметов по величине, в обозначении величины соответствующими словами. | Плоскостные изображения медведей: большой и маленький; большие и маленькие бочонки меда, ягоды малины, яблоки | |||
8 | Большой – маленький. Кошки. | Упражнять детей в сравнении двух предметов по величине, в обозначении величины соответствующими словами. | Плоскостные изображения кошек: большая и маленькая; большая и маленькая рыба, клубок пряжи, мышка. | |||
9 | ОКТЯБРЬ | Три медведя.(три градации величины) | Ознакомление детей с тремя градациями величины при сравнении трех изображений предметов. Развитие глазомера. | Плоскостные изображения 3медведей, 3 стульев, 3 кроватей трех контрастных величин | ||
10 | Три ежика.(три градации величины) | Упражнение детей в сравнении трех изображений предметов по величине. Ознакомление со способом соотнесения предметов по величине (наложение и приложение). | Изображения 3 ежиков, 3 яблок, 3 листочков, 3 грибов контрастных величин | |||
11 | Угадай, на чем играю (колокольчик – барабан - бубен) | Ознакомление со звучанием колокольчика, барабана и бубна, учить соотносить звучание музыкальной игрушки с ее изображением. Развивать устойчивость слухового внимания. | Колокольчик, барабан, бубен и их изображения, ширма | |||
12 | Угадай, на чем играю (металлофон – колокольчик – барабан - бубен). | Упражнять в соотнесении звучания музыкальной игрушки с ее изображением. Расширять словарь. | Колокольчик, барабан, металлофон, бубен и их изображения, ширма | |||
13-14 | Узнай на вкус | Развивать вкусовое восприятие, умение различать контрастные по вкусу продукты. Расширять словарь. | Кусочки моркови, помидора, соленого огурца и пр. | |||
15-16 | Узнай по запаху | Развивать восприятие запахов, умение различать контрастные по запаху продукты и вещества. | Морковь, свежий огурец, помидор, мед, чеснок, репчатый лук, гречка и пр. | |||
17-18 | НОЯБРЬ | Узнай на ощупь (материалы). | Развивать тактильное восприятие, умение различать на ощупь контрастные материалы, закрепить понятия «твердый – мягкий», «гладкий – пушистый» | дерево, металл, ткань, полиэтилен, вата, кожа, мех | ||
19-20 | Чудесный мешочек | Развивать тактильное восприятие, закреплять умение на ощупь различать предметы. | Чудесный мешочек, деревянные елочка, грибочек, мисочка, шар, матрешка и пр. | |||
21 | Спрячь мышку. Красный – зеленый | Ознакомление детей с цветами спектра: красный, зеленый и действием приравнивания к эталону. | Игра «Спрячь мышку» с карточками красного и зеленого цвета. | |||
22 | Спрячь мышку. Синий – желтый | Ознакомление детей с цветами спектра: синий, желтый и действием приравнивания к эталону. | Игра «Спрячь мышку» с карточками синего и желтого цвета. | |||
23 | Найди пару рукавичек | Учить подбирать цвета по принципу «такой – не такой», находить предмет определенного цвета по образцу. | Пары картонных рукавичек различных цветов. | |||
24 | Бабочки ищут свои цветочки | Упражнять детей в подборе предметов одного цвета по принципу «такой – не такой», в нахождении предмета определенного цвета по образцу. | Пары картонных цветов и бабочек различных цветов. | |||
25 | ДЕКАБРЬ | Разложи цветочки в 2 кружки. Сортер. Желтый – зеленый | Развитие действий соотнесения цвета предметов с эталоном цвета (желтый и зеленый), группировка по цвету. Закреплять в пассивном словаре названия основных цветов (желтый, зеленый). Развивать мелкую моторику. | Кружки желтого и зеленого цвета с отверстиями в съемных крышках, пластмассовые цветочки соответствующих цветов. | ||
26 | Разложи цветочки в 2 кружки. Сортер. Красный – синий | Развитие действий соотнесения цвета предметов с эталоном цвета (красный и синий), группировка по цвету. Закреплять в пассивном словаре названия основных цветов (красный, синий). Развивать мелкую моторику | Кружки красного и синего цвета с отверстиями в съемных крышках, пластмассовые цветочки соответствующих цветов. | |||
27-28 | Играем с цветным песком (2 цвета: желтый – синий) | Упражнять в дифференцировании контрастных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета. Развивать тактильную чувствительность. Переводить в активный словарь названия цветов. | Центр воды и песка. Синий и желтый песок. Песочные формочки соответствующих цветов. | |||
29-30 | Играем с цветным песком (2 цвета: красный - зеленый) | Упражнять в дифференцировании контрастных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета. Развивать тактильную чувствительность. Переводить в активный словарь названия цветов. | Центр воды и песка. Красный и зеленый песок. Песочные формочки соответствующих цветов. | |||
31-32 | В царстве фигурок – человечков. Круг, квадрат, треугольник | Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Знакомство с приемом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону. | Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | |||
33-34 | ЯНВАРЬ | В царстве фигурок – человечков. Овал, прямоугольник | Ознакомление детей с овалом, прямоугольником и их названиями. Знакомство с приемом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону. | Геометрические фигуры: овал, прямоугольник. | ||
35 | Кто где спит. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник | Продолжить ознакомление с пятью геометрическими формами, их названиями и действием приравнивания к эталону. | Карточки с нарисованными контурами геометрических фигур и 5 отдельных геометрических фигур. | |||
36 | Собери елочку | Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Закрепить представления о треугольнике, название величин и понятий вверху, внизу. | Лист картона белого цвета, три зеленых треугольника разной величины. | |||
37 | Собери елочку, укрась цветными шариками | Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Закрепить представления о треугольнике, название величин, цветов и понятий вверху, внизу. | Лист картона белого цвета, три зеленых треугольника разной величины, помпоны различных цветов. | |||
38 | Собери снеговика | Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Закрепить представления о круге, название величин и понятий вверху, внизу. | Лист картона голубого цвета, три белых круга разной величины, изображение ведерка. | |||
39 | ФЕВРАЛЬ | Собери снеговика, укрась цветными помпонами | Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Закрепить представления о круге, название величин, цветов и понятий вверху, внизу. | Лист картона голубого цвета, три белых круга разной величины, изображение ведерка, помпоны различных цветов. | ||
40 | Заплатки. Квадраты | Упражнять детей в подборе геометрических фигур заданного цвета и размера. | Пособие «Заплатки. Квадраты» на каждого ребенка | |||
41 | Заплатки. Фрукты. | Упражнять детей в подборе геометрических фигур заданного цвета и размера. | Пособие «Заплатки. Фрукты» на каждого ребенка | |||
42 | Заплатки. Одежда. | Упражнять детей в подборе геометрических фигур заданного цвета и размера. | Пособие «Заплатки. Одежда» на каждого ребенка | |||
43-44 | Геометрическая мозаика. Составь картинку. | Упражнять детей в подборе геометрических фигур заданного размера и в составлении изображения по данному образцу. | Игра «Геометрическая мозаика» | |||
45 | Играем с сухим душем. Карусель | Создать у детей радостное настроение в процессе игр с сухим душем, дать почувствовать его приятное прикосновение. Закрепить представления о 6 цветах. | Сухой душ с лентами 6 цветов | |||
46 | Играем с сухим душем. Рыбки – прищепки | Создать у детей радостное настроение в процессе игр с сухим душем. Закрепить представления о 6 цветах. Развивать мелкую моторику в процессе игр с прищепками. | Сухой душ с лентами 6 цветов. Разноцветные прищепки. | |||
47 | МАРТ | Накорми цветных птичек разноцветными фруктами. | Упражнять детей в дифференцировании 4 контрастных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета с опорой на особенности внешнего вида различных фруктов. Переводить в активный словарь названия цветов. | Птички – сортеры 4 цветов и соответствующие по цвету фрукты. | ||
48 | Накорми цветных птичек разноцветными зернышками | Упражнять в дифференцировании 4 основных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета. Переводить в активный словарь названия цветов. | Птички – сортеры 4 цветов и соответствующие по цвету зернышки-крышечки. | |||
49 | Подбери зайчику хвост | Упражнять в дифференцировании 4 основных цветов, в соотнесении цвета части объекта с цветом всего объекта. Переводить в активный словарь названия цветов. | Карточки с изображением зайцев 4 цветов, без хвостиков. Помпоны 4 цветов. | |||
50 | Подбери машинам колеса. | Упражнять в дифференцировании 4 основных цветов, в соотнесении цвета части объекта с цветом всего объекта. Переводить в активный словарь названия цветов. | Карточки с изображением машинок 4 цветов без колес. Крышки от бутылок 4 цветов. | |||
51 | Подбери ежикам длинные иголки | Упражнять в дифференцировании 4 основных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета. Переводить в активный словарь названия цветов. Развивать мелкую моторику. | Плоскостные изображения ежиков 4 основных цветов (по одному на ребенка), прищепки 4 цветов (по 3-4 на одного ежика) | |||
52 | Помоги подружиться смешарикам | Упражнять в дифференцировании 4 основных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета. Переводить в активный словарь названия цветов. Развивать мелкую моторику в процессе приклеивания концов полосок к кругам. | Листы альбомной белой бумаги с наклеенными хаотично кругами 4 цветов. Полоски цветной бумаги 4 цветов (мостики). Клей – карандаш. | |||
53- 54 | Мозаика «Крышечки» | Упражнять детей в составлении изображения из разноцветных крышечек, путем дифференцирования 6 основных цветов с опорой на цвет основного поля. | Мозаика «Крышечки» 6цветная. | |||
55 | АПРЕЛЬ | Раздай мишкам мисочки (4 градации величины) | Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда из 4 предметов при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Развивать глазомер. | Карточки с изображением 4 медведей разной величины, расположенными в порядке убывания величины и 4 мисочки разной величины. | ||
56 | Накорми зайчиков морковками (4 градации величины) | Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда из 4 предметов при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Развивать глазомер. | Карточки с изображением 4 зайцев разной величины, расположенными в порядке убывания величины и 4 морковками разной величины. | |||
57 | Раздай мишкам бочонки с медом (5 градаций величины) | Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда из 5 предметов при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Развивать глазомер. | Карточки с изображением 5 медведей разной величины, расположенными в порядке убывания величины и 5 бочонков разной величины. | |||
58 | Накорми зайчиков капустой (5 градаций величины) | Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда из 5 предметов при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Развивать глазомер. | Карточки с изображением 5 зайчиков разной величины, расположенными в порядке убывания величины и 5 кочанов капусты разной величины. | |||
59 | Спрячь мышку (4 цвета) | Упражнять детей в действии приравнивания к эталону цвета. Закреплять знание названий 4 цветов. | Пособие «Спрячь мышку» по 4 цвета на каждого ребенка. | |||
60 | Спрячь мышку (6 цветов) | Упражнять детей в действии приравнивания к эталону цвета. Закреплять знание названий 6 цветов. | Пособие «Спрячь мышку» по 6 цветов на каждого ребенка. | |||
61- 62 | Итоговая диагностика уровня сенсорных умений детей. Совместная деятельность педагога и детей. | Выявление уровня развития сенсорных способностей детей. | ||||
63- 64 | МАЙ | Лото «Цветные человечки» | Упражнять детей в подборе изображений и геометрических форм в соответствии с заданным цветом, формой и величиной. Развивать мелкую моторику, глазомер. | Лото «Цветные человечки» | ||
65- 66 | Развивающее лото «Цветные фигурки» | Упражнять детей в подборе геометрических форм в соответствии с заданным цветом. Развивать внимание, умение сравнивать. | Развивающее лото «Цветные фигурки» | |||
67- 68 | Построим домики для фигур (из счетных палочек и шнурков) | Закреплять представления о геометрических фигурах, их особенностях. Развивать мелкую моторику. | Счетные палочки, шнурки, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | |||
69- 70 | Играем с палочками Кюизенера | Упражнять детей в подборе палочек заданной длины для создания изображения. Развивать глазомер. | Палочки Кюизенера. Карточки для заполнения палочками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка по сенсорному воспитанию "Калейдоскоп"
Пояснительная записка Игры, которые представлены в программе кружка, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разр...
Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию детей "Ребёнок и природа" для средней группы
План кружковой работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Перспективный план работы кружка «Говорушки» по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Знакомить детей с основными целями общения....
Перспективный план работы кружка по духовно-нравственному воспитанию.
Духовно-нравственное воспитание детей на основах православной культуры....
Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста
Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста № п/пМероприятияТемыСрок1.Родительские собрания«Роль дидактических игрушек в интеллектуальном ...
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста.
Перспективный план работыпо нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе №1 «Сказка» на 2019-2020 учебный год.Составлен воспитателем: Д...
Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...