Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" сценарий театрализованного представления "Сказка о детском саде и его обитателях"
статья (старшая группа)

Юлия Витальевна Батракова

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Эта проблема выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее  его окружение, где он черпает такие понятия,

как «труд», «долг», «честь», «Родина».

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

 Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника.

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Статья

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

 

Автор-составитель:

Батракова Юлия Витальевна,

старший воспитатель

Санкт-Петербург

 2024

                                                                            Прекрасное, побуждает доброе.

                                                                                                                      Д.Б. Кабалевский.

                                                                                          Как хорошо, что есть Театр!

                                                                                          Всегда он есть и с нами будет!

                                                                                           Кто посмотрел наши спектакли –

                                                                                           Тот никогда их не забудет!

                                                                                                             Из детсадовского фольклора.

                                                                                                                                                                                

Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали. Мораль (лат.  moralis–нравственный; mores – нравы) – регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

 Патриотизм (греч. patre – родина) – общественный и нравственный принцип,

характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляются в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Эта проблема выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее  его окружение, где он черпает такие понятия,

как «труд», «долг», «честь», «Родина».

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

 Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника.

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.

Таким образом, я представляю такое направление, как музыкально-театрализованная деятельность или театрально-игровая (проведение праздников: «Здравствуй, детский сад!», «Мамин день», «Масленица», «День защитников Отечества», «День победы», «Наша планета Земля» и досугов: «Сказка о детском саде и его обитателях», «День рождения», «Моя Родина – Россия»);

(разучивание песен, танцев и танцевальных композиций: о детском саде, доме, о маме, о Родине, о Земле и прочее);

(прослушивание аудиозаписей, проигрывание театрализованных игр и этюдов).

И показываю  небольшой фрагмент своих разработок с детьми 3-4 лет и выношу  на выставку  два сценария: досуг «Сказка о детском саде и его обитателях» и праздник «Здравствуй, детский сад!».

   Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства является для каждого ребенка не только самым привлекательным, но и  немного таинственным, завораживающим. Ребенок еще не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто».

Театр не случайно обладает репутацией самого демократичного, самого доступного искусства. Он может перевести предельно абстрактный художественный образ на язык действия, визуализировать слово и звук. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое, предоставляя им место для встречи. Театр – это синтез различных видов искусств: живописи, скульптуры, архитектуры (декорации), музыки, танца. Театр – коллективное творчество. В спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера. Искусство театра незаменимо в воспитании духовно богатого человека, деятеля, творца.

В основе театрально-игровой деятельности лежит условное воспроизведение событий, действий, взаимоотношений людей и обязательно присутствуют элементы творчества.

Театрально-игровая деятельность – творческий, синтетический вид деятельности, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сета (литературного произведения или фантастических ситуаций, фрагментов детской жизни), требующий достижения цели, нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений.

   Театрально-игровая деятельность как синтетический (обобщенный) вид деятельности объединяет деятельность художественно-речевую (сочинение текста, его передачу, обработку дикции и т.д.), изобразительную (оформление костюмов, декораций, кукол), музыкальную (исполнение песен, танцев, игра на музыкальных инструментах и т.д.) и игровую. Театрально-игровая деятельность будет игровой в той мере, в какой дети смогут свободно, самостоятельно, в собственной интерпретации передать взаимодействие и отношения героев даже в буквальном воспроизведении детьми сказки, стихотворения.

На мой взгляд, приобщение детей к игре-инсценировке начинается с просмотра детьми младшими дошкольниками кукольных спектаклей в детском саду, в театре кукол, а также с посильного участия старших дошкольников.

Поэтому я приобщаю детей младшего дошкольного возраста к нравственно-патриотическому воспитанию через показ театрализации детьми старшего дошкольного возраста.

Дети 3-4 лет на примерах театрализованных постановок учатся истории детского сада: кто работает в детском саду и чем занимается, а так же чем занимаются сами дети со своими воспитателями и т. п.

Моя цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду через театрально-игровую деятельность.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной! Своей планетой!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

                                                 ЛИТЕРАТУРА.

1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Мн., 1991.

2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. М. 1988.

3.Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998.

4.Генов Г.В. Театр для Малышей М., 1968.

5.Гиппиус С. Гимнастика чувств М., 1967.

6.Горбина Е.В., Михайлова М.А. В театре нашем для вас поем и пляшем. Ярославль, 2000.

7.Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания / Дошкольное воспитание №3, 1998.

8.Давыдов А. Играя, растем, умнеем. М., 1997.

9.Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: сб. научных трудов. М.. 1992.

10. Даиндбекова Г. Детский театр как форма организации художественной деятельности детей / Формы организации художественной деятельности дошкольников. М., 1977.-с.42-23.

11.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.

12. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963.

13. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Педагогические условия развития игры детей во 2-ой младшей группе. Игра дошкольника. М., 1989. С. 38-64.

14. Игры-драматизации в детском саду: метод. Рекомендации / сост. Е.Л. Трусова. Киев, 1991.

15. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М.. 1982.

16.Карпинская И.К. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972.

17.Корогодский З.Я. Ваш театр. М,. 1984.

18.Корнева М.М. Поделки из бумаги СПб., 2001.

19.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Психологическая наука и образование, №3, 1966.

20.Мазур В.Б. Театр наших детей. М., 1967.

21.Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству/ Дошкольное воспитание №3,4,8, 1994; №1,9, 1995.

22. Петровский М. Книги нашего детства. М., 1986.

23.Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1988.

24. Савушкина Н. Русский народный театр. М., 1976.

25.Сарычева Е. Сценическая речь. М., 1955.

26.Элбконин Д.Б. Психология игры. М., 1980.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

«Сказка о детском саде и его обитателях».

Действующие лица: Кошка, Лягушка, Мышка, Пчелка, Сова, Муха, Петушок, Ёжик, Инопланетяне, Дети.

Ход мероприятия:

Рассказчик: В передесятом царстве, в каком-то Невском государстве

                       Ровно 36 лет назад был построен детский сад.

                       Был не низок не высок этот терем-теремок.

                       Много окон, кухня есть, можно в нем и спать и есть.

                       Мимо Кошка пробегала, славный домик увидала!

Звучит музыка «Кошка», появляется Кошка, подбегает к домику.

Кошка: Ах, какой чудесный дом!

               Я хозяйка буду в нём.

Рассказчик: Огляделась, внутрь зашла, речь такую повела:

Кошка: Дом просторный и большой, только жаль, что он пустой:

               Нет ни стульев, ни игрушек, нет посуды, раскладушек.

               Где бы все это сыскать? Как бы поскорей достать?

               Ведь не справлюсь я одна, мне подмога здесь нужна.

Рассказчик: Вдруг, Лягушка прискакала, чудный домик увидала!

                       Огляделась, внутрь вошла, речь такую завела: 

Звучит музыка «Лягушка», появляется Лягушка, подбегает к домику.

Лягушка: Ах, какой прекрасный дом!

                   Кто же поселился в нём?

Рассказчик: Кошка сразу отвечала:

Кошка: Я хозяйкою тут стала. Заходи скорее в дом,

               Будем жить с тобой вдвоём.

Лягушка: Мебель я достать могу, дом обставить помогу! (Убегает, приносит два стульчика, ставит рядом с домиком к заранее приготовленному столу).

Рассказчик: К дому Мышка подбежала, огляделась и сказала:

Звучит музыка «Мышка», появляется Мышка, подбегает к домику.

Мышка:   Ах, какой чудесный дом!

                   Кто же поселился в нём? 

Рассказчик: Кошка Мышке отвечала:

Кошка: Я хозяйкою здесь стала, а лягушка помогает:

               Для дома мебель покупает.

Лягушка: Заходи скорее в дом, будем жить теперь втроем.

Мышка: Я вас отблагодарю: завтрак и обед сварю. (Убегает, приносит кастрюлю с поварешкой и чайник, ставит на печку)

Рассказчик: Мимо Пчелка пролетала, дивный домик увидала.

Звучит музыка «Пчелка», появляется Пчелка, подбегает к домику.

Пчелка:  Ах, какой хороший дом!

                 Кто же поселился в нём?

Рассказчик: Мышка Пчелке отвечала:

Мышка: Кошка здесь хозяйкой стала, мы с лягушкой помогаем,

                 Мебель ставим, кашу варим.

Лягушка: К нам лети скорее в дом, будем жить мы вчетвером.

Пчела: Я вам буду помогать, стану здесь бельё стирать. (Улетает, приносит тазик с бельем и стиральную доску).

Рассказчик: Тут Сова вдруг прилетела, славный домик оглядела:

 Звучит музыка «Сова», появляется Сова, подбегает к домику.

Сова: Ах, какой огромный дом,

           Кто же поселился в нём?

Рассказчик: Сове Мышка отвечала:

Мышка: Кошка здесь хозяйкой стала, мы с Лягушкой мимо шли

                 По душе, дела нашли, Пчелка тоже помогает, нам она белье стирает.

Пчела: К нам лети скорее в дом, будем жить мы впятером.

Сова: Помогать я тоже буду, вам игрушек раздобуду.

           На любой вопрос ответ я найду и дам совет. (Улетает, приносит игрушки и садится читать книжку)

Рассказчик: Вскоре Муха прилетела, чудный домик оглядела.

 Звучит музыка «Муха», появляется Муха, подбегает к домику.

Муха: Ах, какой шикарный дом!

            Кто же поселился в нём?

Рассказчик: Кошка Мухе отвечала:

Кошка: Я хозяйкой в доме стала. Мебель достает Лягушка,

               Мудрая Сова - игрушки, Мышка с Пчелкой помогают –

               Кашеварят и стирают.

Сова: К нам лети скорее в дом! Будем жить мы вшестером.

Муха: Ладно, стану с вами жить, буду я больных лечить. (Надевает халат и берет аптечку).

Рассказчик: Шагал мимо Петушок, золотистый гребешок.

                       Славный домик увидал, огляделся и сказал:

Звучит музыка «Петушок», появляется Петушок, подбегает к домику.

Петушок: Ах, какой прекрасный дом!

                   Кто же поселился в нём?

Рассказчик: Петушку Сова сказала:

Сова: Кошка здесь хозяйкой стала, Лягушка с Мышкою живут,

           Помогают Кошке тут.

Кошка: Сова, Муха и Пчела, тоже в доме при делах.

Муха: Заходи скорее в дом, будем жить мы всемером!

Петух: Песни буду петь я вам и будить вас по утрам. (Берет свирель играет и поет: «Ку-ка-ре-ку!»).

Рассказчик: К дому Ёжик прибежал, огляделся и сказал:

Звучит музыка «Ёжик», появляется Ёжик, подбегает к домику.

Ёж:  Ах, какой отличный дом!

          Кто же поселился в нём?

Рассказчик: Кошка Ёжику сказала:

Кошка: В доме я хозяйкой стала, здесь со мной живет Сова,

               Лягушка с Мышкой и Пчела,

               Муха вместе с Петухом помогают мне во всем.

Петух: Забегай скорей к нам в дом, будем жить мы ввосьмером.

Ёж: Я вас буду охранять, двор у дома подметать. (Берет метлу и музыкальную коробочку-колотушку).

Кошка: Собрались мы здесь все вместе, все у нас теперь на месте:

               Есть в хозяйстве раскладушки, есть и книжки, и игрушки.

               Только некому играть, надо деток нам позвать.

Все атрибуты: кухонную утварь, мебель, тазик, стиральную доску и пр. звери-дети подг.гр. уносят за занавес.

Рассказчик: Дети в терем тот пришли, речь такую завели:

Дети:

  1. Научите нас играть, песни петь и танцевать.

Веселиться, отдыхать, бегать, прыгать, рисовать.

Рассказчик: Всем прибавилось забот и хлопот невпроворот.

                       Полюбили все ребят, дом назвали – Детский сад.

  1. Дружно мы в саду живем, и танцуем и поём.

В игры разные играем, русскую культуру изучаем.

      3-  Бассейн в саду у нас свой есть, ныряем, плаваем мы здесь.

  1. Здесь мы крепнем и растем, замечательно живем.

Ходим мы на физкультуру, любим рисовать с натуры.

Дети хором: Сад наш дружный и большой

                       Стал нам – словно дом родной.

          Много наук мы в саду изучаем,

          Сегодня для вас споём и сыграем.

Дети исполняют «Круто ты попал в детский сад».

Рассказчик: Нынче нашему детсаду очень крупно повезло:

Нами был контакт теснейший установлен с НЛО.

Увидев наш сад, НЛО приземлился. (Гаснет свет. Ставится «летающая            

В музыкальном зале вдруг очутился.         тарелка».)

Вышли инопланетяне: (Выходят инопланетяне и встают в геометрическую

                                                                                                              фигуру.)

Инопланетяне: Здравствуйте, друзья земляне!

- Много нам о вас известно…

- Как у вас тут интересно (оглядываются по сторонам)

- Идёт полная проверка,

- Со своей проверкой сверка,

- ИКТ вы теперь изучаете,

- И о ФГОС, конечно, все знаете.

- Чтоб с вами дружить, мы покажем сейчас

  Инопланетный свой танец для вас!

Дети исполняют танец «Инопланетяне» муз. Спейс.

Инопланетяне:

- Замечаний нет у нас,

- Все понравилось у вас!

- А сейчас мы улетаем,

- И удачи вам желаем!

По окончании гаснет свет, летающая тарелка «улетает», свет загорается.

Кошка:

Мы с простого начинали,

Терем свой преображали.

Все у нас теперь в порядке,

Мы живем по распорядку.

Есть и мебель, и игрушки,

Одеяла и подушки…

Есть вся техника у нас,

Заведение просто класс!

Мы с детьми поем, гуляем,

В игры разные играем.

Мимио уже мы изучаем,

ИКТ в работе применяем.

В этом тереме большом,

Дружно, весело живем!

Проверку мы прошли на «пять»,

Кадриль спешите танцевать!

Все герои исполняют «Кадриль». По окончании все кланяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления в детском саду по ОБЖ (пожарная безопасность) «Маша и Медведь»

Сценарий сказки. Разыгрывают дети подготовительной группы для других детей детского сада. Сказка о приключениях хорошо знакомых героев Маши и Медведя, которые не осторожно пользуясь спичками устроили ...

Сценарий театрализованной сказки в детском саду «Теремок на новый лад»

На прогулке мя с ребятами обыграли сказку "Теремок" на новый лад. Детям очень понравилось быть в образах зверюшек....

Сценарий театрализованной деятельности в детском саду по сказке «Морозко»

Сказочница: У ворот снежок блестит,Настенька- краса не спит,Раненько она встает,...

Сценарий театрализованного концерта в детском саду «Волшебное дерево дружбы».

Сценарий театрализованного концерта  в детском саду «Волшебное дерево дружбы».Цель: Формировать у детей чувство гордости и любви к своей родине, любовь к природе. Приобщать к традиция...

Сценарий театрализованного праздника в детском саду "По дорогам сказок К.И. Чуковского"

Тетрализованный праздник для детей, посвящённый творчеству любимого писателя. Дети и воспитатели всего детского сада- активные участники!...

Сценарий театрализованного спектакля для детского сада "Заяц-портной"

Сказка о добром, трудолюбивом Зайчишке, который умел шить. Об этом узнали звери и принесли ему заказы, которые он добросовестно выполняет, старается всем угодить. Звери ему благодарны. Дружба сближает...

Сценарий театрализованной постановки в детском саду " Дорога к теремку"

Цели:— закрепить умение применять полученные знания в инсценировке;— уточнить знания о дорожных знаках;— способствовать развитию творческих способностей....