Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цель мастер - класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
Цель мастер - класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи мастер – класса:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Оборудование: столик, магнитная доска
Раздаточный материал: объемные палочки Кюизенера, цифры.
Актуальность мастер – класса.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, т. е. длиной в см.
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений.
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал.
Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, конструктором и по ходу знакомятся цветами, размерами и формами (возраст 3-5 лет).
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет)
Практическая часть
А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса и попробовать выполнить несколько упражнений.
Примерные упражнения с палочками Кюизенера:
Игровые упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Игры на закрепление цвета
1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, желтую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
3. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
Игры на закрепление длины (младшие и средние группы)
1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
2. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).
3.Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
4. Возьми палочки желтого и синего цвета, положи так, чтобы наверху оказалась короткая, а снизу длинная.
Игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста
На ориентировку в пространстве (старшие группы)
1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?
2.Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы».
Сколько всего вагонов у поезда? Какой вагон находится между оранжевым и бордовым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового?
Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево. Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какого цвета девятый вагон?
Знакомство с числом. (старшие, подготовительные группы)
1. Математическая лесенка. Постройте лесенку. Проходим пальчиками по всем ступенькам, пересчитывая их!
- Счет прямой и обратный,
- Длина (назови все палочки, короче фиолетовой),
2. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.
3. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза (розовая). Докажите (1 и 1 – число 2) Розовая палочка – это КАКОЕ число?
4. Сколько палочек поместиться на желтой палочке? Верно - 5. В числе 5-5 единиц.
5.Состав числа из двух меньших.
Состав числа 7.
Найдите в наборе палочку, которая соответствует числу 7. Какого она цвета? (черного)
А теперь под ней выложите палочки так, чтобы они по длине соответствовали длине черной палочке.
Из каких чисел состоит число 7?
Число может составить по-разному, перечислите как?
(рассмотреть все варианты)
Составление числового домика.
Подведение итога – из каких чисел состоит число 7?
(7 состоит из 1и 6, 2 и 5…..)
4. Игра «Угадай, какую палочку я загадала». Играющие задают вопросы, на которые ведущий может отвечать только «ДА» или «НЕТ».
Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике, они также оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие.
Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру, получают положительные эмоции.
Примеры игр с палочками Кюизенера.
Игра: «Цветные коврики»
Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры.
Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают коврик:
- Цветом: «Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».
- Числами: «Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один». - Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4,4 и 1,2 и 3,3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -, =.
Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.
Игра «Назови число - найди палочку».
Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.
Ход: игры:
Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Игра «Найди пару»
Варианты:
- К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
- К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.
Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....
Мастер-класс Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития
Мастер-класс для пагогов детского сада...
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ...
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использован...
Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста".
Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»...