Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Имангулова Альфия Минибаевна

Цель мастер - класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»

Цель мастер - класса: 

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи мастер – класса:

1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.

2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.

3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Оборудование: столик, магнитная доска

Раздаточный материал: объемные палочки Кюизенера, цифры.

Актуальность мастер – класса.

      Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, т. е. длиной в см.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений.

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал.

Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, конструктором и по ходу знакомятся цветами, размерами и формами (возраст 3-5 лет).

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет)

Практическая часть

А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса и попробовать выполнить несколько упражнений.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

Игровые упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Игры на закрепление цвета 

1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, желтую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.

2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.

3. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

Игры на закрепление длины (младшие и средние группы)

1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?

2. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).

3.Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?

4. Возьми палочки желтого и синего цвета, положи так, чтобы наверху оказалась короткая, а снизу длинная.

Игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста

На ориентировку в пространстве (старшие группы)

1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?

2.Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы».

        Сколько всего вагонов у поезда? Какой вагон находится между оранжевым и бордовым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового?

        Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево. Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какого цвета девятый вагон?

Знакомство с числом. (старшие, подготовительные группы)

1.        Математическая лесенка. Постройте лесенку. Проходим пальчиками по всем ступенькам, пересчитывая их!

-        Счет прямой и обратный,

-        Длина (назови все палочки, короче фиолетовой),

2. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.

    3. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза (розовая). Докажите (1 и 1 – число 2)   Розовая палочка – это КАКОЕ число?

4. Сколько палочек поместиться на желтой палочке? Верно - 5. В числе 5-5 единиц.

5.Состав числа из двух меньших.

Состав числа 7.

Найдите в наборе палочку, которая соответствует  числу  7. Какого она цвета? (черного)

А теперь под ней выложите палочки  так, чтобы они по длине соответствовали длине черной палочке.

Из каких чисел состоит число 7?

Число может составить по-разному, перечислите как?

(рассмотреть все варианты)

Составление числового домика.

Подведение итога – из каких чисел состоит число 7?

(7 состоит из 1и 6, 2 и 5…..)

4.        Игра «Угадай, какую палочку я загадала». Играющие задают вопросы, на которые ведущий может отвечать только «ДА» или «НЕТ».

Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике, они также оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие.

Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру, получают положительные эмоции.

Примеры игр с палочками Кюизенера.

Игра«Цветные коврики»

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

Ход игры.

Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают коврик:

- Цветом: «Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».

- Числами: «Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один». - Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4,4 и 1,2 и 3,3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -, =.

Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.

Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ходигры:

Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

Игра «Найди пару»

Варианты:

- К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.

- К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).

Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.

Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»         ...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»

Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использован...

Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста".

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»...