Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
материал
Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи мастер – класса:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Оборудование: столик, магнитная доска
Раздаточный материал: объемные палочки Кюизенера, цифры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи мастер – класса:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Оборудование: столик, магнитная доска
Раздаточный материал: объемные палочки Кюизенера, цифры.
Актуальность мастер – класса.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальное развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируются психические процессы, математические представления,
приобретается опыт общения со сверстниками. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.
Для решения этой важной задачи я, как педагог, в своей практике с удовольствием применяю такой дидактический материал как «Палочки Х. Кюизенра».
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик нас взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, предлагаемые бельгийским учителем начальной школы Джорджом Кюизинером (1891-1976). Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Использование палочек Кюизенера способствуют:
• Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
• Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право -
лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
• Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
• Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
• Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез,
классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
• Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.
• Развивается умение работать в коллективе.
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
Этапы обучения
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет)
Практическая часть
А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса и попробовать выполнить несколько упражнений.
Примерные упражнения с палочками Кюизенера:
Игры на закрепление цвета. (Обратить внимание воспитателей младших групп)
1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.
4. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
5. Перечисли цвета всех палочек на столе.
6. Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.
7. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
8. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из: - белой и синей палочек; - красной, зеленой и синей; - голубой, оранжевой и черной; - коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.
Игры на закрепление длины. (младшие и средние группы)
1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).
4. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
5. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая, а сверху длинная.
На ориентировку в пространстве. (старшие группы)
1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?
2. Составь поезд из бордового, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордового левее красного.
Знакомство с числом. (старшие, подготовительные группы)
1. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.
2. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2) Розовая палочка - это число 2. (И так до 10).
Задачи. (подготовительные группы)
1. Составь 2 поезда так, чтобы водном из них было 3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на 1 (2) вагон длиннее.
2. Составь зеленую палочку, из одинаковых палочек разными способами.
(Состав числа).
Примеры игр с палочками Кюизенера.
Игра: «Цветные коврики»
Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры.
Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают коврик:
- Цветом: «Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».
- Числами: «Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один». - Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4,4 и 1,2 и 3,3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -, =.
Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.
Игра «Назови число - найди палочку».
Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.
Ход: игры:
Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Игра «Найди пару»
Варианты:
- К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
- К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.
Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....
Мастер-класс Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития
Мастер-класс для пагогов детского сада...
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ...
Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста".
Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
Цель мастер - класса:Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использовани...