Конспект занятия на закрепление математических знаний, умений, навыков средствами познавательно-исследовательской деятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси - Лебеди» для детей средней группы
план-конспект занятия (средняя группа)

Киреева Ольга Петровна

Конспект занятия по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusi-_lebedi.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

прогимназия № 675 Красносельского района Санкт-Петербурга «Талант»

Конспект занятия на закрепление математических знаний, умений, навыков

средствами познавательно-исследовательской деятельности

по мотивам русской народной сказки «Гуси - Лебеди» для детей средней группы

Воспитатель: Киреева О.П.

2023 учебный год

Тема занятия: Сыщики идут по следу Бабы Яги

Интеграция образовательных областей: речевое, художествнно-эстетическое, физическое, познавательно, социально-коммуникативное развитие.

Цель: используя русскую народную сказку «Гуси Лебеди» средствами познавательно-исследовательской деятельности закрепить с детьми знания о математических понятиях, понятиях о предметах и окружающем мире.

Задачи:

 Образовательные:

  • Совершенствовать навык счета в пределах 5; 
  • Помочь детям освоить основные признаки понятий: «большой», «средний», «маленький», «круглый», «треугольный», пространственные отношения: «на», «под», «за», «вверху», «внизу».
  • Закреплять умения сравнивать группу предметов разными способами (наложение, приложение, счет)
  • Побуждать детей отвечать на вопросы, пользуясь понятиями: «сколько?», «столько - сколько» «какое?», короткая - длинная;
  • Создавать условия для совершенствования сенсорных навыков.

Развивающие:

  • Создавать условия для развития и обогащения словарного запаса детей
  • Развивать способность у детей анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
  • Развивать сенсорную сферу (глазомер, ориентировка в пространстве, точность); двигательную сферу (мелкую и крупную моторику, сноровку), стимулировать виды памяти: оперативная, зрительная, слуховая.
  • Создавать условия для развития самостоятельности и инициативы детей.

Воспитательные:

  • Создавать условия для воспитания наблюдательности, стремления помогать другим в трудной ситуации.
  • Выстраивать деятельность детей в рамках присвоения норм: нравственных, эстетических, на развитие трудовых качеств личности
  • Проектировать  взаимодействие с детьми на основе проявления уважения к русскому народному творчеству.

Материал: избушка бабы - Яги, печь с пирогами разной формы по 5 шт., яблоня с яблоками разного размера, ткань-речка, конструкторы: ЛЕГО, настольный и напольный строитель, массажная дорожка, волшебная палочка, мешок, замки с ключами, значки, обозначающие размер, подносы с обозначениями (треугольник и круг), и значки для деления на команды, кукла БИ-БА- БО Ванечка, парные картинки-схемы для рефлексии.

Предварительная работа с детьми: Занятия по ФЭМП в течении года.

Чтение и рассказывание сказки «Гуси-лебеди», дидактические игры: «Сосчитай» «Подбери ключик», «Сравни», «Ассоциации», «Что не так»

Этапы деятельности

Содержание познавательно

деятельности

Результативность этапов

познавательно

деятельности

Мотивационно-организационный

К детям приходит Персонаж (Машенька из сказки Гуси-Лебеди- воспитатель надевает передник и платок), рассказывает, что Гуси -Лебеди братца унесли к Бабе Яге, а чтобы выручить его нужно уметь выполнять сложные задания, я не умею, как же выручить брата? Предлагает детям стать «сыщиками» и помочь персонажам сказки Гуси-Лебеди! Переносит детей в сказку с помощью волшебной палочки.

Создана проблемная ситуация:

Поисково-познавательный

Первый кто встречает детей и Машеньку «Печка»

1. Печка дает задание детям найти пирожки, так как пролетающая мимо Баба-Яга спрятала их: необходимо разложить пирожки в соответствующие подносы по форме: круглые и треугольные.

Печка сообщила, что не знает, сколько было пирожков всего, знает, что они разной формы и их было поровну. Что бы быстрее собрать пирожки дети делятся на 2 команды. Как можно разделиться на 2 команды? (предложения детей). У меня есть фигуры, выберите по одной. Какие фигуры у вас в руках? (круги и треугольники). Значит команда «Круги» собирает круглые пирожки, а «Треугольники» - треугольные пирожки. Только собирать будем по одному пирожку и класть на поднос. Дети собирают пирожки и кладут на подносы. Рассматривают пирожки: (какие по форме?) треугольные, круглые. Дети проверяют, поровну ли круглых и треугольных пирожков. Дети самостоятельно ищут способ сравнения, если затрудняются воспитатель помогает. (какими способами мы можем их сравнить?)  Сосчитать (наложить, приложить). Маша-персонаж: «Объясните, как вы узнали, что их 5, покажите, как надо считать. (спросить 2 человека) (Выясняется, что не поровну) Какой формы не хватает? Как мы можем это узнать, покажите мне. (Дети прикладывают или накладывают пирожки парами.)

Маша обращает внимание детей, что пирожков не поровну (если сами дети не говорят)! Сколько пирожков не хватает? (Одного). Какой формы? Надо икать еще 1 пирожок. Дается задание поискать перед печкой, за печкой, под печкой, на печке. Дети берут последний пирожок кладут на стол, проверяют, что пирожков поровну. Машенька пересчитает вместе с детьми (5 и 5) Печка, мы собрали тебе пирожки, они треугольной и круглой формы и их поровну. По сколько? (по 5) Печь: спасибо вам дорогие сыщики, вот вам волшебные ключи от замков избушки Бабы Яги. Идите к Яблоньке, она подскажет куда идти дальше!

Физкультминутка

Машенька напоминает: ребята, нам нужно быть одной командой и никого по дороге не потерять, давайте встанем цепочкой и пойдем друг за другом!  

Идут наши ножки

По узенькой дорожке

Дорожка прямая ни конца, ни края,

И ничуть мы не боимся

Ни медведя, ни лисицы,

Ваню надо выручать

Бабку- Ежку наказать!

2.Яблоня встречает детей просьбой: «Соберите мои наливные яблочки, но все яблоки в одну корзину класть нельзя! Надо их разделить на 3 корзины, в каждой корзине яблочки должны быть чем-то похожи. Дети ищут по какому признаку будут делить яблоки. (Воспитатель помогает наводящими вопросами, если дети затрудняются) Делят по размеру. Дети рассказывают Машеньке, как будут делить яблоки. Машенька предлагает значки, чтобы обозначить размер. (В это корзине большие, в этой средние, в этой маленькие.) Яблоня благодари «детей - сыщиков» за помощь. Вам пора идти дальше к речке, она подскажет, где избушка Бабы-Яги!

Физкультминутка 

Дети встают цепочкой и уходят.

Идут наши ножки

По узенькой дорожке

Дорожка кривая ни конца, ни края,

И ничуть мы не боимся

Ни медведя, ни лисицы,

Ваню надо выручать

Бабку - Ежку наказать!

3. Дети подходят к Речке

Дети здороваются и спрашивают, как им найти избушку Бабы-Яги?

Речка: на том берегу избушка Бабы- Яги, там Ванечка, но как вам через речку прибраться? Баба- Яга мост разрушила, вода в речке холодная, по воде не перейдем. Маша: а что будет если промочишь ноги в холодной воде? (можно заболеть).

Дети предлагают варианты. Надо построить переправу, надо придумать из чего можно построить переправу, что бы мы могли перейти на тот берег. Дети выбирают варианты из предложенного материала (напольный строитель, настольный строитель, Лего- конструктор, массажные дорожки). Машенька: «Давайте команда кругов будет строить свою переправу, а команда треугольников свою. Но сразу не торопитесь переходить через речку! Вдруг Баба Яга дома и нас сразу увидит».  Во время строительства Машенька спрашивает, что они делают и для чего, побуждая их помогать друг другу, а не мешать. Учить выслушивать доводы всех участников. В каком месте будем строить (узком или широком) И поддерживает интерес: «Не наступай в воду, промочишь ноги и т.п) После строительства обсуждаем, где можно перейти, где нельзя и почему.

Дети переходят по переправе. Видят избушку Бабы - Яги. Ваня в избушке сидит, надо нам замки открыть и забрать Ванечку, только делать это надо молча, не проронив ни слова, а то нас услышат. Дети подбирают ключи к замкам, забрать Ваню можно только тогда, когда все замки будут открыты.

Ваня предлагает детям короткую дорогу домой.

Нам пора домой, пытается с помощью волшебной палочки перенестись в детсад, но палочка не работает.

Дети включены в игровую, познавательную деятельность: закреплены знания о форме- круглой и треугольной

Проведёна игра -, в ходе которой дети определи соответствие значки на подносах и форму пирожков, решили задачу с понятием «поровну», отработали умение работать в команде.

Дети освоили основные признаки понятий: «большой», «средний», «маленький», «круглый», «треугольный», пространственные отношения: «на», «под», «за», «вверху», «внизу», закрепили умения сравнивать группу предметов разными способами (наложение, приложение, счет), проявили самостоятельность и инициативу.

 Дети с помощью героев, актуализировали свой опыта, получили опыт во взимодействии и личностном общении друг с другом.

Формированию ключевых компетентностей детей: коммуникативная, познавательная, социальная, информационная, деятельностная.

Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов познавательной деятельности детей)

Маша: не получилось! Баба Яга нам оставила еще одно задание!

Детям необходимо подобрать подходящие картинки и найти ошибки, если они есть (каждый ребенок расскажет о своих наблюдениях)

Вот мы и в детском саду, сказочные персонажи благодарят детей за помощь и за это вручают им медали «сыщика».

В-ль: я снова превращаюсь в Ольгу Петровну и нам пора возвращаться в группу.

Таким образом выполнив задание на листе –схеме, дети самостоятельно смогут проанализировать и вспомнить ход путешествия, смогут еще раз повторить понятия «поровну», «большой», «средний», «маленький», «круглый», «треугольный», «на», «под», «за», «вверху», «внизу», закрепили умения сравнивать группу предметов разными способами (наложение, приложение, счет), проявили самостоятельность и инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект театрализованного представления по мотивам русской народной сказки "Гуси - лебеди" для детей старшей группы ФФН

Данный материал дает возможнсть развивать монологическую и диалогическую речь  у детей старшей группы с ФФН  через театрализованную деятельность....

Конспект физкультурного досуга/.По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди.» для детей средней группы

Конспект  физкультурного досуга.По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди.» для детей средней группы...

Сценарий русской народной сказки «Гуси-лебеди» (для детей средней группы).

Действующие лица:ОтецМатьМашаВанечкаПервый гусь-лебедьВторой гусь-лебедьТретий гусь-лебедьЧетвертый гусь-лебедьПятый гусь-лебедьШестой гусь-лебедьРечкаБаба-ЯгаПечкаЯблоняДевочки – подружкиСкомор...

Сценарий русской народной сказки «Гуси-лебеди» (для детей средней группы)

Формировать художественно - эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, эмоций, чувств, и творческих способностей детей;Способствовать активному вовлечению родителей...

Сценарий осеннего представления по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» для детей старшего дошкольного возраста

            Сценарий осеннего представления по мотивам русской народной сказки  «Гуси-лебеди» для детей старшего дошкольного возраста...