«Проектирование образовательного процесса, направленного на поддержку и развитие разных видов инициатив у детей с ОВЗ с учетом требований ФГОС дошкольного образования».
материал
«Проектирование образовательного процесса, направленного на поддержку и развитие разных видов инициатив у детей с ОВЗ с учетом требований ФГОС дошкольного образования».
Петрова Наталья Раифовна,
СП ГБОУ СОШ «Оц» с. Богатое детский сад «Ромашка»,
воспитатель
Форма: Перспективный план организации различных видов детской деятельности с детьми с ОВЗ на неделю.
1. Группа детей (указывается нозологическая группа): дети с ТНР III уровень РР.
2. Возраст детей: 5-6 лет
3. Краткая психолого-педагогическая характеристика. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 года жизни с ТНР. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. В нашей группе дети с III уровнем РР. III уровень РР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но и продолжают нуждаться в помощи взрослых, внося в их речь соответствующие пояснения, так ка самостоятельное общение является для них затрудненным. Звуки, которые произносятся в изолированном виде, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Фонематическое недоразвитие проявляется в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков с тонкими акустико – артикуляционными признаками. Диагностическим показателем речи детей описываемого уровня является нарушение слоговой структуры. На этом уровне фразовая речь детей приближается к низкой возрастной норме, в словаре детей мало обобщающих понятий, синонимов, нет антонимов, недостаточная ориентировка в звуковой форме слова, недостатки в различных формах монологической речи (понимая логическую взаимосвязь событий, ограничиваются лишь перечислениями). Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания (недостаточная устойчивость, ограниченные возможности распределения), заметно снижена вербальная память и продуктивность запоминания, ограниченные возможности развития познавательной деятельности, отстают в развитии наглядно – образного мышления, соматическая ослабленность, некоторые отставания в развитии двигательной сферы, в формировании мелкой моторики пальцев руки. Несмотря на некоторые отклонения от возрастных нормативов, речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором их поведения.
4. Тема недели: «Встречаем весну»
5. Задачи на неделю (в соответствии с комплексно-тематическим планом):
1. Обогащать словарь детей по теме «Встречаем весну»
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Учить составлять описательный рассказ о весне.
4. Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
5. Учить образовывать множественное число существительных.
6. Учить образовывать относительные прилагательные.
Заполнение таблицы.
Таблица 1
Дни недели | Виды деятель- ности | Форма организации | Целеполагание | Технологии | Методы | Способы | Организация предметно-пространственной среды |
Поддержка и развитие разных видов инициатив детей |
| ||||||
Понедельник | Познавательно - исследовательская | Подгрупповая | Развитие наглядных паредставлений о времени года - весна | Экспериментирование «Посадка семян» | Наглядный. | Совместная деятельность | Мультимедийная презентация «Когда это бывает» |
Вторник | Двигательная | Подгрупповая | Развитие двигательной активности | Спортивное развлечение | Словесный. | Совместная деятельность | Мультимедийная презентация «Весеннее изменение в природе» |
Среда | Музыкальная | Групповая | Закрепить знание о времени года - весна | Музыкальная игра «Весенний хоровод» | Наглядный. | Совместная деятельность | Портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами |
Четверг | Изобразительная | Индивидуальная | Формировать умения передавать несложные движения | НОД «Лепка» «Подснежник» | Наглядный, словесный. | Продуктивная деятельность | Схема лепки |
Пятница | Коммуникативная | Групповая | Развитие умений делать общения | Викторина по сказкам. | Наглядный, словесный | Беседа | Мультимедийная презентация «Времена года» |
6. Описания содержания совместной деятельности с семьей (законными представителями ребенка с ОВЗ).
Первым этапом работы с родителями является – знакомство. Данный этап подразумевает презентацию дошкольного учреждения.
Второй этап работы – диагностический. На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях, выясняем социальный запрос на предоставление образовательных и дополнительных услуг. Помимо традиционных методов обследования, таких как опросники, анкеты, используем интервьюирование с вопросами, содержание которых определяется выявленными и потенциальными проблемами.
Третий этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей, выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем адекватные способы и средства помощи. Намечаем пути организации совместной деятельности и общения семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ с семьями воспитанников общеобразовательных групп.
Четвертый этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в себя следующие направления:
- теоретическое направление обусловлено необходимостью психолого-педагогического просвещения родителей;
- практическое направление обусловлено необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию.
При планировании и организации формы работы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
В рамках этого направления применяем наиболее эффективные формы работы с родителями – наглядные, информационные, познавательные и досуговые.
Наглядные формы работы:
Стендовый материал групповых помещений, холлов ДОУ оформляем разнообразной печатной информационной продукцией для родителей. Педагогами разработаны папки передвижки, буклеты, памятки, визитки. Тщательно продумываем художественное и методическое содержание, используем современные методы оформления: элементы психологии рекламы, шрифты, цветовая гамма.
Информационные формы работы:
К информационным формам работы относятся консультации и беседы. По своему назначению беседы могут быть ознакомительные, информационные, рекомендательные, профилактические. Приглашая родителей на беседу, продумываем тематику и цель визита. Ознакомительные беседы организуются, как правило, по инициативе ДОУ и позволяют педагогам познакомиться с семьей, выяснить статус семьи, отношения, проблемы данной конкретной семьи, обсудить организационные моменты, направления работы.
Информационная беседа, представляет собой сообщение на определенную тему, по запросу родителей либо по желанию специалиста.
Рекомендации по организации воспитания и обучения, проведение досуга, безопасности ребенка в семье содержат рекомендательные беседы.
Профилактические беседы направлены на предупреждение различных проблемных ситуаций: заболеваний, семейных конфликтов, усугубления сопутствующего заболевания, нарушения прав и интересов ребенка.
Консультирование (индивидуальное, коллективное). При проведении определяющих консультаций обсуждаем с родителями цели, задачи коррекционно-педагогической деятельности, достигнутые результаты или их отсутствие, дальнейший прогноз, определение совместных действий.
Направляющие консультации, в отличие от определяющих позволяют педагогам выяснить и наметить индивидуальные пути преодоления имеющихся у ребенка трудностей.
Познавательные формы работы:
Познавательные формы работы обусловлены необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию.
В рамках семинара – практикума «Развиваем познавательную и речевую деятельность детей средствами мелкой моторки и массажа» учитывали приложение теории к практике. Родители и педагоги обсудили проблемные вопросы, нашли оригинальные решения практических ситуаций.
Одной из эффективных форм формирования родительской компетенции, считаем мастер-класс. Это открытая современная педагогическая форма работы, которая позволяет продемонстрировать профессиональные и творческие способности, как педагогов, так и расширить знания, практические умения, творческий потенциал родителей.
Проведение деловой – игры «Игра как средство развития познавательно-речевой активности ребенка» позволило активизировать творческое мышление педагогов и родителей. У родителей появилась возможность овладеть способами принятия решений в той или иной ситуации. Родители оценивали педагогическую ситуацию с точки зрения педагога, а педагоги смогли занять позицию родителя. Проведение деловой игры с родителями открывает обеим сторонам образовательного процесса широкую возможность и потенциал для взаимодействия.
Одна из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.
Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений.
Досуговые:
Совместные мероприятия – это проекты, акции, детские праздники, развлечения, выставки творчества, организованные совместными усилиями педагогов и родителей наиболее предпочтительны родителями и педагогами. Здесь наиболее полно раскрылись возможности для сотрудничества. Подобные мероприятия сплотили семьи, дали возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепили сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются коллажи, листовки, альбомы с фотографиями.
ПМПк (Психолого - Медико — Педагогический консилиум) также является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи. Приглашаем родителей на заседания ПМПк, совместное проведение заседаний позволяет наиболее полно выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей и степень их авторитетности. Максимально подключаем родителей к совместному обсуждению внутрисадовых трудностей и проблем ребенка, обсуждаем пути решения образовательных и коррекционных задач, а также решаем задачи повышения уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей.
В заключении необходимо отметить, что выбранные формы и методы работы способствовали укреплению позиции семьи как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения, качественно изменила условия взаимодействия с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование образовательного процесса, направленного на поддержку и развитие разных видов инициатив у детей с ОВЗ с учетом требований ФГОС дошкольного образования».
Петрова Наталья Раифовна,
СП ГБОУ СОШ «Оц» с. Богатое детский сад «Ромашка»,
воспитатель
Форма: Перспективный план организации различных видов детской деятельности с детьми с ОВЗ на неделю.
1. Группа детей (указывается нозологическая группа): дети с ТНР III уровень РР.
2. Возраст детей: 5-6 лет
3. Краткая психолого-педагогическая характеристика. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 года жизни с ТНР. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. В нашей группе дети с III уровнем РР. III уровень РР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но и продолжают нуждаться в помощи взрослых, внося в их речь соответствующие пояснения, так ка самостоятельное общение является для них затрудненным. Звуки, которые произносятся в изолированном виде, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Фонематическое недоразвитие проявляется в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков с тонкими акустико – артикуляционными признаками. Диагностическим показателем речи детей описываемого уровня является нарушение слоговой структуры. На этом уровне фразовая речь детей приближается к низкой возрастной норме, в словаре детей мало обобщающих понятий, синонимов, нет антонимов, недостаточная ориентировка в звуковой форме слова, недостатки в различных формах монологической речи (понимая логическую взаимосвязь событий, ограничиваются лишь перечислениями). Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания (недостаточная устойчивость, ограниченные возможности распределения), заметно снижена вербальная память и продуктивность запоминания, ограниченные возможности развития познавательной деятельности, отстают в развитии наглядно – образного мышления, соматическая ослабленность, некоторые отставания в развитии двигательной сферы, в формировании мелкой моторики пальцев руки. Несмотря на некоторые отклонения от возрастных нормативов, речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором их поведения.
4. Тема недели: «Встречаем весну»
5. Задачи на неделю (в соответствии с комплексно-тематическим планом):
1. Обогащать словарь детей по теме «Встречаем весну»
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Учить составлять описательный рассказ о весне.
4. Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
5. Учить образовывать множественное число существительных.
6. Учить образовывать относительные прилагательные.
Заполнение таблицы.
Таблица 1
Дни недели | Виды деятель- ности | Форма организации | Целеполагание | Технологии | Методы | Способы | Организация предметно-пространственной среды |
Поддержка и развитие разных видов инициатив детей | |||||||
Понедельник | Познавательно - исследовательская | Подгрупповая | Развитие наглядных паредставлений о времени года - весна | Экспериментирование «Посадка семян» | Наглядный. | Совместная деятельность | Мультимедийная презентация «Когда это бывает» |
Вторник | Двигательная | Подгрупповая | Развитие двигательной активности | Спортивное развлечение | Словесный. | Совместная деятельность | Мультимедийная презентация «Весеннее изменение в природе» |
Среда | Музыкальная | Групповая | Закрепить знание о времени года - весна | Музыкальная игра «Весенний хоровод» | Наглядный. | Совместная деятельность | Портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами |
Четверг | Изобразительная | Индивидуальная | Формировать умения передавать несложные движения | НОД «Лепка» «Подснежник» | Наглядный, словесный. | Продуктивная деятельность | Схема лепки |
Пятница | Коммуникативная | Групповая | Развитие умений делать общения | Викторина по сказкам. | Наглядный, словесный | Беседа | Мультимедийная презентация «Времена года» |
6. Описания содержания совместной деятельности с семьей (законными представителями ребенка с ОВЗ).
Первым этапом работы с родителями является – знакомство. Данный этап подразумевает презентацию дошкольного учреждения.
Второй этап работы – диагностический. На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях, выясняем социальный запрос на предоставление образовательных и дополнительных услуг. Помимо традиционных методов обследования, таких как опросники, анкеты, используем интервьюирование с вопросами, содержание которых определяется выявленными и потенциальными проблемами.
Третий этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей, выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем адекватные способы и средства помощи. Намечаем пути организации совместной деятельности и общения семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ с семьями воспитанников общеобразовательных групп.
Четвертый этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в себя следующие направления:
- теоретическое направление обусловлено необходимостью психолого-педагогического просвещения родителей;
- практическое направление обусловлено необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию.
При планировании и организации формы работы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
В рамках этого направления применяем наиболее эффективные формы работы с родителями – наглядные, информационные, познавательные и досуговые.
Наглядные формы работы:
Стендовый материал групповых помещений, холлов ДОУ оформляем разнообразной печатной информационной продукцией для родителей. Педагогами разработаны папки передвижки, буклеты, памятки, визитки. Тщательно продумываем художественное и методическое содержание, используем современные методы оформления: элементы психологии рекламы, шрифты, цветовая гамма.
Информационные формы работы:
К информационным формам работы относятся консультации и беседы. По своему назначению беседы могут быть ознакомительные, информационные, рекомендательные, профилактические. Приглашая родителей на беседу, продумываем тематику и цель визита. Ознакомительные беседы организуются, как правило, по инициативе ДОУ и позволяют педагогам познакомиться с семьей, выяснить статус семьи, отношения, проблемы данной конкретной семьи, обсудить организационные моменты, направления работы.
Информационная беседа, представляет собой сообщение на определенную тему, по запросу родителей либо по желанию специалиста.
Рекомендации по организации воспитания и обучения, проведение досуга, безопасности ребенка в семье содержат рекомендательные беседы.
Профилактические беседы направлены на предупреждение различных проблемных ситуаций: заболеваний, семейных конфликтов, усугубления сопутствующего заболевания, нарушения прав и интересов ребенка.
Консультирование (индивидуальное, коллективное). При проведении определяющих консультаций обсуждаем с родителями цели, задачи коррекционно-педагогической деятельности, достигнутые результаты или их отсутствие, дальнейший прогноз, определение совместных действий.
Направляющие консультации, в отличие от определяющих позволяют педагогам выяснить и наметить индивидуальные пути преодоления имеющихся у ребенка трудностей.
Познавательные формы работы:
Познавательные формы работы обусловлены необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию.
В рамках семинара – практикума «Развиваем познавательную и речевую деятельность детей средствами мелкой моторки и массажа» учитывали приложение теории к практике. Родители и педагоги обсудили проблемные вопросы, нашли оригинальные решения практических ситуаций.
Одной из эффективных форм формирования родительской компетенции, считаем мастер-класс. Это открытая современная педагогическая форма работы, которая позволяет продемонстрировать профессиональные и творческие способности, как педагогов, так и расширить знания, практические умения, творческий потенциал родителей.
Проведение деловой – игры «Игра как средство развития познавательно-речевой активности ребенка» позволило активизировать творческое мышление педагогов и родителей. У родителей появилась возможность овладеть способами принятия решений в той или иной ситуации. Родители оценивали педагогическую ситуацию с точки зрения педагога, а педагоги смогли занять позицию родителя. Проведение деловой игры с родителями открывает обеим сторонам образовательного процесса широкую возможность и потенциал для взаимодействия.
Одна из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.
Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений.
Досуговые:
Совместные мероприятия – это проекты, акции, детские праздники, развлечения, выставки творчества, организованные совместными усилиями педагогов и родителей наиболее предпочтительны родителями и педагогами. Здесь наиболее полно раскрылись возможности для сотрудничества. Подобные мероприятия сплотили семьи, дали возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепили сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются коллажи, листовки, альбомы с фотографиями.
ПМПк (Психолого - Медико — Педагогический консилиум) также является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи. Приглашаем родителей на заседания ПМПк, совместное проведение заседаний позволяет наиболее полно выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей и степень их авторитетности. Максимально подключаем родителей к совместному обсуждению внутрисадовых трудностей и проблем ребенка, обсуждаем пути решения образовательных и коррекционных задач, а также решаем задачи повышения уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей.
В заключении необходимо отметить, что выбранные формы и методы работы способствовали укреплению позиции семьи как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения, качественно изменила условия взаимодействия с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы в ДОУ с учетом требований ФГОС дошкольного образования.
С 1 января 2014 года в силу вступил федеральный государственный образовательный стандарт. Публикуемый материал посвящен ФГОС дошкольного образования. Принципы, цели, задачи ФГОС ДО. Образовательные об...
«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»
Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...
"Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Публикация материала в СМИ "Вестник педагога"...
Методическая разработка по организации образовательной деятельности в ДОО с учетом требований ФГОС дошкольного образования
Методическая разработка по организации образовательной деятельности в ДОО с учетом требований ФГОС дошкольного образования...
Методическая разработка серии план - конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек» с учетом требований ФГОС дошкольного образования.
Разработка серии план - конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА В ДОУ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СодержаниеЦелевой раздел ………………………………………………&helli...
«Формирование и развитие познавательной инициативы у детей с ОВЗ с учетом требований ФГОС дошкольного образования и реализации ФАОП».
laquo;Формирование и развитие познавательной инициативы у детей с ОВЗ с учетом требований ФГОС дошкольного образования и реализации ФАОП».Форма: практическая работа1. Нозологическая группа: ОНР...