Проект в средней группе "Юные финансисты"
проект (средняя группа)

Борисенкова Елена Николаевна

Проект в средней группе "Юные финансисты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_sredney_gruppe_yunye_finansisty_lena.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №86 Красносельского района г.Санкт-Петербурга

 Проект в средней группе

Тема: «Юные финансисты»

                         

   Подготовила и провела воспитатель:

                                                                                                                                                              Борисенкова Е.Н.

                                                                     . Санкт-Петербург

2024г

                                                                                                                       

                                                                                                                   Паспорт проекта

Название  проекта:  «Юные финансисты»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: краткосрочный – с 05.02.24 по 19.04. 2024

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность темы: Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой.  Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Цель проекта:  содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создавать необходимую мотивацию для повышения финансовой грамотности дошкольников.

Задачи проекта:

- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость, честность, благотворительность.

Проблема: откуда берутся деньги у родителей? Как и где они хранятся? Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, бюджет, реклама, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Методы работы: организационные, мотивирующие, словесные, игровые, наглядные, практические.

Основные формы реализации проекта: беседы, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

• у детей сформированы представления об экономических понятиях (труд и продукт труда, деньги); они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике;

• воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

• дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности;

• родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

• педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

                                             Содержание проекта.

Задачи

Деятельность с детьми

Деятельность с родителями

Материалы и средства реализации

Сроки и ответственный

Подготовительный этап

Выбор темы.  Планирование.

Сформировать первичные представления о финансовых отношениях в жизнедеятельности людей.

Сформировать понятия особой значимости и важности работы в жизни человека, учебы и увлеченности хорошими делами и поступками.

Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.

Составление плана работы по реализации проекта.

Перспективное планирование проекта

Подбор детской художественной литературы.

Разработка и накопление методических материалов по теме. 

Вовлечение детей в проектную деятельность, пополнение развивающей среды по теме проекта, сбор информации, иллюстраций

Информирование родителей по теме нашего проекта.

1. Сбор и ознакомление с литературными источниками по теме.

2. Составление и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

С 05.02.2024- 19.02.24

Борисенкова Е.Н.

Господарикова Е.Е

Основной этап -  Реализация проекта

Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных во время проведения недели финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей и родителей.

  1. Рассказ воспитателя о труде и его продуктах.
  2.  Просмотр мультфильма «Сказка сказывается» (Кто хорошо потрудился – у того труд в монету, превратился).
  3. Беседа «Что такое деньги. Откуда они берутся».
  4. Демонстрация презентации «История возникновения денег».
  5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)
  6. Дидактическая игра «Что продаётся в магазине»

  1. Беседа о том, что такое реклама, для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы.

  1. Чтение стихотворения «Сказка про кошелёк».

  1. Дидактическая игра «Что быстрее купят?»
  2. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

 

  1. Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»).

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

  1.  Просмотр мультфильма «Сказка сказывается» (Кто хорошо потрудился – у того труд в монету, превратился).
  2. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
  3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
  4.  Цель: закрепить представления детей экономического понятия: деньги; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления.

Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей».

Предложить родителям провести экскурсию с ребёнком в магазин, не просто поход за покупками, а с рассказом что, где и почему и для чего.

Консультация для родителей: «Зачем нужна ребёнку финансовая грамотность?»

Подбор иллюстраций, сюжетных картинок, книг

Изготовление банкомата вместе с детьми, ценников для игры в магазин, раскладка товара, где что будет продаваться, изготовление денег и карт покупателя и продавца.

Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр

С 26.02 по 07.03.2024

Борисенкова Е.Н.

Господарикова Е.Е

        

С 11.03 по 22.03

Борисенкова Е.Н.

  1. Беседа  «Семейный бюджет».

  1. Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет».

  1. Дидактические игры «Путаница», «Что угодно для души».

4. Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха».

Цель: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.

1.Занятие по познавательному развитию (в качестве досуга)

«Семейный бюджет и расходы семьи»

2. Рассматривание коллекционных альбомов в деньгами, монетами

3. Познавательное развитие «Мастерская Монеткина»

4. Рисование денег и монет

Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.

«Советы родителям по финансовому воспитанию детей».

Итоговое мероприятие: организация фотовыставки «Профессии мам и пап»

С 25.03 по 05.04

Борисенкова Е.Н.

Господарикова Е.Е

с 08.04 по 11.04.2024

Борисенкова Е.Н.

Заключительный этап

Подведение итогов оценка результатов

  1. Обсуждение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»
  2. Мини-беседа «Мы бережливые»
  3. Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»
  4. Чтение стихов о труде.
  5. Обсуждение важности, необходимости трудиться, учиться и стараться все делать хорошо.

Труд — основа нашей жизни, Он любой украсит день. Нет стыднее укоризны, Что тебе трудиться лень. По душе найди работу, Будь в ней Мастером, твори, Не стесняйся грязи, пота, Грубых слов не говори! Труд любой нам очень важен, Постарайся все пройти, И душою будь отважен, Постигая труд в пути.

В мире слов разнообразных, Что блестят, горят и жгут, — Золотых, стальных, алмазных, Нет священней слова: «Труд!» И на место в жизни право Только тем, чьи дни — в трудах: Только труженикам — слава, Только им — венок в веках! И, окончив день, усталый, Каждый щедро награжден, Если труд, хоть скромный, малый, Был с успехом завершен!

с 12.04 по 19.04.2024

Господарикова Е.Е

Результаты работы:

•         повысился уровень знаний и представлений детей по финансовым вопросам.

•        дети приобрели ценный опыт поведения в общественных местах.

•        дети получили удовольствие от общения друг с другом.

•        появилась заинтересованность детей темой проекта, повысилась познавательная активность.

•        повысилась компетентность родителей в вопросах семейного воспитания, появились  новые формы взаимодействия педагогов с родителями. Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.

  Конспект занятия по финансовой грамотности «Мастерская Монеткина»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, закреплять знание порядкового и количественного счета; приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; отрабатывать умение выполнять общеукрепляющие упражнения.

Оборудование: мячики с цифрами, копилка , кошелёк, монеты , купюры, деньги , конверты с заданиями, мяч, картинки для игр : « Что продаётся , а что нет», сундук, шоколадные монеты,. Конверт с письмом.

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребята, сегодня у нас с вами гости. Давайте поздороваемся с ними! (вместе): Доброе утро! А теперь давайте поздороваемся друг с другом.

Ладошки просыпайтесь, Похлопайте скорей! Ножки просыпайтесь, Спляшите веселей! Ушки мы разбудим, Лобик разотрём, Носиком пошмыгаем И песенку споём:

«Доброе утро! Доброе утро!

Доброе утро всем, всем, всем!»  Воспитатель: — Ребята, пока мы здоровались с гостями у нас в зале появилось, что- то необычное. Посмотрите, что это? (письмо). Да, интересно, а от кого же оно, как вы думаете? (обратить внимание детей на след лапки от кота). А письмо то, ребята, от Матроскина! Давайте прочитаем, что же он нам пишет.

«Здравствуйте дорогие ребята! я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Двигайтесь строго по инструкции. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи.

Первая подсказка:

Встаньте спиной к зеркалу. Сделайте вперед 5 больших шагов и найти карту. Задания нужно выполнять обязательно по порядку. (Дети находят корзину с картой).

Воспитатель: У меня есть карта, которая поможет нам отыскать клад. Давайте рассмотрим её. На этой карте обозначены станции, пройти через которые и выполнив задания, мы будем шаг за шагом приближаться к кладу. Готовы? - Да!

Воспитатель: Вот мы, вот станция №1. Чтобы добраться до станции, нам нужно 3 раза хлопать и прыгать вперед 3 раза. Вот коробка. А что же в коробке? Но здесь замок и просто так его не открыть. Для этого мы должны подобрать ключ к замочку.

Игра «Подбери ключ к замочку».

Воспитатель: и сундучок открылся … и что это?

Ребенок достает монету

Воспитатель: Это что такое?

(Ответы детей) Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель:. Давайте достанем. Воспитатель достаёт банкноты.

Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют «БАНКНОТЫ» Воспитатель: Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой. Воспитатель показывает детям какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их, подержать в руках.

Дети сравнивают банкноту и купюру, называя все признаки.

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.  Итак, деньги нам нужны:

(Ответы детей) 1для покупки продуктов питания; 2для оплаты бытовых услуг; 3для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?); 4для оплаты проезда на транспорте; 5для покупки подарков.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций. — Если мы едим на автобусе, мы платим? — Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Воспитатель: Молодцы! С первым заданием вы справились, теперь мы можем отправиться к следующей станции. Чтобы добраться до станции, нам нужно идти направо. Вторая станция:  игра «ДА – НЕТКА»

Вам необходимо отгадать загаданную мною цифру, задавая вопросы. На эти вопросы я буду отвечать словами: да или нет. Например: загадана цифра. Вопросы к ведущему: Дети: Эта цифра больше 5? Воспитатель: Нет. Дети: Эта цифра меньше 5? Воспитатель: Да. Дети: Эта цифра меньше 3? Воспитатель: Да. Дети: Она стоит перед цифрой 2? Воспитатель: Да.

Третья станция: «Лаборатория денег» - Ребята, мы пришли в мини-лабораторию, как выдумаете, что мы будем делать? (проводить опыты, переоделись). - Давайте вспомним правила – как надо вести себя в лаборатории? (Аккуратно, без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования, в лаборатории нельзя принимать еду и напитки, в лабораторию не следует приносить посторонние предметы и игрушки, при выполнении опытов нельзя толкаться и мешать друг другу). - Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что лучше и удобнее монеты или купюры. И в конце мы сделаем общий вывод. - Начинаем проводить эксперименты.

Эксперимент № 1: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать (бумага мнётся, рвется; монета - нет.) Вывод: Что лучше? (Ответы детей) Что качественней? - Правильно, монета качественнее. Она не мнётся и не рвется. Эксперимент №2. -Нам нужен стакан с водой. Предлагаю положить в воду купюру и посмотреть, что с ней произойдет? (Ответы детей) -А если она намокнет, что произойдёт? (Она порвется) - А теперь проверим монету. Что произойдёт? (Она утонула, с ней ничего не произошло)

Вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? (Монетка)

 Эксперимент №3. - А теперь в правую руку возьмите 5 монет, а в левую руку 5 купюр. Какой руке легче? (мешочек с бумажной купюрой) - Ребята, скажите, а можем ли мы использовать для покупок только бумажные купюры или только металлические монеты? (Нет) - К какому выводу мы можем с вами прийти, какие деньги нам нужнее: монеты или купюры (нам нужны и монеты, и купюры) - Правильно, нужны нам и монеты, и купюры.

Физ. Минутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом,  (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить,   (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить   (отгибаем указательный палец)Ну а пятую пока  ( шевелим большим пальцем. Спрячем на донышке кошелька!  (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)Четвертая станция: «Покупки». 2 корзины с карточками. В одну положить, что можно купить за деньги, в другую, что за деньги купить нельзя.(Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.) -Молодцы! Вы постарались, но до клада ещё не добрались.Четвертая станция «Клад» -Давайте посмотрим на карту, куда же она нас с вами привела? (на карте нарисован сундук) Воспитатель: Ребята, а где находится клад?Дети: В сундуке .Воспитатель: правильно. Наш клад находится в сундуке.

 Воспитатель: Нам с вами нужно найти сундук . ( ищим сундук) .  Находим , открываем , и в  сундуке находим шоколадные конфеты..Ребята вот вы и нашли клад с конфетами.!II. Заключительная часть. Рефлексия Вот подошло к концу наше с вами увлекательное путешествие. -Скажите, вам понравилась наша игра? -Что мы с вами искали Скажите, как называются металлические деньги? Как называются бумажные деньги? А теперь мы улыбнемся, Дружно за руки возьмемся. И друг другу на прощанье Мы подарим пожелание – Знания ищи всегда Умным станешь ты тогда! Мы с вами сейчас возвращаемся в группу, где вас ждет сладкий приз из волшебного сундука.

 Дидактическая игра «Что продается в магазинах?».

Цель: формирование у детей представления о товаре.

Задачи:

•        познакомить детей с понятием «товар»;

•        сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Ход игры: разложить перед детьми карточки «товар», раздать детям карточки «деньги». Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

Дидактическая игра: «Популярные товары?»

Цель:  развивать  умение  устанавливать  зависимость  между  качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.  

Материал: Карточки с изображением качественных и некачественных товаров например; ботинки (на одном нет шнурка), гитара (исправная и не исправная).

Ход игры: ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых

товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

А так же можно предложить ребенку подумать, что нужно сделать с этим товаром, что бы тоже продать (скидки).

 Дидактическая игра «Рыночный переполох».

Цель: закрепление понятия «категория товара».

Задачи:

•        закрепить понятие «категория товара»;

•        формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры: в магазине все «отделы» перепутались, детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

Дидактическая игра «Мои любимые покупочки».

Цель: формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.

Задачи:

•        помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара;

•        воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Ход игры.

 Предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:

- сам ребенок, когда он голоден;   - семья, которая ждет гостей;   - мама, выбирающая подарок для дочки;    - папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.

 Пословицы и поговорки о деньгах

Общие рассуждения о месте денег в жизни человека:                                                              Богатство нужно для жизни, но не жизнь для богатства.

Полная сума тяжела, но пустая тяжелее.                                                                                    Деньги в руки — еда в рот.

Деньги и мудрый, и глупый любит.                                                                                            Есть капитал — будут и проценты, нет капитала — будешь вздыхать понапрасну.

При разговоре о силе денег:                                                                                                        Денежка без ног, а весь свет обойдёт.

Силой денег земля вертится.                                                                                                       Денежка не Бог, а бережет.

Золото без рук, но все делает.                                                                                                     Алтыном воюют, без алтына.

Деньги все двери открывают.                                                                                           Высказывания о том, что деньги — не вечная ценность, и что есть вещи важнее материальных благ:  

Богатство — что морской прилив и отлив.                                                                     Деньги, как птицы: улетают и прилетают.

Богатство — в сердце, а не в имуществе.                                                                       Даже золотой башмак на голову не наденешь.

Два слова: мир и спокойствие — стоят тысячи слитков золота.                                 Тема достатка, как главной финансовой цели:

Каков горшок, столько в него и влезет.                                                                          Тот и богат, кто нужды не знает.                                                       По одежке протягивай ножки.

Занятие по познавательному развитию (в качестве досуга)

«Семейный бюджет и расходы семьи»                                      Цель: познакомить детей с  понятием «семейный бюджет».

Задачи:

•        раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия);

•        познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

•        расход(обязательный и необязательный);

•        воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь»;дидактические игры по финансовой грамотности «Путаница», «Что продаётся в магазине».

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.

Ход занятия:      Дети встают в круг, проводится пальчиковая игра «Семья».

«У нас дружная семья  -                (Сжимают, разжимают пальцы)

Папа, мама, брат и я.                     (Разжимают по одному пальцу, начиная с большого)

Вместе в доме проживаем,   Вместе маме помогаем»               (Сжимают, разжимают пальцы)

Воспитатель выставляет картинки с изображением семьи.    Воспитатель (В.). Ребята, у каждого из вас есть семья.

- Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?   - Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)

Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. - У каждого члена семьи есть свои обязанности.

- Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)    - Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)

-  Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)

- Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)   -  Что делает дедушка? (Ответы детей.)

В. Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.

Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).

Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др.   (он  участвует на протяжении всего занятия.)

В. Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)

Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)

Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.     Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.      Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)   А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».    На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.

В. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.

Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?

Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.

Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.  Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)

А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)

Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

В. Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они? Незнайка, ты всё запомнил?

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства. Хотите? Незнайка тоже хочет попробовать купить продукты для своего блюда.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Незнайка. Спасибо вам, ребята, я так много интересного узнал у вас сегодня! Я хочу подарить вам набор монет для игры в магазин! Получите (передаёт игрушечные монеты детям)! Мне пора уходить, до новых встреч!

Советы родителям по финансовому  воспитанию детей

Многие родители не задумываются о привитии ребенку чувства ответственности и бережливости в отношении денег. В школах также нет никаких уроков на эту тему, кроме экономики в старших классах. А ведь отсутствие правильного финансового воспитания может негативно сказаться на всей последующей жизни человека. Поэтому очень важно рассказывать малышу о пользе правильного обращения с деньгами с самых малых лет. В данной статье будут представлены советы родителям по вопросам финансового образования их детей.

С какого возраста лучше начинать рассказывать малышу о деньгах? Специалисты рекомендуют начинать образовательные беседы с 4-5 лет. Дети до 4 лет не воспримут важность сказанных вами слов, так как в этом возрасте они изучают мир через игры и образы.

Начиная с 4-5 лет малыш старается познавать окружающую реальность путем расширения границ своего мира. Именно поэтому, придя в магазин с родителями, он может без спроса схватить понравившуюся игрушку с полки. Так он неосознанно пытается найти пределы того, что ему дозволено. В такие моменты и следует начинать образовательные беседы на тему важности денег и правильного поведения в обществе.

Совет родителям: заведите тетрадь, куда будете записывать все положительные действия малыша, и держите ее на виду. Наглядное подтверждение своих трудов и предполагаемой за них оплаты может служить дополнительной мотивацией для ребенка.

Формируйте правильные привычки у детей

Только родители могут заложить у малыша правильное мировоззрение. Это касается не только денег, но и других социальных процессов. Объясните о важной необходимости работать. Объясните им, что не всегда самый рекламируемый продукт является самым качественным. Расскажите, как не попасться на уловки мошенников.

Расскажите малышу о вашей работе. О том, какие обязанности вам приходится выполнять, чтобы заработать деньги. Объясните, что очень часто простой труд является самым низкооплачиваемым. А чтобы устроиться на хорошую работу, необходимо усердно учиться в школе и институте. Так вы мотивируете малыша стараться получать знания.

Консультация для родителей  «Зачем нужна ребёнку финансовая грамотность»

Считается, что проще всего научить ребёнка финансовой грамотности на собственном примере: если родитель тщательно следит за бюджетом и не разбрасывается деньгами, то ребёнок будет перенимать эту модель поведения. Такой подход действительно работает. Но собственный пример — не единственный способ привить рациональное отношение к деньгам, особенно, когда речь идёт о дошкольниках. Начинать обучение можно в 3/4 года. В этом возрасте ребенку ненавязчиво объясняют простые экономические термины: деньги, стоимость товара, зарплата, работа, вклад. Если обычная беседа кажется дошкольнику скучной, попробуйте посмотреть вместе обучающие мультфильмы. Рисованные герои увлекательно и весело демонстрируют выходы из разных финансовых ситуаций, например, покупки в магазине или накопления денег. Ближе к школе можно купить ребенку детские книги по финансовой грамотности. Играть в тематические игры — ещё один способ вовлечь ребёнка в финансовый мир и показать его законы. Игра является основным занятием для дошкольников, поэтому они с энтузиазмом усаживаются за стол вместе с родными и осваивают «Монополию» Детям в возрасте 3/4 лет подойдёт старая добрая «Игра в магазин». Причём покупать специально ничего не придётся — просто возьмите нераскрытые пачки продуктов, фрукты, овощи и организуйте прилавок. В качестве денег можно использовать настоящие монетки или нарисовать и вырезать выдуманные купюры. «Игра в магазин» хороша тем, что можно меняться ролями: ребёнок успеет побыть и продавцом, и покупателем. Каждому родителю знакома ситуация, когда ребёнок просит игрушку или сладкий подарок прямо в магазине. Обычно такие эпизоды начинаются в возрасте 3-х лет — в это время ребёнок как бы прощупывает почву и выясняет, что он может позволить себе по отношению ко взрослым. Если родители потакают сиюминутным капризам, у детей формируется неправильное отношение к покупкам. Начинайте совместные походы по магазинам, предварительно обсудив с ребёнком, что конкретно вы будете покупать. Например, «мы сегодня покупаем все по списку» или «мы сегодня присматриваем подарки на праздник». Но даже в таком случае ребёнку сложно уйти из магазина с пустыми руками, поэтому лучше заранее договориться о небольшом презенте — это может быть паззл, цветные карандаши или киндер-сюрприз. При этом важно подчеркивать, что крупные подарки вы делаете только по праздникам и не можете тратить много денег в любой день. Наличие  правильного финансового воспитания поможет ребёнку в его  последующей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...

Проект на тему: "Маленькие финансисты"

Азбука финансовой грамотности...

Проект «День Земли» Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х. Участники проекта: дети средней группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель.

Проект«День Земли»Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х.Участники проекта: дети средней  группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель....