Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ, через музыкально - дидактические игры
материал
Материал разработан для проведения занятий с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalno_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 23.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 «Аленка»
Методическая разработка
«Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ, через музыкально – дидактические игры»
Составила:
Музыкальный руководитель Ереванцян А.А.
Гурьевск, 2023
«Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ, через музыкально – дидактические игры»
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.
Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.
Музыкально-дидактические игры играют огромную роль, так как включают в себя все разделы музыкального образования: слушание, пение и музыкально-ритмические движения. Они развивают не только музыкальные способности детей, но и влияют на речевое, физическое, психическое развитие в целом.
Используя музыкально-дидактические игры, педагог без напряжения сможет поддержать положительную детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребенка.
Данная методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению музыкально-дидактических игр с детьми с ОВЗ. Раскрывает содержание практической деятельности, будет полезна и легка в применении музыкальным руководителям в качестве эффективной формы организации совместной деятельности с детьми.
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, тем более с ограниченными возможностями здоровья, уже в дошкольном возрасте.
Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Целью музыкально-дидактических игр является формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, из которой вытекают следующие задачи:
– развитие звуковысотного слуха;
– развитие чувства ритма;
– развитие тембрового и динамического слухов;
– развитие творческой активности;
– обогащение новыми впечатлениями.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Подходящий образ для ведущего данных игр – образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога – чтобы дети проявили интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием.
Предлагаемые музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.
При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал, который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею.
Включая в музыкальные индивидуальные занятия музыкально-дидактические игры, надо учитывать физические особенности каждого ребёнка
Для проведения занятий провожу следующие музыкально-дидактические игры, которые адаптированы под возраст и возможности детей, имеющих нарушение в развитии.
В качестве примера рассмотрим следующие музыкально-дидактические игры:
1. Игра на развитие звуковысотного слуха «Птица и птенчики». Целью игры является различение низких и высоких звуков. Давая понятия детям о высоких и низких звуках, связанные с образами птицы-мамы и птенчика, и заостряя внимание на том, что птица-мама поёт низким голосом, ребёнок сажает птицу-маму на нижнюю ветку. Для правильного выполнения и заинтересованности ребёнка читаю стихотворение:
Птички весело летают,
Крошки с травки собирают,
Мама деток позвала:
«Чик-чирик! Клевать пора!
Птенчики откликаются птице-маме высоким голосом, ребёнок сажает птенчика на верхнюю ветку.
2. Игра «Палочки - игралочки». Целью данной игры является развитие чувства ритма. Дети отстукивают ритмический рисунок в соответствии с быстрой и медленной музыкой. В гости к детям приходит Петрушка: под медленную музыку он гуляет, а под быструю пляшет. Детям с тяжёлыми нарушениями помогает выполнять задание воспитатель.
3. Игра «Бабочки на лугу». Целью данной игры является развитие динамического слуха и творческой активности. Нескольким детям выдаются бабочки на ленточке. На громкую и весёлую музыку бабочки летают над лугом, а на тихую и спокойную садятся отдыхать на цветы. Когда дети усвоили это задание, мы предлагаем всем детям «превратиться» в бабочек и «летать» по всему залу, при этом каждый ребёнок проявляет творческую активность: кто-то имитирует полёт, а кто-то просто кружится. Когда меняется музыка и начинает звучать тихо, то все «дети-бабочки» присаживаются на цветы и отдыхают.
4. Игра «Угадай, на чём играю». Целью данной игры является умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов и научить детей слаженно играть в оркестре. В гости к детям приходит Петрушка и прячется за ширмой. Из-за ширмы звучат звуки знакомых детских музыкальных инструментов: бубен, погремушка, колокольчик, трещотки. Дети отгадывают звучание каждого из них. Петрушка раздаёт музыкальные инструменты каждому ребёнку и предлагает сыграть вместе в оркестре.
5. Игра «Кто по лесу идёт?». Целью данной игры является развитие звуковысотного слуха, учить детей различать низкие, средние и высокие звуки, развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки. Перед детьми лежат фигурки медведя, лисы и зайца. После того, как дети достаточно хорошо усвоили звучание низких звуков медведя, средних звуков лисы и высоких звуков зайца, предлагаю угадать, кто по лесу идёт. Для этого исполняю мелодию мишки в низком регистре, ребёнок выбирает соответствующую фигурку и устанавливает её на стенде с изображением леса (аналогично для других зверей). В дальнейшем предлагаем всем детям имитировать движения медведя, лисы и зайца в соответствии с их музыкой. Для закрепления занятия проигрываются низкие, средние и высокие звуки на металлофоне, при этом на молоточке которого прикрепляются фигурки зверей.
6. Игра «Мишка спит и пляшет». Целью данной игры является развитие динамического и звуковысотного слухов у детей. К детям в гости приходят мишки, они шли долгой дорогой из леса, устали и захотели спать. Я предлагаю покачать мишек и спеть им колыбельную песенку. Когда мишки отдохнули, начинает звучать весёлая и высокая музыка, мишки проснулись и заплясали у детей на коленях.
7. Игра «Весёлый кубик». Целью данной игры является развитие творческих проявлений в посильной эмоционально-выразительной передаче образов. Дети стоят в кругу, звучит любая весёлая мелодия, и они передают друг другу кубик, на гранях которого есть картинки с изображением животных: кошки, зайца, медведя, мыши, лисы и лошадки. Передавая кубик, я произношу слова:
Нужно взять весёлый кубик
И по кругу передать.
Что покажет этот кубик,
Нужно детям показать.
Ребёнок, у которого оказался с окончанием музыки кубик, бросает его на пол.
Я спрашиваю: «Кто изображён на верхней грани кубика?»
Дети отвечают: «Кошка».
Я предлагаю показать под музыку, как движется это животное.
Дети выполняют характерные движение этого животного под музыку, и игра повторяется снова.
Музыкальные занятия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы как способ эмоционального воздействия на ребёнка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также один из способов познания мира. Используя педагогические технологии в музыкально-дидактических играх, дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развиваются самостоятельность, инициативность, способность к восприятию, различению основных свойств музыки. В процессе игры дети не только приобретают специальные знания, у них формируются необходимые черты личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр
Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....
Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через исполнительскую деятельность
Статья из опыта работы музыкального руководителя...
Фольклорная игра как условие развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
Игровой фольклор играет ведущее место в детском твочестве....
Статья «Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»
Статья "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"....
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»
Хочу поделиться опытом работы по развитию у детей с ОВЗ музыкальных способностей через музыкально- дидактические игры....
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»
Основным назначением музыкально-дидактических игр является формирование у детей с ОВЗ музыкальных способностей.Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них иниц...
Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через игру
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы н...