Статья «Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»
статья
Статья "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр".
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»
Труд педагога всем своим содержанием устремлен в будущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь в новых исторических условиях. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть – забота сегодняшнего дня.
В современном обществе помимо нравственного облика, уровня знаний и профессионального мастерства, важно, чтобы человек умел применять полученные знания и умения в повседневной жизни.
А пока, к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и наша беда, особенно теперь, когда обществу нужны творческие люди, умеющие принимать решения и быстро адаптироваться в любой ситуации. Обращения к данной теме особенно актуально сегодня.
Именно музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждать к сопереживанию, формировать стремление к преобразованию окружающего.
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Одним из важнейших средств развития творческой личности является музыкально – дидактические игры. Педагогическая ценность музыкальной деятельности в том, что она открывает перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально – дидактические игры формируют у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, способствуют активному восприятию музыки, вызывают интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.
Различают три группы музыкально-дидактических игр. К первой относятся игры, которые дают детям представление о характере музыки (весело-грустно), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). Во вторую включены игры, цель которых дать представление о содержании музыки, о музыкальных образах. Третью группу составляют игры, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности.
Также музыкально-дидактические игры различают по видам:
- игры для развития высотного слуха;
- игры на развитие чувства ритма;
- игры на развитие тембрового слуха;
- игры на развитие памяти и слуха;
- игры на развитие детского творчества.
Музыкальная игротека
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход игры: взрослый показывает ребенку мешочек и говорит: «К
нам пришли гости. Но где-то они спрятались? Может быть здесь?
(показывает на мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем,
кто там». Звучат произведения «Петушок» р.н.п., «Серенькая кошечка»
В.Витлина, «Медведь» В.Ребикова (аудиозаписи берём из
Интернет- ресурсов). Ребенок узнаёт музыку, и достает из мешочка соответствующую игрушку, показывает её. Вариант с героями мультфильмов: в мешочке игрушки или картинки: Фиксики, Эльза, Бременские музыканты, Три кота, Маша и медведь, Смешарики. Фонограмма с песнями героев.
«Что делают дети?»
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры: Ребенку предлагаются три картинки: дети спят,
маршируют, танцуют.
Звучит музыка, ребенок указывает на соответствующую картинку. (песня, марш, танец).
«Музыкальное лото»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход игры: взрослый играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на
одном звуке. Ребенок должен выложить ноты – кружочки от первой
линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Еще один вариант: взрослый исполняет песню и предлагает ребенку
выложить ее условное изображение из разноцветных кружочков
(куплет), сколько куплетов - столько и кружочков. Треугольник (вступление), квадраты (припев).
«Бубенчики»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход игры: Нарисуйте с ребенком трех гномиков с колокольчиками.
У каждого из них свой домик.
Взрослый рассказывает: « Жили-были три веселых бубенчика:
Динь. Дан. Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел
тоненьким голоском. «Динь-динь»- звучала его песенка. Дан пел песенку средним голосом: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже чем у братьев. «Дон-дон» - грозно звучала его голос. Можно придумать: как гномики радуются, ругаются, мирятся и пр.
«Кого встретил Колобок?»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход игры: Взрослый предлагает вспомнить ребенку сказку
«Колобок» и ее персонажей.
Звучат соответствующие мелодии (музыку берем из Интернет ресурсов).
Когда ребенок усвоит звучание регистра, соответствующего художественному образу каждого животного, ему предлагается определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать картинку или игрушку, можно нарисовать нужный персонаж.
«Игра с пуговицами (или с нитками)»
Цель: Закрепить понятие о длинных и коротких звуках.
Ход игры:
Взрослый говорит ребенку, что крупные пуговицы
(длинные ниточки)- это длинные звуки и поются долго, мелкие
пуговицы (короткие ниточки)- это короткие звуки и поются коротко
отрывисто. Взрослый выкладывает последовательность из крупных и мелких
пуговиц (коротких и длинных ниточек). Предлагает ребенку пропеть на гласный звук эту цепочку. Затем предлагается придумать свою мелодию.
«Музыкальная линия»
Цель: развитие воображения и звуковысотного слуха.
Ход игры: Взрослый на листе бумаги рисует разные линии.
Показывает, как может двигаться мелодия: вверх, вниз,
зигзагообразно, прямо, линия может прерываться, может
возобновиться, и т.д. Предлагает ребенку пропеть,
нарисованную линию. Затем меняются: ребенок - рисует линии, взрослый – озвучивает ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» На современном этапе педагогической теории и практики уделяется осо...
опыт работы по теме «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»
опыт работы...
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Доклад на тему "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"...
Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Представлены различные музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию музыкальных способностей. Материал ориентирован на детей младшего дошкольного возраста....
Статья «Развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста»
Статья про творческую деятельность дошкольников...
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...