Спортивная одаренность
материал
Материалы помогут разобраться в понятии спортивной одаренности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportivnaya_odarennost.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Спортивная одаренность
Выдающиеся спортивные достижения – это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды
Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д.
Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного и замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что высокие способности не проявятся в дальнейшем. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.
Под спортивной одарённостью нужно понимать сочетание способностей к определённому виду деятельности с анатомо-физиологическими особенностями, облегчающими выполнение этой деятельности и повышающими её эффективность.
Уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни, приходя заниматься тем или иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности, других же не принимали в группы начальной подготовки в силу их слабости.
Способности и одаренность у того или иного спортсмена констатируются тогда, когда уже достигнут выдающийся результат и мало внимания обращается на это в процессе отбора на различных этапах спортивного совершенствования, где основным фактором выступает соответствие сторон подготовленности тем модельным характеристикам, которые составлены для данного уровня подготовленности.
Условно различают три уровня развития спортивных способностей:
1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т.д.
2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.
3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.
В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова:
Так, в циклических видах спорта, таких как, бег, плавание, спортивная ходьба, лыжные гонки, гребля, конькобежный спорт, велосипедный спорт, важную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифференцировок, "чувство темпа", "чувства ритма", способность к адекватным оценкам функционального состояния.
В скоростно-силовых видах спорта, таких как, легкая атлетика, пятиборье, гимнастика, фигурное катание, важны точные мышечно-двигательные дифференцировки, точная пространственно-временная ориентировка, "чувство ритма".
В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.
В последнее время усилился генетический подход к проблеме спортивных способностей. Некоторые ученые отмечают, что возможности воспитания и тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией (генотипом) данного индивидуума. На это указывал ещё Ч. Дарвин. Он говорил, что воспитание и окружающая остановка производит лишь слабое влияние на способности человека, большинство которых в действительности являются врождёнными.
Но роль генетической информации в формировании спортивных способностей изучена крайне недостаточно.
Конечно, признавая значимость генетического фактора, не следует преуменьшать роль внешней среды.
Средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.
Имеются данные о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, "не имеющих наследственного предрасположения", наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте.
К критериям определения спортивной одаренности относятся следующие психофизические особенности детей:
- ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движение (бег, прыжки, лазание);
- обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
- легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
- умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Усэйн Болт-один из самых высоких спринтеров в истории, что дает ему чисто механическое преимущество перед большими шагами. Однако все это было бы ничем, если бы не сочеталось с быстро сокращающимися мышечными волокнами, которые обычно лучше используются людьми низшего уровня. Эта комбинация встречается нечасто, особенно у спринтеров. Он держит рекорды на 100 и 200 метров и с точки зрения своего доминирования недостижим. Он также является рекордсменом в эстафете 4 на 100 метров и имеет преимущество перед другими в своем виде спорта рядом с такими именами, как Тайгер Вудс и Майкл Фелпс. Однако Болт пугает своих конкурентов своим ростом 196 сантиметров, учитывая, что большинство других спринтеров из элиты имеют рост около 183 сантиметров и ниже. Примером этого являются основные конкуренты Тайсон Гей, рост которого 178 сантиметров, и Йохан Блейк, рост которого 180 см. Обычно более короткие конечности легче передвигать быстро, но это происходит за счет выносливости и наоборот. Это не относится к Болту, поэтому он считается генетическим чудом.
В 2017 году выдающегося спортсмена Александра Овечкина включили в список 100 величайших хоккеистов за всю историю НХЛ. Александр начал свою карьеру в 16 лет, и его успехи заметили практически сразу после дебюта: в НХЛ он получил приз как лучший новичок. За годы своей активной деятельности он завоевал множество наград. Но самыми крупными достижениями яркого хоккеиста называют 3 победы в чемпионатах мира и Кубок Стэнли.
Майк Тайсон- один из величайших боксеров в тяжелом весе рос в нищете в опасном районе Бруклина в Нью-Йорке. Его мать страдала от алкогольной зависимости, а отец был сутенером. Только в зрелом возрасте Майк узнал, что он ему неродной, а настоящий был таксистом и ушел из семьи еще до его рождения.
Отношения со сверстниками у Тайсона не складывались. Он был трудным подростком и учился в исправительной школе для малолетних преступников. Однажды с лекцией и мастер-классом ее посетил боксер Мухаммед Али. Эта встреча изменила дальнейшую судьбу Майка — он решил пойти в спорт, чтобы стать чемпионом мира.
Потом жизнь свела его с тренером Кассом Д'Амато, который усыновил 15-летнего Тайсона после смерти его матери. Наставник уверял, что Тайсон должен быть лучшим из лучших, и приучал к дисциплине. Хотя он никогда ею не отличался: употреблял наркотики, получил три судимости, часто попадал в скандальные истории.
Майк Тайсон стал чемпионом мира в тяжелом весе, когда ему было 20 лет. За спортивную карьеру боксер в общей сложности провел 58 боев, в 50 из них победил (в 44 — нокаутом). Его дважды вносили в Книгу рекордов Гиннесса как самого молодого чемпиона мира и как автора наибольшего количества быстрых нокаутов (9 нокаутов менее чем за минуту).
Елена Вайцеховская. По спортивным меркам, единственная олимпийская чемпионка в прыжках в воду в истории СССР и России начала карьеру довольно поздно. А тренеры отмечали у Елены нехватку гибкости и прыгучести. Олимпийский комитет с большой опаской включил ее в национальную сборную, пророчив ей лишь восьмое место. Однако, упорный труд и целеустремленный характер привели ее к победе на Олимпийских играх в 1976 году.
Майкл Джордан. Легендарный американский баскетболист, олимпийский призер и 6-кратный чемпион НБА мог так и не начать успешную карьеру. В старшей школе его не взяли в баскетбольную команду из-за низкого роста. Это стало мотивацией для Майкла для усиленных тренировок. Уже на следующий год баскетболист исполнил свою мечту.
Создание условий для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей должно носить системный характер и строиться на следующих принципах:
- выявление спортивно одаренных детей на протяжении всего процесса обучения;
- обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса;
- помощь спортивно-одарённым обучающимся в самореализации: организация и участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях; сдача норм ГТО на школьном и районном уровне; участие в олимпиаде по предмету физическая культура.
- включение в процесс обучения индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного ребенка;
- контроль над развитием познавательной деятельности спортивно-одарённых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль участия спортивно-одарённых детей в соревнованиях и мероприятиях разного уровня.
- постепенный и поэтапный отбор детей для занятий в секции спортивной школы.
Опытный тренер уже на первом этапе может выделить одаренного ребенка, который физиологически и психологически соответствует спортивной программе того или иного вида спорта.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботься, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В СПАРТАКИАДАХ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрываются формы взаимодействия всех участников образовательных отношений для раскрытия и дальнейшего развития спортивно одаренных детей на раннем этапе физического развития....
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Психологическое сопровождение детей с признаками спортивной одаренности.
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с признаками спортивной одаренности....
Психолого - педагогическое сопровождение спортивно одаренного ребенка в дошкольном учреждении
Материал опубликован в сборнике статей ХХ Всероссийской научно-практической конференции "Современные проблемы физической культуры и спорта"В статье представлен опыт работы по психолого-педагогическому...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивной секции для спортивно – одаренных детей «Дельфинёнок» возраст обучающихся 5 – 7 лет
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней...
Консультация для родителей "Спортивная одаренность"
Творческий ребенок, творческая личность – это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной акти...
Программа психологическое сопровождение детей с признаками спортивной одаренности.
Представленнна авторская программа по рпботе со спортивно-одаренными детьми....