Консультация для родителей "Спортивная одаренность"
консультация
Творческий ребенок, творческая личность –
это результат всего образа жизни дошкольника,
результат его общения и совместной
деятельности со взрослым, результат его собственной активности”
Н.Н.Поддьяков
В последнее десятилетие в нашей стране наблюдается более заинтересованное отношение специалистов к проблеме воспитания и обучения одаренных и талантливых детей. В жизни находят себе применение самые разнообразные виды одаренности, и это разнообразие подготавливается уже в детские годы.
Очевидно, что выдающиеся спортивные достижения - это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Дискуссионным при этом является вопрос о соотношении этих слагаемых спортивных успехов. Одни отдают предпочтение внешним факторам: труду, воспитанию, тренировке, другие - наследственным способностям, таланту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost.doc | 313.5 КБ |
Предварительный просмотр:
“Творческий ребенок, творческая личность –
это результат всего образа жизни дошкольника,
результат его общения и совместной
деятельности со взрослым, результат его собственной активности”
Н.Н.Поддьяков
В последнее десятилетие в нашей стране наблюдается более заинтересованное отношение специалистов к проблеме воспитания и обучения одаренных и талантливых детей. В жизни находят себе применение самые разнообразные виды одаренности, и это разнообразие подготавливается уже в детские годы.
Очевидно, что выдающиеся спортивные достижения - это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Дискуссионным при этом является вопрос о соотношении этих слагаемых спортивных успехов. Одни отдают предпочтение внешним факторам: труду, воспитанию, тренировке, другие - наследственным способностям, таланту.
Трудами С.Л.Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности» и «одаренность», «талант».
Способности – рассматриваются как индивидуально психические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.
Одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально психических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Иногда способности считают «врожденными». Однако, научный анализ показал, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков и формируются в процессе развития. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д. (В.М. Водоков, В.П. Филин, 1983г.).
Проблема способностей - это проблема индивидуальных различий между людьми. Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного из замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой путь развития является более перспективным. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.
Условно различают три уровня развития способностей:
1. Самые общие способности: к ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т.д.
2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.
3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация и т.д.
Некоторые специалисты одним из проявлений "двигательной одарённости" считают способность быстро, "буквально на лету", схватывать и запоминать технику выполнения сложных элементов, а также достаточно прочное её закрепление.
На большую роль внешней среды в формировании таланта косвенно указывают следующие факты. Анкетирование более 600 спортсменов высокого класса показало, что дети, которые достигли в последующем успехов в видах спорта, требующих выносливости, родились в многодетных семьях (трое и более детей). Известно, что в многодетных семьях дети рано становятся самостоятельными. Для них характерна большая настойчивость и целеустремлённость, им в большей мере приходиться помогать по хозяйству, что вырабатывает умение организовывать свободное время. Очевидно, средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.
Для понимания взаимодействия генетических и средовых факторов представляет интерес проблема критических или чувствительных (сенситивных) периодов развития. Имеются данные (Л.П. Сергиенко) о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, "не имеющих наследственного предрасположения", наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте.
Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.
В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста особенно значима роль семьи. Очень многое зависит от того, как поведут себя родители, когда обнаружится одаренность ребенка. Одни считают, что нет особой нужды обращать внимание. Другие, наоборот, преувеличивают возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя родительское тщеславие.
Большинство родителей пытаются помочь в раскрытии творческого потенциала ребенка. Главная задача в воспитании таких детей заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями всех участников образовательного процесса, соответствия требований взрослых стремлениям и интересам одаренного ребенка. Родителям необходимо помочь детям в умственном и творческом росте в соответствии с их способностями, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные и посильные занятия.
Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее
определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в
литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями
следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные
двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы
действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям
меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют
и свою специфику. Нетрудно представить себе ребенка, который
успешно справляется с разучиванием нового движения, но
оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать его, как только
внезапно меняется условие выполнения.
Поэтому в этом возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих
способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении
упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым
возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.
Способность преобразовывать новые, усложняющиеся формы движений в
наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и
произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика,
фигурное катание и так далее).
Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:
- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток
времени;
- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный
момент времени;
- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
Основные причины воспитания координационных способностей:
1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми
предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на
темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую
стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.
Координационные способности ведут к увеличению двигательного опыта.
2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие
подготовки детей к жизни, труду, службе в армии.
3. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития
координационных способностей - гарантия того, что можно избежать
монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в
спортивной деятельности.
Поэтому, помимо физических качеств, в дошкольном возрасте не менее важно
совершенствование координационных способностей детей. Тем
более, что этот возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.
Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые,
фундаментальные координационные способности человека в процессе управления
двигательными действиями:
- способность к реагированию;
- способность к равновесию;
- ориентационная способность;
- дифференцированная способность,
разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.
Способность к реагированию - это способность быстро и точно начать
движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную
реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на
различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки флажка или сигнал,
поданный голосом.
Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тепа в
условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое
равновесие. Первыми применять так называемые упражнения на "равновесия", то
есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним
относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с
продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так
далее.
Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализов, обеспечивающих сохранение равновесия. Например, кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).
Ориентационная способность – это способность к определению и изменению
положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся
ситуации или движущегося объекта.
Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой
точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в
целом. Например, бросок в кольцо с различных точек, ритмическая способность
при броске.
Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать
характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический
характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое
двигательное действие с относительно маленькими наполнениями. Например,
выполнение вольных упражнений под музыку.
Средства воспитания координационных способностей.
Основным средством для воспитания координационных способностей являются
физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие
элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет
изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за
счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес,
высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на
равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с
прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в
ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием,
направленный на представление дополнительной информации. Так, использование
зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка.
Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки,
закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение
двигательных действий.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных
способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения
динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это
упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками,
скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные,
выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его
частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и
другие), упражнения в равновесии.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную
деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными
средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения
на лыжах по пересеченной местности.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей,
эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Зятем,
они теряют свою ценность, так как любое, основанное до навыка и
выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, но
стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Вывод: Одним из важнейших условий развития одаренности считается ее раннее выявление, но, как показывают исследования, возраст идентификации зависит от вида одаренности (более раннее выявление музыкальной одаренности и более позднее - математической) и методов ее диагностики. Важным, но часто игнорируемым фактором одаренности являются интересы детей и подростков и их внешкольные увлечения, стабильность которых характеризует творческую продуктивность.
Выявление спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, то, что от природной одаренности будет зависеть не сам успех, а только возможности его достижения, так как способности развиваются в процессе онтогенеза под влиянием социальных воздействий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Одаренный ребенок
Около пяти процентов детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальностей, рождаются одаренными или талантливыми. Если не создать специальных условий для них, то, не реализуясь, с...
Консультация для родителей «Одаренные дети: особенности психического развития»
консультация для родителей...
Консультация для родителей «Одаренный ребенок».
Одаренным считается ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Первыми пр...
Консультация для родителей "Одаренный ребенок"
В статье рассказывается о 10 признаках одаренности ребенка, о чертах, свойственных одаренному ребенку, а также прописаны рекомендации родителям по работе с одаренными детьми....
Консультация для родителей: "Одаренный ребенок".
Консультация для родителей: "Одаренный ребенок"....
Консультация для родителей "Одаренный ребенок"
Уровень способностей детей, безусловно, зависит от природных задатков, но не менее важно, чтобы родители вовремя заметили их у крохи и развили до уровня одаренности....
Консультация для воспитателей "Одаренные дети - какие они?"
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, ...