Мой дом - моя семья.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ
(методическая разработка)
Скворцова Ольга Николаевна,
воспитатель ГБОУ гимназия №114
Выборгского района Санкт-Петербурга
Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,
неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руки в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
Цель: расширение представлений детей о семье, семейных и родственных отношениях; формирование положительных взаимоотношений, познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости у всех участников образовательного процесса.
Программное содержание:
- Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье, закрепить понятие о родственных отношениях в семье;
- Продолжить развивать познавательные способности и коммуникативные умения детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
- Воспитывать уважение к старшим; любовь к близким, позитивное отношение к своей семье; отзывчивость, умение слушать, желание и умение работать в коллективе.
Предварительная работа: совместное выполнение детьми с родителями генеалогического древа; плакат записей детей о своей семье; изготовление фотоальбомов «Я и моя семья!»; просмотр семейных фотоальбомов, рассказывание родителей о членах своей семьи, интересные факты о фамилии детей; оформление детских рисунков по теме: «Моя семья».
Подготовка к мероприятию: разработка конспекта; оформление группы; подготовка детей и родителей к совместному выполнению заданий; подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми; подбор художественной литературы по теме; иллюстративного материала для работы с детьми; материала для конструктивной и изобразительной деятельности.
Материал и оборудование: колокольчик, бубен, выставка детских рисунков на тему «Моя семья»; «Генеалогическое древо»; мини фотоальбомы детей с семейными фотографиями; природный и строительный материал для конструирования дома для семьи; готовые макеты совместных с родителями построек; плакаты для рассматривания и обсуждения по теме «Я и моя семья»; корзинка с детскими семейными фотографиями, доска для развешивания фото; интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Приглашение детей на утренний круг с помощью звукового сигнала (колокольчик, маракас, металлофон и др.).
Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом на доске, на которой прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».
Вопросы к детям:
- Все ли нашли для себя местечко?
- Все ли удобно устроились?
- Какое у вас сегодня настроение?
- Посмотрите друг на друга.
Приветствие.
Педагог предлагает детям создать общую «паутину» с помощью клубка. Дети по очереди бросают клубок со словами приветствия любому сидящему в кругу не отпуская, тем самым создается общая сеть.
Реализуемая детьми компетенция: право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.
Обмен информацией
Вопросы к детям:
- Сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе?
- Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?
Напоминаем детям правила при обмене новостями: говорить по одному и внимательно слушать друг друга.
Воспитатель вместе с детьми внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями детей, включая хорошие и плохие, так как новость – это свершившийся факт, который изменить нельзя. В завершении обсуждения воспитатель подводит детей к теме дня «Я и моя семья».
Проблемная ситуация с целью выявления знаний
и опыта детей по теме дня «Моя семья».
Обращаем внимание детей на ребус на доске и предлагаем отгадать, что там зашифровано. Дети отгадывают ребус «Семья» (ребус 7Я).
Реализуемая детьми компетенция: право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности.
Работа по сюжетной картине
Предлагаем детям перейти в речевой центр для рассматривания сюжетной картины «Семья» и активизации словаря по теме.
- Что вы видите на картине?
- Это дом.
- Назовите людей, живущих в этом доме.
- Бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик.
- Назовите самых старших членов семьи.
- Бабушка и дедушка.
- Назовите самых младших членов семьи.
- Мальчик и девочка.
- Как одним ловом назвать мальчика и девочку, кто это?
- Это дети.
- Кем приходятся друг другу мальчик и девочка?
- Они брат и сестра.
- А кем приходится мальчик (девочка) бабушке с дедушкой?
- Мальчик для дедушки с бабушкой – внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка.
- А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей?
- Они родители.
- Кем приходится девочка родителям?
- Девочка для них дочка.
- А кем приходится мальчик маме и папе?
- Мальчик для мамы и папы – сын.
Реализуемая детьми компетенция: право быть услышанным; право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения.
Что мы узнали?
Рассказ о своей семье. Предлагаем детям подойти к выставке детских работ «Моя семья».
Воспитатель (В): Ребята, поделитесь, что вы видите на ваших рисунках, расскажите о своей семье или ответьте на вопросы по содержанию: кто изображен на вашем рисунке? Кого ты нарисовал? Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время? И др.
…
Спасибо за ваши рассказы. Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди, детский сад – это тоже часть семьи. Еще у вас есть родственники, которые могут жить в других домах, городах и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья.
Представление детьми знаний о своей фамилии
В: Кто знает, что обозначает ваша фамилия? Поделитесь. По желанию представляют свои работы по изучению значения своей фамилии.
Пословицы и поговорки о семье
В: А может кто знает пословицы и поговорки о семье, расскажите и объясните с помощью своих рисунков, как вы их понимаете?
Дети рассказывают:
- «Вся семь вместе и душа на месте».
- «Материнское сердце лучше солнца греет».
- «При солнышке тепло, при матери добро».
- «Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей».
- «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют».
- «Нет такого дружка, как родная матушка».
Физкультминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре - хлопки в ладоши
Кто живет у нас в квартире? - повороты в стороны с подниманием плеч
Раз, два, три, четыре, пять - хлопки в ладоши
Всех могу пересчитать; - указательным пальцем пересчитывают
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся наша семья! - загибают поочередно пальцы на руке.
Что нужно сделать?
Коллективная работа «Дом для моей семьи».
В: Семья – это труд и опора, любовь и дружба, и, конечно же, школа доброты, честности и долга. Каждому из нас необходимо такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где поймут и поддержат, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, твой дом.
Я предлагаю вам разделиться на команды, выбрать необходимый материал и «Построить дом для семьи».
Реализуемые детьми компетенции: право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте ее реализации, партнерстве или его отсутствии.
Проговаривание плана (1-2 мин).
Уточнение последовательности действий:
- С чего вы хотите начать?
- Что будете делать потом?
Уточнение партнеров по деятельности:
- Кого бы ты хотел(а) пригласить поработать с тобой?
В случае необходимости воспитатель предлагает свою помощь.
Реализуемые детьми компетенции:
- право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;
- право принять (или не принять) помощь взрослого;
- право обращения к различным источникам знаний или опыта;
- право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;
- право прекратить работу раньше, чем будет получен результат.
Анализ деятельности
За 10-15 минут до окончания работы раздается музыкальный сигнал, дети собираются на месте группового сбора, каждой команде предлагается рассказать о своем доме, если работа закончена, если не закончена, предлагаем закончить позже, в течение дня.
Вопросы детям:
- Кто хочет рассказать о своей работе?
- Какие трудности ты встретил(а)?
- Что тебе удалось сделать сегодня?
- Получилось ли у тебя то, что ты задумал(а)?
- Как ты предполагаешь завершить работу?
- Какие материалы можно еще использовать?
- Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
- Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?
Реализуемые детьми компетенции:
- право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности; право самостоятельно оценить достигнутый результат;
- право оценить успешность сотрудничества;
- право определения применения полученного результата.
Итог
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
- О семье!
Речевая игра «Пожелание своей семье»
- А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.
Работа проходит по следующим принципам:
- Принцип открытости: ребенок имеет право участвовать или не участвовать в общем деле; представить или не представлять результаты своего дела.
- Принцип диалогичности: все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности.
- Принцип рефлексивности: осознание ребенком своих действий; самооценка результата.
Приложение
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ГЕРБ СЕМЬИ»
Актуальность вызвана отдаленностью родителей современной семьи от воспитания в детях нравственных ценностей своей родословной. Совместная творческая деятельность детей и родителей способствует установлению связи с ребенком, приобщение к культуре, общечеловеческим и семейным ценностям.
Вид проекта: творческий, краткосрочный.
Цель проекта: оптимизация детско-родительских отношений в семье, совместного творчества, исследовательских и коммуникативных навыков детей.
ХОД ПРОЕКТА
Представление, введение в историю создания герба
История началась в те времена, когда наши предки много времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. А самого воина защищали доспехи, щит. В разгар боя воинов, закованных в доспехи, различить было трудно. Как определить: свой или чужой?
Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: плащи разных цветов, шлемы разной формы. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом.
Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и всего города. Над воротами города вывешивали щит-герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита, и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.
Уже давно не рыцарей, современные воины не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. В памяти многих древних родов и фамилий сохранились семейные гербы.
Герб – это немецкое слово, означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Что такое фамильный (семейный) герб?
Герб, вместе с остальными составляющими (генеалогическое древо, родословная), образует современное понятие родословия и является символом вашей семьи, а иногда символом всего одного человека (тогда речь идет о личном гербе). Герб семьи представляет собой набор геральдических символов, которые олицетворяют основные черты семейного рода. Семейный герб раньше был привилегией дворянства, а сейчас он призван выделить семью, сплотить всех ее членов, стать сильным связующим звеном для поколений.
Герб фамильный (герб рода) – составляется всей семьей и отражает суть семейной жизни рода, ее место в обществе и основные ценности.
Герб личный – описывает личность конкретного человека. Герб является отражением в художественном виде основы человека, его набора убеждений и взглядов на семью, на мир, на жизнь. Очень часто герб составляется и для того, чтобы глубже понять свою семью и свое место в ней. Придумать герб непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов. Мы приведем лишь некоторые правила создания герба, которые помогут вам нарисовать герб своей семьи.
Этапы создания герба семьи своими руками
- Определиться с формой герба.
- Поле щита состоит из шести частей.
- Выбор цвета для каждой части, который просто нравится или отображает семейные ценности (максимум три или четыре цвета).
- Придумать фразу или девиз для герба семьи. Можно взять цитату из Библии, пословицу или поговорку, короткий отрывок из книги или фильма; нарисовать флаг под гербом и вписать в него выбранную фразу.
- Над гербом в большом полукруге написать фамилию семьи, принимавшую участие в изготовлении герба.
- Последовательное заполнение каждой ячейки, в соответствии с заданием:
- что в вашей семье важно, в чем вы лучше всех, что наилучшим образом представляет вашу семью. Вспомните о тех вещах, которые вы чаще всего делаете вместе, места, где вы побывали и с которыми связаны важные воспоминания. Семейное хобби или уникальные семейные ценности и пр.;
- человек, идея, активность. Выделите ваши особенности, которые, по вашему мнению, характерны для вашей семьи: гостеприимство, доброта, строгость, веселье или активность и пр.;
- девиз герба семьи. Девиз семьи, передаваемый из поколения в поколение, может ориентировать поступки человека, моделировать его поведение. Девиз семьи – аналог фамилии, семейная визитная карточка. Словесный девиз кратко, в нескольких словах, выражает семейное кредо, жизненные правила семьи. Замечательные девизы для семьи уже придуманы, вернее, сформулированы в народных пословицах;
- три вещи, которые бы вы взяли из горящего дома? Что для вас в вашей семье представляет наибольшую ценность? (икона, книга, деталь интерьера и др.);
- ваши достижения на сегодняшний день, чем или кем вы гордитесь;
- если бы вы могли, чтобы вы хотели бы изменить, добавить?
Заключительная часть проекта
Организация общей выставки проектов, краткий рассказ о гербе, о семье, ее традициях, о том, что нашло отражение на гербе.
Источники:
- Акулова О.В. Образовательная область «Социализация. Игра.». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Бабаева Т.И. Образовательная область «Социализация». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Жёлтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Козлова С.А. «Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру» - М.: Линка-пресс, 2000.
- Козлова А.В. Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: - М.: Т. У. Сфера, 2004.
- Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации: учебно-тематическое пособие для педагогов начального образования / Л.В. Михайлова -Свирская. – 2-е изд. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 80 с: ил.-(Вдохновение).
- Ривина Е.К. Знакомим дошольников с семьей и родословной / Е.К. Ривина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Сайт «Воспитатель»: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/moya-semya-i-rodstvenniki.html
- Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативы и самостоятельности. Лысогорова Л.В., канд. Пед. Наук, доцент кафедры начального образования, зав. Каф. Нач. обр.
- https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-doshkolnikami-napravlennaya-na-formirovanie-initsiativnosti-i
- https://editionpress.ru/detsad/vyshedshie-nomera-detsad/nomera-za-2016-god-detsad/282-detsad-6-2016 [Детский сад теория и практика № 6/2016. Детская инициатива: поддержка и развитие].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....