Мастер – класс «Использование театрализованной деятельностив детском саду»
план-конспект занятия (старшая группа)

Пичугина Анна Александровна

мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx666.34 КБ
Файл stsenariy_-razvlecheniya.docx110.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик»

                     Мастер – класс

  «Использование театрализованной деятельности

                               в детском саду»

                                                                                    Подготовил воспитатель :

                                                                                                     

                                                                                                           Пичугина А.А.

                                                            2021г


Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и предоставлю возможность изготавливать наглядный материал для театра из подручных материалов.

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи: Познакомить воспитателей с разными видами театров.

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.

Дать возможность воспитателям и родителям самостоятельно изготавливать персонажей из подручного материала.

Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.

Участники: воспитатели, родители.

Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду, формирование умения изготавливать театральных персонажей из подручного материала.

Презентация мастер-класса.

Цель, которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Огромны воспитательные возможности театрализованной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

C:\Users\Анна\Desktop\8 марта\DSC_0310.JPG

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»[Бочкарёва Л. П. ].

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

                     C:\Users\Анна\Desktop\фото с телефона\IMG_20190228_095938.jpg

Л. В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр,

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последвательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет сколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Уважаемая аудитория, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы переступим к практической части.

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

Я предлагаю вам сегодня посмотреть и собрать вместе с детьми «Ладошку сказок» пальчиковый театр. Перед вами силуэт ладони:

1. Детям предлагается вспомнить название каждого пальчика. Сравнить со своей. Провести пальчиковую гимнастику.

2. Затем предлагаются картинки со сказочными героями. У нас сказка «Репка».

3. Даём задание расположить героев по порядку, вспомним и расскажем всю сказку.

4. Наклеиваем сказочных героев на ладонь.

В современном детском саду, как вы убедились, существую множество видов театров. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. Для организации детского театра можно самим создать персонажей из подручного и бросового материала, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество.

Я желаю Вам создавать новые и интересные виды театров. Привлекать детей и их родителей в изготовление персонажей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение             «Детский сад «Золотой ключик» г. Рославль Смоленской области

Сценарий

развлечения по русскому фольклору 

с детьми 2 младшей группы «Вишенка»

«В гости к бабушке - Варварушке»

image002.jpgРазработали:

 музыкальный руководитель: Черткова Е.В.

                                                   воспитатели: Пичугина А.А. Короткая Т.Ю.

2023 год

Программное содержание:

  • Повторить знакомые потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их.
  • Учить читать их ласково, напевно-протяжно, сохраняя народный колорит чтения, добиваться выразительного чтения.
  • Создать эмоциональное, радостное настроение у детей.
  • Воспитывать интерес к устному народному фольклору.

Наглядный материал:

Макет русской печки: кочерга, ухват, лопатка, чугунок, поленья. Макет избы. Игрушки: петух, коза, кошка, кот, гусь.


Ход занятия:

Дети входят вместе с воспитателем в музыкальный зал, их встречает бабуля (одетая в русский национальный костюм).

Бабушка-В. Здравствуйте ребятки, милые внучатки! Вот хорошо, что вы приехали ко мне в гости, как я вам - то рада. Проходите, то гости дорогие, да присаживайтесь!

Бабушка провожает детей на стулья, сажает их и читает потешку:

Лады, лады, ладушки!

Пришли вы к бабушке,

К вашей милой бабушке,

Бабушке - Варварушке.

Пришли ребятушки

- Милые внучатушки.

Бабушка -В. Ребятушки! А знаете, живу то я не одна в избе, а  с моими друзьями,  сейчас знакомить вас буду. (Бабушка уходит и возвращается с петушком).

Воспитатель. Ребятки, интересно вам, с кем нас хочет познакомить бабушка? Давайте посмотрим.

Бабушка - В. А вот и мы.

Рано, рано по утру
Нам кричит ку-ка-ре-ку! Кто это? (Петушок).

Петух. Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные, красивые.
Дети. Здравствуй, петушок.
Воспитатель. Бабушка - Варварушка, а мы стихотворение про петушка знаем.

Ребенок. Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Петух. Ах, какой хороший стишок вы про меня рассказали. Спасибо!

Воспитатель: Ребята, петушок рано встает и всех нас будит. А когда вы просыпаетесь, что делаете? (Умываемся, одеваемся и делаем зарядку). Петушок, посмотри, как мы делаем зарядку.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку;
Весело шагать,
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки опускать,
Приседать и вставать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать,
Весело шагать.

Бабушка. Какие молодцы, все – то вы умеете.
Петух. Хорошо мне с вами, ребята, но меня пора возвращаться. До свидания.

Петушок уходит.

Бабушка выходит с козочкой (игрушка).

Коза. Здравствуйте, ребята и со мной поиграйте.

Музыкальная игра «Идет коза рогатая»

Воспитатель.  Козочка! Мы знаем, что ты любишь капусту, а детки могут приготовить тебе салат из капусты.

Пальчиковая игра
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

Коза. Спасибо вам большое за вкусный салат. Он мне очень понравился. А я вас угощу за это молочком, пейте на здоровье, мое молоко полезное. А мне пора идти, ждут меня козлятки, малые ребятки. До свидания.

Дети. До свидания. (Уходит коза).

 Бабушка. Ой, кто это там царапается?

Бабушка выносит кошку.

Кошка . Это я Мурка,
Мурка, серенькая шкурка.
Здравствуйте, ребята. 

Бабушка. Мурка,  очень ласковая кошечка. Бабушка гладит кошку

Ребятки, а кто хочет почитать стихотворение для кошечки, она любит слушать.

Дети читают потешки.

Бабушка. Ах, какие вы - то молодцы, Мурке  очень понравилось, слышите, как она мурлычет. Сейчас мы Мурочку посадим на лавочку пусть посидит с вами рядышком. Бабушка сажает кошечку на лавочку.

Бабушка.  Интересно, где-же мой кот- Васенька, что-то его не видно. Куда он мог спрятаться? Ой, да вспомнила, да ведь он у меня всю ночь мышей ловил, устал наверно, спит где-то. Бабушка зовет кота кис-кис-кис, везде его ищет, зовет по имени, затем подходит к печке и заглядывает на печку за трубу и вынимает от туда спящего кота.

Бабушка находит кота на печке.

Бабушка. Вот ты где спишь. Устал мой помощник, всю ночь мышей ловил в чулане, да в погребе. Вот такой ты у меня молодец. Смотрите, ребята, какой он красивый, ловкий, смелый.

Песня: «Ходит Васька-серенький»

Дети читают потешки:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые

Выйдет котик в огород,

Всполошится весь народ.

И петух, и курица

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Подвижная игра: «Кот и мыши»

Бабушка.  Ребятки, какие вы молодцы,  коту - Ваське понравилось. Ну, вот сейчас я положу его на печку, пусть спит, ведь ему всю ночь мышей ловить.

Бабушка укладывает кота на печку, ласково с ним разговаривает .... .

Бабушка. Если загадку отгадаете, тогда узнаете, кто ещё со мной живет.  

Загадка.

Эти птицы у канавки

 Часто моют свои лапки,

 Убегают от Бабуси.

Кто скажите это… (Гуси)

Песня: «Жили у бабуси, два веселых гуся»

 Бабушка.  Ребята, вы познакомились с моими друзьями. Мы с ними живем дружно и заботимся друг о друге.

Сегодня  мы вместе пели, играли, стихи читали, а ещё предлагаю поплясать.

Пляска: « Эх, раз, ещё раз, мы потопаем сейчас…..»

Бабушка. Ой, ребятки, а про оладушки, я совсем забыла. Сейчас принесу. Вот вам оладушки, придете к себе в группу, молочко попьете, оладушек поедите.

Воспитатель. Спасибо Бабушка-Варварушка, мы у вас погостили, теперь  пора возвращаться  в детский сад. До свидания.

Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в детском саду».

Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....

Мастер - класс "Использование театрализованной деятельности в детском саду"

Мастер - класс "Использование театрализованной деятельности в детском саду"...

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей » для детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей »для детей старшего дошкольного возраста. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов...

Оригами в театрализованной деятельности детского сада

Особую актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии в дошкольных учреждениях.Преобразование пространства и плоскости с помощью техники «Оригами» состоит в ...

Мастер - класс "Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей"

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической...