Мастер класс «Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ»
материал (старшая группа)

Рачкова Екатерина Александровна

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_katya.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение детский сад №29 городского округа города Райчихинска Амурской области

«Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ»

                   

                                       Разработала: Рачкова Е.А. – воспитатель

 г. Райчихинск

«Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ» 

Цель:  

        Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством использования технологии исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Познакомить педагогов  со специальными знаниями и практическими умениями в области исследовательской деятельности.
  • Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
  • Повысить уровень мастерства педагогов.
  • Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Ход

Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.

Добрый день всем участникам конкурса!

Добрый день всем членам жюри!

Добрый день всем гостям!

Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!

Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!

Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться

А учиться и учиться.

А сейчас я приглашаю вас, уважаемые конкурсанты принять участие  в практической деятельности. Прошу вас разделиться на три команды. Каждая команда будет проводить свой эксперимент.

У вас на столах  разложены  карточки, где дано название опыта и методика его  проведения, ну и конечно необходимое оборудование.  Команды должны будут выполнить опыт и описать его. Экспериментирование  будет направлено на получение нового цвета.  

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Экспериментирование с цветом обязательно вызовет чувство удивления, восторга, праздника не только у ребенка, но и у взрослого.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 1 для команды №1:

«ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЦВЕТА»

Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух (несколько цветов) цветов: желтого и синего.

Для этого понадобится:

Три стакана, пищевые красители, две салфетки

Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 2 для команды №2:

«Хроматография цвета»

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли?  Попробуем разложить цвета на составляющие.

 Для этого нам понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой

 В двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение:

Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 3 для команды № 3:

«Хроматография на ткани»

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Для опыты нужно: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками.  Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки.

Уважаемая аудитория, а пока наши участницы экспериментируют, с вашей помощью  я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.

 (Приглашаются 3 коллеги из зала).

- Как вы думаете, с какими объектами увлекательно и безопасно проводить опыты для детей дошкольного возраста?

Воспитатель: Перечислите с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты:

(вода, снег, солнце, камни, песок, глина,… воздух).

А давайте - ка, с вами сконцентрируем внимание на объекте неживой природы – воздух и вспомним его свойства:

 Свойства воздуха:

1. Воздух занимает пространство;

2. Воздух невидим;

3. Воздух не имеет вкуса;

4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;

5. Мы дышим воздухом;

6. Воздух имеет вес

7. Воздух очень легкий;

8. Воздух легче воды;

9. Горячий воздух легче холодного;

10. Ветер – это движение воздуха;

11.Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;

12. Воздух давит на предметы во все стороны;

13. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.

А теперь некоторые из этих свойств мы с вами проверим

Воздух занимает пространство

Я предлагаю надуть   шарики.

- Скажите, пожалуйста, как у нас из маленького шарика получился такой большой? (потому - что мы надули его воздуха).

Возьмите салфетки, давайте попробуем подуть. Что происходит с салфеткой?

(она колышится)

Так отчего она колышится? (от ветра)

-  Возьмите веер в руки и помашите перед своим лицом

- Что вы почувствовали? (ветер)

 -Ветер - движение воздуха, воздух нас охлаждает.

Воздух можно почувствовать кожей как легкий ветерок, ветер – это движение воздуха, поэтому воздух находится вокруг нас и занимает все пространство

Воздух не имеет запаха.
- Как вы думаете, имеет ли воздух запах?
- Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет. Воспитатель подходит к каждому участнику и дает им понюхать духи, апельсин, лимон, чеснок. Один участник  вдыхает просто воздух. Все что - то почувствовали, только один человек ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему ? Он вдохнул просто чистый воздух.  Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, пахнут предметы, запах воздуху также придают содержащиеся в нем вещества.

Воздух имеет вес.

 -Как вы думаете, какой опыт может доказать это свойства воздуха:

 (его нужно взвесить)

 - Посмотрите у нас …замечательные весы. Обратите внимание: шарики перевешивают друг друга или они уравновешены ( уравновешены).

Давайте попробуем один шарик проткнуть, и посмотреть, что получится

(Берем шпажку и лопаем шарик). Что мы видим? (один шарик лопнул и весы, где находится шарик с воздухом опустились вниз).

Значит, воздух имеет вес или нет?

Вывод:  Воздух имеет вес

Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

-Я благодарю вас за прекрасную работу.

А теперь посмотрим, как же со своим задание справились наши участницы.

 Участницы первой команды рассказывают про свой опыт

 - Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли?   Об этом эксперименте нам расскажут участницы второй команды.

Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета. Хочу отметить, что фломастеры разных производителей могут вести себя по-разному, и могут получиться различные цвета. Из нашего простого опыта можно увидеть, что черный — это не просто черный, а смешение различных цветов.

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани. Об этом нам расскажет третья команда.

Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань.  Любуемся и наслаждаемся результатом.

С помощью таких интересных экспериментов перед ребятами откроется красочный мир цветового многообразия.

Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности  исследовательской  деятельности, и что мой мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Закончить свое выступление хотелось бы притчей .

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках .  Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей » для детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей »для детей старшего дошкольного возраста. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов...

Мастер класс: «Использование технологий моделирования в совместной образовательной деятельности по формированию математических представлений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга»  ул. 50 лет СССР, 13 Кулундинского района Алтайского края...

Мастер – класс «Использование технологии макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»

Мастер – класс  «Использование технологии  макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер - класс "Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей"

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической...