Учить ли дошкольника читать!
материал
Можно привести достаточное количество аргументов против обучения чтению дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchit_li_doshkolnika_chitat_rach.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Учить ли дошкольника читать!
Можно привести достаточное количество аргументов против обучения чтению дошкольников.
«Отнимаем у детей детство. Пусть играют, пока малы!»
«Чему же тогда учиться в школе?»
«Чтение вредит зрению».
«Ребенок 5-6 лет не сумеет овладеть чтением» и т.д.
Однако аргументов за обучение чтению, грамоте все же больше.
Обучать малыша 5-6 лет можно и нужно, потому что:
нормально развивающийся пятилетний ребенок обладает достаточно сформированной устной речью (знает много слов, умеет связывать слова в предложения, рассказывает, чисто произносит звуки). Это является базой для развития письменной речи;
раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ: «магазин», «молоко», «вокзал»);
чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;
в процессе чтения происходит познание окружающего.
В детстве лингвистические способности детей ярко выражены. Речь ребенка еще находится в стадии формирования. Звуки еще не стали чем-то обычным, не замечаемым, как дыхание. Дети являются экспериментаторами в своих лингвистических открытиях. И дошкольники достаточно рано начинают проявлять интерес к буквам и многие родители, не ожидая момента поступления ребенка в школу, начинают знакомить детей с буквами, учить читать. Но обучение ребенка чтению начинается не с букв, так как буквы - это самая большая абстракция для его сознания. Если он будет знать весь алфавит, это не приведет его к чтению. Звучащее слово, умение слышать и выделять звуки в словах - вот важнейший этап на пути ребенка к чтению. Наигравшись со звуками, научившись их слышать и выделять в словах, малыш сумеет постичь секреты слухового слогообразования.
Для запоминания букв можно использовать следующие приемы и игры:
найти заданную букву в массе букв разрезной азбуки;
вылепить букву из пластилина, теста;
сложить из спичек, палочек, веточек, мелких предметов (пуговиц, фасоли, крупинок, зернышек);
угадать букву, которую написали на спине, на ладошке;
написать букву на песке;
написать мокрой тряпкой;
написать на запотевшем стекле;
на что похожа буква (О - колесо, В - очки без дужек);
в старой газете заданную букву: зачеркнуть, обвести, проткнуть булавкой, две похожие буквы одновременно одну зачеркнуть, а другую обвести кружочком;
превратить выложенную из палочек букву в другую. Из Н выложить П и т.п.;
дописать недостающий элемент в букве;
рассмотреть из скольких элементов состоит буква.
Сделайте надписи к окружающим ребенка предметам. И даже если вы не станете проводить с ним никаких занятий, каждый малыш благодаря особенностям периода детства, впитывая окружающее, интуитивно придет к восприятию письменности (чтению). Ребенок по слову вспоминает предмет, а по предмету - слово.
Каждый ребенок с удовольствием будет ежедневно читать свое имя. Сделайте слово-надпись имени ребенка, которое он видит ежедневно на своем шкафчике, кроватке и т. д. Именно с имени ребенка, самого близкого и знакомого с рождения ему слова, и начинается стимулирующей развитие познавательного интереса к письму и чтению. Ребенок видит слово - свое имя. Он впитывает его буквенное обозначение. Затем используйте имена членов семьи и слова, обозначающие части тела. Познание ребенка начинается с изучения семьи и своего тела.
По наблюдениям специалистов для каждого десятого ребенка научиться читать (а впоследствии и грамотно писать) - действительно проблема. Вполне возможно, что это дислексия - врожденное нарушение восприятия устной и письменной речи. Это когда ребенок постоянно ошибается при чтении, с трудом может прочитать слово, постоянно проглатывает или заменяет буквы и даже вовсе не понимает смысла написанного. Большинство детей очень быстро осваивают этап «звук – буква», а дети с дислексией спотыкаются именно на этой фазе. Они не в могут связать звук и символ. Например, в русском языке звуков (фонем) - 39, а букв всего 33. Так, слово «кот» состоит из трех звуков: [к], [о], [т]. Но дислектики слышат слово «кот» как один звук.
У детей с дислексией в процессе чтения наблюдаются следующие основные типы ошибок:
• Замены и смешения звуков при чтении (п-н, п-и, п-т, у-и, ш-и, м-ш и других).
• Побуквенное чтение: нарушение слияния звуков в слоги и слова.
• Пропусках согласных и гласных; добавлениях звуков; перестановках звуков; пропусках, перестановках слогов и др.
• Нарушения понимания прочитанного слова, предложения или текста.
• Аграмматизмы (нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.).
Для детей с дислексией характерна вариабельность ошибок: одно и то же слово ребенок может прочесть и верно, и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому: «хотела-ходела-хотила-ходила»; «только-долька-долга»; «щука-чтука-щтука».
Многие дети пытаются обойти трудности чтения путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, но не на контекст, как это бывает у более старших детей: «выше-вышла»; «хотела-ходила».
Неуспешность в освоении навыков чтения может оказать отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Постоянные неудачи способны вызвать и закрепить такие черты, как неуверенность, тревожность, замкнутость, заниженная самооценка. Поэтому больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке.
Считается, что навыки чтения наилучшим образом усваиваются от 5 до 7 лет. Если вы впервые заметили, что ребенок не в состоянии нормально читать, когда ему уже исполнилось 8-9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений и помощь специалиста.
Чем раньше вы сумеет разглядеть у ребенка симптомы дислексии и своевременно обратиться за помощью к логопеду, тем лучше вы сможете ему помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Надо ли учить дошкольника читать?
В статье поднимается вопрос, почему нужно учить дошкольников читать....
Как и когда начинать учить дошкольника читать
Вопрос о том, когда начинать обучение ребенка грамоте, неизбежно встает перед всеми родителями. Давайте помнить о том, что процесс обучения ребенка чтению сложный и не быстрый. Каждый ребенок овладеет...
Как грамотно учить ребёнка дошкольника читать
Многих родителей интересует вопрос, можно ли самостоятельно научить ребенка читать до его поступления в школу, и как грамотно это сделать.Прежде чем приступить к обучению, надо подго...
Консультация для родителей на тему: Почему и зачем учить дошкольника читать?.
В вашей семье есть ребенок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку или Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но чт...
Учим дошкольника читать
Советы родителям дошкольников по обучению чтению по букварю...
Зачем, почему и как учить дошкольника читать?
В вашей семье есть ребенок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но что-то не полу...
памятка для родителей "Учить ли дошкольника читать?"
Родителям даётся ответ на извечно непростой вопрос - учить ли дошкольника читать?...