Учить ли дошкольника читать!
материал

Рачёва Ирина

Можно привести достаточное количество аргументов против обучения чтению дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchit_li_doshkolnika_chitat_rach.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учить ли дошкольника читать!

Можно привести достаточное количество аргументов против обучения чтению дошкольников.

«Отнимаем у детей детство. Пусть играют, пока малы!»

«Чему же тогда учиться в школе?»

«Чтение вредит зрению».

«Ребенок 5-6 лет не сумеет овладеть чтением» и т.д.

  Однако аргументов за обучение чтению, грамоте все же больше.

Обучать малыша 5-6 лет можно и нужно, потому что:

нормально развивающийся пятилетний ребенок обладает достаточно сформированной устной речью (знает много слов, умеет связывать слова в предложения, рассказывает, чисто произносит звуки). Это является базой для развития письменной речи;

раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ: «магазин», «молоко», «вокзал»);

чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;

в процессе чтения происходит познание окружающего.

  В детстве лингвистические способности детей ярко выражены. Речь ребенка еще находится в стадии формирования. Звуки еще не стали чем-то обычным, не замечаемым, как дыхание. Дети являются экспериментаторами в своих лингвистических открытиях. И дошкольники достаточно рано начинают проявлять интерес к буквам и многие родители, не ожидая момента поступления ребенка в школу, начинают знакомить детей с буквами, учить читать. Но обучение ребенка чтению начинается не с букв, так как буквы - это самая большая абстракция для его сознания. Если он будет знать весь алфавит, это не приведет его к чтению. Звучащее слово, умение слышать и выделять звуки в словах - вот важнейший этап на пути ребенка к чтению. Наигравшись со звуками, научившись их слышать и выделять в словах, малыш сумеет постичь секреты слухового слогообразования.

Для запоминания букв можно использовать следующие приемы и игры:

найти заданную букву в массе букв разрезной азбуки;

вылепить букву из пластилина, теста;

сложить из спичек, палочек, веточек, мелких предметов (пуговиц, фасоли, крупинок, зернышек);

угадать букву, которую написали на спине, на ладошке;

написать букву на песке;

написать мокрой тряпкой;

написать на запотевшем стекле;

на что похожа буква (О - колесо, В - очки без дужек);

в старой газете заданную букву: зачеркнуть, обвести, проткнуть булавкой, две похожие буквы одновременно одну зачеркнуть, а другую обвести кружочком;

превратить выложенную из палочек букву в другую. Из Н выложить П и т.п.;

дописать недостающий элемент в букве;

рассмотреть из скольких элементов состоит буква.

  Сделайте надписи к окружающим ребенка предметам. И даже если вы не станете проводить с ним никаких занятий, каждый малыш благодаря особенностям периода детства, впитывая окружающее, интуитивно придет к восприятию письменности (чтению). Ребенок по слову вспоминает предмет, а по предмету - слово.

  Каждый ребенок с удовольствием будет ежедневно читать свое имя. Сделайте слово-надпись имени ребенка, которое он видит ежедневно на своем шкафчике, кроватке и т. д. Именно с имени ребенка, самого близкого и знакомого с рождения ему слова, и начинается стимулирующей развитие познавательного интереса к письму и чтению. Ребенок видит слово - свое имя. Он впитывает его буквенное обозначение. Затем используйте имена членов семьи и слова, обозначающие части тела. Познание ребенка начинается с изучения семьи и своего тела.

  По наблюдениям специалистов для каждого десятого ребенка научиться читать (а впоследствии и грамотно писать) - действительно проблема. Вполне возможно, что это дислексия - врожденное нарушение восприятия устной и письменной речи. Это когда ребенок постоянно ошибается при чтении, с трудом может прочитать слово, постоянно проглатывает или заменяет буквы и даже вовсе не понимает смысла написанного. Большинство детей очень быстро осваивают этап «звук – буква», а дети с дислексией спотыкаются именно на этой фазе. Они не в могут связать звук и символ. Например, в русском языке звуков (фонем) - 39, а букв всего 33. Так, слово «кот» состоит из трех звуков: [к], [о], [т]. Но дислектики слышат слово «кот» как один звук.

У детей с дислексией в процессе чтения наблюдаются следующие основные типы ошибок:

• Замены и смешения звуков при чтении (п-н, п-и, п-т, у-и, ш-и, м-ш и других).

• Побуквенное чтение: нарушение слияния звуков в слоги и слова.

• Пропусках согласных и гласных; добавлениях звуков; перестановках звуков; пропусках, перестановках слогов и др.

• Нарушения понимания прочитанного слова, предложения или текста.

• Аграмматизмы (нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.).

  Для детей с дислексией характерна вариабельность ошибок: одно и то же слово ребенок может прочесть и верно, и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому: «хотела-ходела-хотила-ходила»; «только-долька-долга»; «щука-чтука-щтука».

  Многие дети пытаются обойти трудности чтения путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, но не на контекст, как это бывает у более старших детей: «выше-вышла»; «хотела-ходила».

  Неуспешность в освоении навыков чтения может оказать отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Постоянные неудачи способны вызвать и закрепить такие черты, как неуверенность, тревожность, замкнутость, заниженная самооценка. Поэтому больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке.

  Считается, что навыки чтения наилучшим образом усваиваются от 5 до 7 лет. Если вы впервые заметили, что ребенок не в состоянии нормально читать, когда ему уже исполнилось 8-9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений и помощь специалиста.

Чем раньше вы сумеет разглядеть у ребенка симптомы дислексии и своевременно обратиться за помощью к логопеду, тем лучше вы сможете ему помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надо ли учить дошкольника читать?

В статье поднимается вопрос, почему нужно учить дошкольников читать....

Как и когда начинать учить дошкольника читать

Вопрос о том, когда начинать обучение ребенка грамоте, неизбежно встает перед всеми родителями. Давайте помнить о том, что процесс обучения ребенка чтению сложный и не быстрый. Каждый ребенок овладеет...

Как грамотно учить ребёнка дошкольника читать

Многих родителей интересует вопрос,  можно ли самостоятельно научить ребенка читать до его поступления в школу,  и как грамотно это сделать.Прежде чем приступить к обучению, надо подго...

Консультация для родителей на тему: Почему и зачем учить дошкольника читать?.

В вашей семье есть ребенок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку или Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но чт...

Учим дошкольника читать

Советы родителям дошкольников по обучению чтению по букварю...

Зачем, почему и как учить дошкольника читать?

В вашей семье есть ребенок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но что-то не полу...

памятка для родителей "Учить ли дошкольника читать?"

Родителям даётся ответ на извечно непростой вопрос - учить ли дошкольника читать?...