Надо ли учить дошкольника читать?
статья по теме
В статье поднимается вопрос, почему нужно учить дошкольников читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_rebyonka_chitat.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Надо ли учить дошкольника читать?
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Ю.Энтин.
Уверенное владение навыками чтения является одним из основных условий успешности детей в учёбе. «Чтение,– писал В.А. Сухомлинский, – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является готовность детей к овладению способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе освоения грамоты. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают с обучением грамоте, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями.
Конечно, есть аргументы против обучения дошкольников чтению:
- отнимаем у детей детство,
- чтение может навредить зрению;
- ребёнок 6 лет не сможет овладеть чтением и т.д.
Но аргументов за обучение детей чтению больше:
- нормально развивающийся ребенок 5 – 6 лет обладает достаточно сформированной устной речью, что является базой для развития письменной речи;
- раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ: «магазин», «молоко», «вокзал»);
- чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;
- в процессе чтения происходит познание окружающего.
По мнению М. Коула, а также известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить.
Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:
— родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы;
— время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. В читальном зале дети видят читающих взрослых, учащихся и студентов. Нередко в библиотеках устраивают выставки, что может также заинтересовать ребенка;
— дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр;
— обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;
— надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками;
— при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках;
— используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном;
— для содержательного общения с ребенком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию речевого общения;
— способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;
— сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке;
— приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми;
— разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.
Изначально дети хотят учиться читать. И задача родителей и педагогов – поддержать и развить это желание. Для этого надо не так уж много – просто проводить регулярные и приятные занятия. Регулярность и приятность занятий взаимосвязаны. Если занятия нерегулярны, то ребёнок забывает пройденный материал, не может ответить на вопросы, и поэтому занятия становятся неприятными. А если они неприятны, то дети будут их избегать, и регулярность будет потеряна.
Этапы овладения чтением:
- знакомство со звуками и буквами;
- слияние звуков в слоги;
- составление слов из слогов;
- чтение слов и предложений.
На первом этапе ребёнок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнаёт, что звуки бывают гласные и согласные; согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие и что у каждого звука есть своё обозначение – буква.
Потом идёт другой этап – ребёнок учится складывать звуки в слоги. Сначала осваиваются простые слоги, состоящие из двух звуков, затем – сложные.
И, наконец, когда ребёнок освоил и усвоил принцип чтения слогов, он начинает складывать слоги в слова. Слова, сначала коротенькие, постепенно «растут», и очень скоро от чтения слов ребёнок переходит к чтению предложений и коротеньких рассказов.
И, вот оказывается, что малыш уже умеет читать!
Самые распространённые ошибки при обучении чтению
- На первом этапе – знакомство со звуками и буквами – самой распространённой ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родители, называя букву, произносят именно название буквы, а не звук («ка», а не [К], «эр», а не [Р]). И это приводит к тому, что малыш будет читать, например «каэрот», вместо «крот».
- На третьем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто «нанизывают» буквы одну на другую, пока не выйдет слово, вместо того, чтобы складывать слоги (м-е-д-в-е-дь, а не мед-ведь). Помните, на этом этапе обучения чтению основной единицей является слог, а не буква. Нанизывая буквы и дойдя до конца слова, малыш уже просто не может понять прочитанное.
- Ребёнок читает механически, то есть просто складывает слоги, но не понимает, что он прочёл. Для того, чтобы избежать этой ошибки, просите малыша объяснить или пересказать, что он прочёл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
надо ли учить детей до школы?
Надо ли учить детей дома читать и писать до поступления в школу? Рекомендации родителям....
Консультация" Надо ли учить ребенка музыке?"
Консультация для родителей...
Надо ли учить ребенка давать сдачи?
В компании детей часто можно наблюдать ситуацию, когда драчун обижает более застенчивого ребенка. Мама этого ребенка старается оградить малыша от забияки, но она же не может быть рядом с ребенком пост...
Консультация для родителей: " Надо ли учить ребёнка давать сдачи"
Надо ли учить ребёнка давать сдачи...
Мастер-класс на тему:«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного»
Философские размышления о том сколько человеку нужно знаний для жизни. Проводится как для родителей так и для педагогов....
Консультация для родителей «Надо ли учить детей читать до школы?»
Консультация для родителей....
Консультация на тему «Надо ли учить детей давать сдачи?»
Выяснение отношений в обществе с помощью кулаков у нас не одобряется или преследуется по закону, если обиженный обратится за помощью. В целом, все взрослые люди знают, что бить других людей плохо, за ...
- Мне нравится (1)