Надо ли учить дошкольника читать?
статья по теме

Самарина Ольга Александровна

В статье поднимается вопрос, почему нужно учить дошкольников читать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_rebyonka_chitat.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Надо ли учить дошкольника читать?

Давайте представим, хотя бы на миг,

 Что вдруг мы лишились журналов и книг,

 Что люди не знают, что значит поэт,

 Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

 Что будто никто никогда в этом мире,

 И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

 Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

 Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

 Наверно нельзя и представить такого?

 Так здравствуй же, умное, доброе слово!

 Пусть книги, друзьями заходят в дома!

 Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Ю.Энтин.

Уверенное владение навыками чтения является одним из основных условий успешности детей в учёбе. «Чтение,– писал В.А. Сухомлинский, – это окошко, через которое   дети видят и познают мир и самих себя».

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является готовность детей к овладению способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе освоения грамоты. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают с обучением грамоте, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями.

Конечно, есть аргументы против обучения дошкольников чтению:

- отнимаем у детей детство,

- чтение может навредить зрению;

- ребёнок 6 лет не сможет овладеть чтением и т.д.

Но аргументов за обучение детей чтению больше:

  - нормально развивающийся ребенок 5 – 6 лет обладает достаточно сформированной устной речью, что является базой для развития письменной речи;

 - раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ: «магазин», «молоко», «вокзал»);

 - чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;

 - в процессе чтения происходит познание окружающего.

По мнению М. Коула, а также известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить.

Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:

— родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы;

— время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. В читальном зале дети видят читающих взрослых, учащихся и студентов. Нередко в библиотеках устраивают выставки, что может также заинтересовать ребенка;

— дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр;

— обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;

— надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками;

— при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках;

— используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном;

— для содержательного общения с ребенком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию речевого общения;

— способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;

— сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке;

— приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми;

— разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.

Изначально дети хотят учиться читать. И задача родителей и педагогов – поддержать и развить это желание. Для этого надо не так уж много – просто проводить регулярные и приятные занятия. Регулярность и приятность занятий взаимосвязаны. Если занятия нерегулярны, то ребёнок забывает пройденный материал, не может ответить на вопросы, и поэтому занятия становятся неприятными. А если они неприятны, то дети будут их избегать, и регулярность будет потеряна.

Этапы овладения чтением:

- знакомство со звуками и буквами;

- слияние звуков в слоги;

- составление слов из слогов;

- чтение слов и предложений.

На первом этапе ребёнок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнаёт, что звуки бывают гласные и согласные; согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие и что у каждого звука есть своё обозначение – буква.

Потом идёт другой этап – ребёнок учится складывать звуки в слоги. Сначала осваиваются простые слоги, состоящие из двух звуков, затем – сложные.

И, наконец, когда ребёнок освоил и усвоил принцип чтения слогов, он начинает складывать слоги в слова. Слова, сначала коротенькие, постепенно «растут», и очень скоро от чтения слов ребёнок переходит к чтению предложений и коротеньких рассказов.

И, вот оказывается, что малыш уже умеет читать!

Самые распространённые ошибки при обучении чтению

- На первом этапе – знакомство со звуками и буквами – самой распространённой ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родители, называя букву, произносят именно название буквы, а не звук («ка», а не [К], «эр», а не [Р]). И это приводит к тому, что малыш будет читать, например «каэрот», вместо «крот».

- На третьем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто «нанизывают» буквы одну на другую, пока не выйдет слово, вместо того, чтобы складывать слоги (м-е-д-в-е-дь, а не мед-ведь). Помните, на этом этапе обучения чтению основной единицей является слог, а не буква.  Нанизывая буквы и дойдя до конца слова, малыш уже просто не может понять прочитанное.

- Ребёнок читает механически, то есть просто складывает слоги, но не понимает, что он прочёл. Для того, чтобы избежать этой ошибки, просите  малыша объяснить или пересказать, что он прочёл.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

надо ли учить детей до школы?

Надо ли учить детей дома читать и писать до поступления в школу? Рекомендации родителям....

Надо ли учить ребенка давать сдачи?

В компании детей часто можно наблюдать ситуацию, когда драчун обижает более застенчивого ребенка. Мама этого ребенка старается оградить малыша от забияки, но она же не может быть рядом с ребенком пост...

Мастер-класс на тему:«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного»

Философские размышления о том сколько человеку нужно знаний для жизни. Проводится как для родителей так и для педагогов....

Консультация на тему «Надо ли учить детей давать сдачи?»

Выяснение отношений в обществе с помощью кулаков у нас не одобряется или преследуется по закону, если обиженный обратится за помощью. В целом, все взрослые люди знают, что бить других людей плохо, за ...