Сообщение на тему: «Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»
методическая разработка (младшая группа)
Что такое этикет?
Этикет — это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов.
В настоящее время основными правилами можно назвать следующие: проявление уважения к окружающим людям, стремление не ставить их в неудобное положение и поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Мы не всегда можем руководствоваться правилами этикета, но зная его, яснее осознаем пути развития культуры своего поведения.
Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье. Организация питания как в детском саду так и в семье напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.
Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.
Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения.
И наша с вами обязанность помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, я предлагаю их с учетом возрастных особенностей ребенка.
Дети второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет).
- Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
- Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.
Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).
- Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.
- Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.
Дети средней группы (от 4 до 5 лет)
- Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.
Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)
- Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
- Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)
- Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой.
Нельзя обижать; чаще использовать похвалу, уделять больше внимания.
2. Пример взрослых.
Оценивать свое поведение с позиций разумности и необходимости
соблюдения этикета и соответствия собственным словам.
3. Единство требований родителей к детям.
Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований родителей. Дошкольники в результате проводимой работы должны понимать разумность и необходимость поведенческих правил. Их нравственную основу (уважение и доброжелательность к другим людям), должны стремиться выработке хороших манер, к уважению национальных традиций.
Способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета:
1. Приучение.
Детям задают образец поведения и затем контролируют точность
выполнения того или иного правила, например, за столом, во время
игры, в разговоре со старшими или ровесниками.
2. Упражнения.
То или иное действие многократно повторяется. При этом следует
добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого действия.
3. Организация воспитывающих ситуаций.
Приближает детей к реальным жизненным условиям, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение.
Широко используемый метод, реализуемый различными способами.
Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в
результате его нравственного потенциала.
5. Наказание.
Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.
6. Пример для подражания.
Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть родители, дети, литературные и сказочные герои.
7. Словесные методы.
Помогают более осознанному пониманию поведенческих правил.
Жизненная или сказочная история создает необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
Обучение правильному поведению способствует речевому развитию детей, актуализации этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью систематического проведения словесной работы.
Сегодня мы с вами коснемся одного из разделов дошкольного этикета – обучение правилам столового этикета.
Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом. А значит, быть приятным в застольном общении.
Красивое и правильное поведение за столом (прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности) показывает наше уважение к другим участникам застолья. Что берут с общего блюда приборами для раскладывания и что руками? Что едят без ножа? Что и как едят: холодные закуски, мясо, гарнир, овощи, каши?
Красивая и правильная сервировка стола улучшает аппетит и настроение, налаживает приятное застольное общение. Готовя праздничный стол, попросите ребенка помочь вам расставить тарелки, положить столовые приборы и салфетки. Дети радуются вместе с нами, видя, как с их участием преображается стол.
В другой раз предложите ребенку самому сервировать стол. В случае затруднения, подскажите, что надо сделать. Но важно отметить его самостоятельность, умение и желание порадовать близких людей.
Важно довести до понимания ребенка, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось все необходимое для красивой еды.
Предлагаю вашему вниманию рекомендации, которые необходимы для соблюдения ребенком правил поведения за столом:
1. Поощрять успехи в выполнении этих правил.
2. Наделить волшебными свойствами ложку, нож, вилку, а так же конфеты, фрукты, которые помогут вам интереснее изложить какое-то правило.
3. Составлять сказки, стихи, песни на тему сервировки и правил поведения.
4. Использовать кукол, сказочных героев, которые забыли правила поведения за столом и радостно учатся у детей.
Практическая часть:
Предлагаю Вам закончить фразы:
Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
- Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);
- На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);
- Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);
- Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);
- За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);
- Если во тру пища, воду…(не пьют);
- Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);
- Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;
- Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);
- Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;
- Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).
Этикет играет огромную роль в воспитании детей. Благодаря привитым с детства правилам, они вырастают вежливыми, и понимают, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Вся сложность состоит лишь в том, что ребенку все правила необходимо правильно преподнести. Лучше всего это делать в игровой форме. За выполненные правила ребенка следует хвалить, чтобы закрепить его успех.
Соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_temu.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
«Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»
Воспитатель:
Селиверстова В.В.
«Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»
Что такое этикет?
Этикет — это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов.
В настоящее время основными правилами можно назвать следующие: проявление уважения к окружающим людям, стремление не ставить их в неудобное положение и поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Мы не всегда можем руководствоваться правилами этикета, но зная его, яснее осознаем пути развития культуры своего поведения.
Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье. Организация питания как в детском саду так и в семье напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.
Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.
Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения.
И наша с вами обязанность помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, я предлагаю их с учетом возрастных особенностей ребенка.
Дети второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет).
- Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
- Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.
Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).
- Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.
- Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.
Дети средней группы (от 4 до 5 лет)
- Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.
Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)
- Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
- Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)
- Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой.
Нельзя обижать; чаще использовать похвалу, уделять больше внимания.
2. Пример взрослых.
Оценивать свое поведение с позиций разумности и необходимости
соблюдения этикета и соответствия собственным словам.
3. Единство требований родителей к детям.
Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований родителей. Дошкольники в результате проводимой работы должны понимать разумность и необходимость поведенческих правил. Их нравственную основу (уважение и доброжелательность к другим людям), должны стремиться выработке хороших манер, к уважению национальных традиций.
Способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета:
1. Приучение.
Детям задают образец поведения и затем контролируют точность
выполнения того или иного правила, например, за столом, во время
игры, в разговоре со старшими или ровесниками.
2. Упражнения.
То или иное действие многократно повторяется. При этом следует
добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого действия.
3. Организация воспитывающих ситуаций.
Приближает детей к реальным жизненным условиям, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение.
Широко используемый метод, реализуемый различными способами.
Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в
результате его нравственного потенциала.
5. Наказание.
Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.
6. Пример для подражания.
Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть родители, дети, литературные и сказочные герои.
7. Словесные методы.
Помогают более осознанному пониманию поведенческих правил.
Жизненная или сказочная история создает необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
Обучение правильному поведению способствует речевому развитию детей, актуализации этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью систематического проведения словесной работы.
Сегодня мы с вами коснемся одного из разделов дошкольного этикета – обучение правилам столового этикета.
Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом. А значит, быть приятным в застольном общении.
Красивое и правильное поведение за столом (прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности) показывает наше уважение к другим участникам застолья. Что берут с общего блюда приборами для раскладывания и что руками? Что едят без ножа? Что и как едят: холодные закуски, мясо, гарнир, овощи, каши?
Красивая и правильная сервировка стола улучшает аппетит и настроение, налаживает приятное застольное общение. Готовя праздничный стол, попросите ребенка помочь вам расставить тарелки, положить столовые приборы и салфетки. Дети радуются вместе с нами, видя, как с их участием преображается стол.
В другой раз предложите ребенку самому сервировать стол. В случае затруднения, подскажите, что надо сделать. Но важно отметить его самостоятельность, умение и желание порадовать близких людей.
Важно довести до понимания ребенка, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось все необходимое для красивой еды.
Предлагаю вашему вниманию рекомендации, которые необходимы для соблюдения ребенком правил поведения за столом:
1. Поощрять успехи в выполнении этих правил.
2. Наделить волшебными свойствами ложку, нож, вилку, а так же конфеты, фрукты, которые помогут вам интереснее изложить какое-то правило.
3. Составлять сказки, стихи, песни на тему сервировки и правил поведения.
4. Использовать кукол, сказочных героев, которые забыли правила поведения за столом и радостно учатся у детей.
Практическая часть:
Предлагаю Вам закончить фразы:
Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
- Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);
- На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);
- Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);
- Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);
- За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);
- Если во тру пища, воду…(не пьют);
- Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);
- Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;
- Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);
- Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;
- Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).
Этикет играет огромную роль в воспитании детей. Благодаря привитым с детства правилам, они вырастают вежливыми, и понимают, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Вся сложность состоит лишь в том, что ребенку все правила необходимо правильно преподнести. Лучше всего это делать в игровой форме. За выполненные правила ребенка следует хвалить, чтобы закрепить его успех.
Соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»
Родители и педагоги обязанны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно...
Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а та...
сообщение на тему: значение музыки в экологиеском воспитании
Интересный материал для педагогов...
Сообщение на тему: «Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей»
Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшн...
Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»
В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками по математическому развитию.В центре внимания педагогов и психо...
Сообщение на тему: "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников".
Сообщение на тему: "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"....
Сообщение на тему: "Значение физминуток для дошкольников".
Сообщение на тему:«Значение физминуток для дошкольников»...