«Условия организации ППС в ДОУ»
материал
В федеральную программу входят пособия по организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 8 лет, по всем образовательным областям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Статья
Тема: «Условия организации ППС в ДОУ»
Подготовила: воспитатель Понасечкина Н.А.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя РППС и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Специалисты РАО рекомендуют при выборе учебно-методических материалов ориентироваться на ФОП ДО. В федеральную программу входят пособия по организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 8 лет, по всем образовательным областям. Специалисты РАО предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности.
1 вариант. Проектирование среды по пространствам2
В групповых помещениях все оборудование можно объединить по трем пространствам:
- активной деятельности
- спокойной деятельности
- познания и творчества.
В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми.
В пространстве спокойной деятельности оформите зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места приема пищи. В пространстве познания и творчества установите оборудование для экспериментирования и творчества.
2 вариант. Проектирования среды по функциональным модулям
Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря.
Можно организовать 11 функциональных модулей:
- игровой;
- физкультурно-оздоровительный;
- музыкальный;
- художественно-творческий;
- поисково-исследовательский;
- релаксации;
- логопедический;
- психологического сопровождения;
- дефектологический;
- административный;
- территории и архитектуры.
- бытовой модуль все, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью.
В группах раннего возраста достаточно шести центров детской активности:
1. двигательной активности – для развития основных движений детей
2. сенсорики и конструирования – для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения сенсорных эталонов формы, цвета, размера;
3. организации предметных и предметно-манипуляторных игр – для совместных игр со сверстниками под руководством взрослого
4. творчества и продуктивной деятельности – для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения разнообразных изобразительных средств
5. познания и коммуникации (книжный уголок) – для восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
6. экспериментирования и труда – для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.),развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с
содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие».
2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания
образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых
детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных
областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое
развитие»).
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин,
демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей
в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии
детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие».
8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных
областей.
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с
содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Физическое развитие».
10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения
воспитанников.
11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности
воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию
имеющихся у них нарушений.
12.Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
деловая игра с педагогами "Вопрос-ответ" "Реализация ФГТ в условиях организации воспитательно-образовательного процесса"
В связи с тем, что в нашем ДОУ более 60% молодых специалистов(5 из которых только закончили педакадемию) возникла необходимость еще раз поговорить о ФГТ. Данная деловая игра направленна на активизацию...
"Реализация ФГТ в условиях организации воспитательно - образовательного процесса"
Являюсь руководителем семинара для педагогов ДОУ г.Армавира "Формирование привычки к ЗОЖ", в рамках которого решили еще раз обсудить и разобрать ФГТ. именно поэтому педагогам была предложена деловая и...
Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в образовательном процессе
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....
Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ
Методические рекомендации по организации воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ.(утренний отрезок времени)...
Работа с детьми с тяжёлой формой адаптации к условиям ДОУ Условия организации режима в группе в период адаптации детей к ДОУ
Работа с детьми с тяжёлой формой адаптации к условиям ДОУУсловия организации режима в группев период адаптации детей к ДОУПроцесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель п...
Условия организации коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции.
Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественного взаимодействия между массовым и специальным образованием детей,преодалевая барьеры и делая между нимы гран...