Работа с детьми с тяжёлой формой адаптации к условиям ДОУ Условия организации режима в группе в период адаптации детей к ДОУ
проект (младшая группа) на тему
Работа с детьми с тяжёлой формой адаптации к условиям ДОУ
Условия организации режима в группе
в период адаптации детей к ДОУ
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Для оптимизации процесса адаптации использую следующие формы работы:
· беседы с родителями;
· анкетирование;
· наблюдение за ребенком;
· развивающие игры.
Сведения о ребенке получаю в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений получаю достаточно важную информацию о степени проблемности ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации, для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист (приложение), в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в группу, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе беседы с родителями, устанавливаю контакт, который помогает снять тревогу за малыша, информирую о протекании адаптационного периода, ориентирую на активное взаимодействие.
В первые дни пребывание ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно, проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма).
По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ предлагаю рекомендации:
· использовать элементы телесной терапии (брать ребенка па руки, обнимать, поглаживать);
· по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивают,ими сборами трав;
· предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
· рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
· использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
· создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Данная система работы, на мой взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.
Материалы для упражнений и игр
№ встречи | Название упражнения или игры | Необходимые материалы | |
1 | «Давайте познакомимся» | Зайчиха Ляля. | |
2 | «Сороконожка» | Зайчиха Ляля, разноцветные мячи. | |
3 | «У Ляли в гостях» | Игрушечная мебель, и одежда для Ляли, умывальник, полотенце, расческа. Зайчиха Ляля | |
4 | «Ляля заболела» | Зайчиха Ляля, платочки (салфетки) для каждого ребенка, игрушечные кровать, тарелка, ложка. | |
5 | «Ходим-бегаем-танцуем» | Детские сапожки, одна пара разных по цвету, сапог большого размера, сапожки для Ляли, мячи, зайчиха Ляля. | |
6 | «Гости» | Зайчиха Ляля, игрушечные птичка, собачка, кошечка, кукла, набор игрушечных тарелок, ложек. | |
7 | «Летящий» ребенок» | Детские покрывала, надувные шары для каждого ребенка. | |
8 | «Кукольный театр» | Ширма, игрушечный домик, кукла, игрушки - гусь, утка, индюк, собачка. | |
9 | «Дождик»
«Украсим Ляле бант»
«Котенок» | Листы бумаги, фломастеры для каждого участника. Бумажный силуэт зайчихи Ляли, фломастеры, запись плясовой мелодии. Чистые листы бумаги, гуашь любого цвета. | |
10 | «Кто как поет?» «Погремушки» | Игрушки: зайчиха Ляля, петух, кошка утка, медведь, лягушка Погремушки для всех участников, фонограмма плясовой мелодии, 1 зайчиха Ляля | |
11 | «Медведь и добрые зайчата» «Волшебная палочка» | Шапочки для медведя, бубен, запись плясовой мелодии. Гимнастическая палка (1-1,5м) к которой привязаны разноцветные ленты |
|
12 | «Матрешка» «Солнышко или дождик» | Кубики, матрешка, машина. Зонт, бубен, бумажные цветы |
|
Организация работы педагога с детьми в адаптационный период
Характеристика детей первой группы адаптации
Воспитательную работу с детьми в адаптационный период планирую и организую дифференцированно, в соответствии с содержанием потребностей ребенка в общении с окружающими. Наибольшую трудность представляют дети, отнесенные нами к группе адаптации по характеру привыкания. Отсутствие близких, их внимания, ласки вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно предложениям и требованиям воспитателя, действия ребенка становятся хаотичным и, беспорядочными. Часто он как будто сжимается в комочек, стремится уединиться, избежать всего, что его окружает. Иногда переживание сопровождается повышением температуры, расстройством желудка, появлением сыпи, частым мочеиспусканием.
При поступлении в группу такого ребенка я стараюсь в первую очередь удовлетворить потребность, определяющую его поведение, а именно — потребность в общении с близкими. С этой целью предлагаю близким ребенка пройти в группу вместе, ребенок перестанет плакать, успокаивается, присутствие близкого человека (матери, отца, бабушки) помогает снять отрицательные эмоции, позволяет ему правильно, без искажений воспринимать окружающее. Возможно, что в первое время ребенок в присутствии близкого человека не захочет устанавливать контакт с воспитателем. В таком случае маму с ребенком на некоторое время оставляю одних, чтобы мать помогла освоиться ему в новой обстановке, приласкала и успокоила. В этом особенно нуждаются дети, круг общения которых был резко сужен. Через некоторое время ребенок начинает интересоваться окружающим. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Объясняю родителям, что ее роль их заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить эмоциональный контакт с воспитателем, познакомить ребенка с окружающим, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых.
Необходимо маме показать ребенку игрушки, необходимые в пользовании предметы быта, вместе рассмотреть их, потрогать, подействовать с ними, объяснить назначение предмета, показать, как с ним действовать. Неоднократная экскурсия по группе вместе с мамой снимает у ребенка неуверенность, страх перед неизвестным, и он начинает поглядывать на воспитателя. Чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к воспитателю, родители должны сами обращаться к нему с просьбой и вопросами. При этом ребенок должен почувствовать уважительное отношение к воспитателю со стороны близких. Они должны побуждать ребенка к самостоятельному обращению к воспитателю, подчеркивая при этом, как он добр, ласков, какие интересные игрушки дает детям, как весело с ними играет, как ребята обращаются к нему и т.д.
Пример. Алеша О., двух лет, впервые придя в группу, боится расстаться с мамой, не отпускает ее от себя. Негативно ведет себя по отношению ко всем окружающим, в том числе и к воспитателю, т.е. относится к 1 группе. После того как приглашена мама в групповую комнату, он успокаивается и молча садится около нее, рассматривая окружающее. Значит, новые условия все-таки интересуют мальчика, но незнание, как действовать в новой обстановке, его пугает. Предлагаю маме показать интересующую ребенка игрушку. Воспитатель, улыбаясь, дает ее мальчику. Мама выражает восхищение игрушкой и подчеркивает, что эту игрушку дал воспитатель. Необходимо именно параллельное воздействие со стороны воспитателя и близкого человека, для того чтобы у ребенка не сложилась привычка находиться в группе с мамой (папой, бабушкой). Присутствие матери должно быть направлено на установление сначала эмоционального контакта ее ребенка с воспитателем, а затем и на установление сотрудничества с ним. Если мать будет контактировать с воспитателем, поддерживать его требования, пользоваться аналогичными приемами и методами воздействия не только в детском учреждении, но и дома, то и воспитатель станет, более близким для ребенка человеком и ребенок будет к ребенку, поддерживая его интерес к той или иной игрушке, побуждаю его к общению: «Посмотри, какая хорошая лошадка! Давай я тебя покатаю. Садись, вот так. Держись ручками крепче. Молодец! Вот, мама, мы поехали. Поехали!» Видя, что мальчик начинает оглядываться и искать взглядом маму, говорю: «Теперь поехали к маме. Вот, мама, мы приехали! Встречай Мишу!» И ребенок вновь получает возможность удовлетворить свою потребность в общении с матерью. Через некоторое время, позанимавшись с другими детьми, вновь нахожу повод обратиться к ребенку: «Посмотри, какая большая машина! Давай положим на нее кубики и отвезем их в гараж. Вот так. Хорошо! Вези машину вот сюда, теперь вези ее к маме. Молодец!».
Благодаря согласованным моим воздействиям и мамы ребенок все чаще сам начинает наблюдать за действиями воспитателя и ждать его обращения. Мама должна способствовать этому, поддерживая инициативу воспитателя и подсказывая ребенку необходимые действия.
Если родные, придя в группу, будут только обнимать и жалеть ребенка, это не даст необходимого результата, а, наоборот, сыграет отрицательную роль. Важно именно побудить ребенка общаться с воспитателем. И как только обстановка и общение с воспитателем перестает пугать ребенка, можно предложить родителям оставить его на 15—30 минут одного, т. е. попросить выйти из группы. При этом следует рекомендовать им первое время уходить из группы незаметно. Но надо помнить, что долгое отсутствие их может напугать ребенка, придется начинать все сначала. Родителям надо пояснить также, что, приходя в группу, они не должны сосредоточивать все свое внимание только на своем ребенке. Они должны на это время стать не только союзниками воспитателя в формировании у ребенка потребности в общении, но и помощниками по уходу за детьми всей группы. Правда, дети иногда с ревностью относятся к этому, утверждая: «Это моя мама!» Не следует их за это ругать или наказывать, надо только подтверждать и успокаивать: «Да, твоя мама, Алешенька. У ребят тоже есть свои мамы. Они на работе, а ребята такие молодцы, играют без мам, сами. Они уже большие. И ты скоро будешь большой. Покажи, какой большой ты будешь. Давай покажем». Мама и я поднимаем руки, и все дети поднимают ручки. Вот - вот какие они большие...» Дети очень любят такие совместные движения, выполняют их с удовольствием.
Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Полетим, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и др., надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению и новеньких. Их обычно очень увлекает этот прием, они отвлекаются от своих переживаний. Помогает в снятии эмоционального напряжения и музыка. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под нее приплясывать. Следовательно, музыка тоже может быть использована как средство для вовлечения ребенка в общение со взрослым. Чтобы ребенок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр, движений под музыку на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Игрушка-забава положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, отвлекает его от мамы, приближает к воспитателю и детям. Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем — самый эффективный метод по отношению к детям 1 группы. Он применяется сначала в присутствии мамы, а затем и без нее. Важно, чтобы ребенок был не просто спокоен, но и деятелен. Именно активность, контакты в действиях, в игре способствуют развитию ребенка, а также формированию потребностей общения на более высокой ступени.
Пример. Ира И. (2 г. 8 мес.) не реагировала ни на какие мои уговоры, стремилась только к маме. Узнав от мамы об интересе Иры к куклам, посоветовала, чтобы Ира принесла из дому в группу любимую куклу. На следующее утро похвалила девочку, что она не забыла взять куклу, выразил восхищение: «Какая красивая у тебя дочка. Она сегодня рано встала, давай уложим ее спать»,— показал, где и как это можно сделать. Ира отошла осторожно от мамы и уложила куклу. Воспитатель опять похвалил девочку и сказал: «Когда она проснется, ты ее покорми. Хорошо? Вот для нее посуда, столик, стульчик». Игра увлекла девочку. Она повторила эту игровую ситуацию неоднократно, а я похвалила ее, сказала, что она очень хорошая и послушная девочка, и дочка у нее хорошая и послушная.
На следующий день Ира уже сама обратилась ко мне: «Где уложить куклу?» Показ игровых действий с куклой, вовлечение в игру способствовали тому, что Ира стала лучше ориентироваться в группе, освоилась с игровой деятельностью в новых условиях, наладила контакт с ребёнком. Необходимо учитывать, что первые игровые действия детей 1 группы должны проходить без участия сверстников, так как дети данной группы к общению со сверстниками еще не готовы. Они, не умеют уступить, чем-то поделиться, боятся большого окружения ребят, поэтому на предложения воспитателя: «Пойди, поиграй с ребятками» реагируют отрицательно. Только контакт с воспитателем помогает им привыкнуть к новой обстановке. А присутствующая в группе мать помогает снять эмоциональное напряжение. И если новый ребенок ведет себя спокойно, другие малыши, склонные к эмоциональному заражению, тоже будут спокойны. Так родители становятся помощниками персонала детского учреждения. Воспитатель должен помнить, что временное присутствие близкого человека в группе само по себе еще не обеспечивает дальнейшего развития потребностей ребенка в игре и общении в период привыкания. Важно содержание деятельности, которую организуют, взрослые для ребенка 1 группы такой деятельностью является, непосредственно эмоциональное общение с мамой (или другим близким человеком) и ознакомление с окружающими его предметами. Воспитатель, естественно, оказывается в центре внимания ребенка, который начинает наблюдать за его действиями и подражать им, проявляет активность в овладении новым. А это — уже залог его дальнейшего развития, основа для перехода на следующую ступень адаптации. Персоналу группы необходимо помнить о том, что органические потребности также влияют на поведение ребенка, и важно принять все меры к их своевременному удовлетворению, не допускать нарушения аппетита, сна, эмоционального состояния. В первые дни по возможности не следует резко изменять те привычки, которые сложились у ребенка в условиях семьи. Так, например, если ребенок засыпал только при похлопывании его рукой и напевании песенки, надо, не дожидаясь его плача, постоять около него, погладить рукой, похлопать, успокаивающе, помочь ему заснуть. Временное сохранение привычки предупредит появление отрицательных эмоций, поможет ребенку легче адаптироваться. Безусловно, в условиях семьи нетрудно укладывать спать и кормить ребенка в соответствии с его привычками. В детском учреждении сделать это сложнее, не вполне возможно при соблюдении определенного порядка в обслуживании детей, при соблюдении принципа постепенности. Соответствие режима кормления, укладывания спать, туалета с потребностью в этом ребенка — требование определяющее, но ребенка надо приучать к режиму, вырабатывать стойкие рефлексы. Только при этом условии у ребенка не будет возникать отрицательного отношения к режимным процессам. Выработка рефлекса на время проведения того или иного режимного процесса осложняется, если родители не выдерживают режима дома, если у ребенка сформировались отрицательные привычки. В таком случае не следует менять сразу в режим, и методику кормления, и методику укладывания. Ребенок не сможет справиться с одновременной ломкой всех сложившихся привычек, а это ухудшит его состояние, снизит возможность адаптации, приведет к заболеванию. Если проводят ту или иную процедуру против желания ребенка или в момент его неуравновешенного эмоционального состояния, это вызывает затем протест, крик, слезы даже при одном упоминании о ней. Персонал должен помнить, что, только успокоив ребенка можно его накормить, уложить свить, высадить на горшок. Очень часто дети протестуют, плачут и не сразу включаются в действие, если у них не создают установки на предстоящий процесс. Чтобы не допустить закрепления отрицательного отношения к тому или иному режимному процессу в условиях детского сада, необходимо предупреждать ребенка о предстоящем действии. Желательно сократить время пребывания ребенка в группе в первые дни до минимума, с условием, что родители дома обратят особое внимание на методику проведения режимных процессов и выработку положительного отношения к ним, детям, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначить в первые дни приходить в детский сад только на прогулку. На прогулке легче ориентироваться в окружающем, легче установить контакт с воспитателем и детьми, так как эти условия напоминают условия домашнего двора. Различные игрушки машины, совочки, лопатки, формочки, мячи, куклы — помогут ребенку провести время весело и заинтересуют его, привлекут внимание, вызовут желание прийти сюда снова, повысить эмоциональный тонус.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Характеристика детей второй группы адаптации
Дети II группы, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Однако им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение ситуативно-действенного характера. Если воспитатель помогает познакомиться предметами, которые окружают ребенка, раскрывает способы действия с ними и их свойства, потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым вполне удовлетворяется. Поэтому воспитатель должен поддержать интерес ребенка к окружающему, обращать внимание на сходство и различие предметов и игрушек, формировать умения действовать с ними, для организации ситуативно-действенного общения очень важен подбор игрушек в размещение их, В подборе и размещении игрушек, безусловно, необходимо ориентироваться на возраст. Однако, учитывая, что дети, поступающие в группу, сначала стремятся овладеть отдельными действиями с предметами, так как многие игрушки в группе им незнакомы, рекомендуется иметь следующий подбор:
· для развития движений - мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;
· для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, бочата, различного рода вкладыши, игра «почта» с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий строительный материал и др.: лопаточки, совочки, ведерки для игр с песком; лопатки, печатки для игры со снегом);
· для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;
· для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки.
Целесообразно использовать также игрушки-забавы, настольный и кукольный театр.
При этом не рекомендуется частая смена игрушек и пособий, так как это утомляет ребенка, не даст возможности их освоить, и у него вырабатывается небрежное к ним отношение. Игрушки располагаются в групповой комнате соответственно их назначению, например: мишка в коляске, кукла за столом, кукла в кроватке, кубики в машине и т. п., обязательно в разных местах. Такое расположение игрушек подсказывает содержание игровых действий и помогает овладеть этими действиями без взаимных столкновений с другими детьми.
Для обучения действиям с игрушками воспитатель может использовать показ, совместные действия с ребенком, упражнения в действии, похвалу за совершенное действие. Все эти приемы и методы педагогического воздействия с первых дней пребывания ребенка в группе являются важными и необходимыми. В совместных действиях с воспитателем в играх-занятиях, в неоднократных упражнениях ребенок овладевает способами действия с окружающими предметами и начинает выполнять то или иное действие самостоятельно. Так в ситуативно-действенном общении не только удовлетворяется потребность в сотрудничестве со взрослым, но и начинает формироваться потребность в активных самостоятельных действиях. Поэтому для дальнейшего развития этой потребности рекомендуется постепенно включать и такие приемы и методы педагогического воздействия, как упражнения в самостоятельных действиях, поручение, напоминание, указание, как уступить игрушку, как поделиться игрушкой с другими детьми. Например, у Юры К. ярко проявляется потребность в общении с воспитателем. Показывая действия с предметами, вовлекая мальчика в игру, упражняя его в действии, воспитатель расширяет представление его об окружающем. Одновременно используется и метод поручений: «Юра, ты хочешь играть с машинкой? Принеси ее». «Что ты будешь возить на ней? Кубики?» — спрашивает воспитатель. Юра кивает головой. «Хорошо, вези кубики сюда на ковер, здесь будет у нас стройка, Только укладывай их аккуратно. Вот так. Еще так. Видишь, как?» Так Юра учится развертывать игру в новой для него обстановке, а в дальнейшем успешно справляется с этим самостоятельно.
Впоследствии воспитатель расширяет круг действий Юры, предлагая: «Отвези кубики Коле, Он будет дом строить. А машину не забудь поставить в гараж. Вот сюда». Постепенно воспитатель побуждает мальчика к кратковременному общению со сверстниками, формирует потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослым на познавательные темы и тем самым подготавливает ребенка к завершающему этапу привыкания.
Характеристика детей третьей группы адаптации
Когда дети имеют определенные знания, стремятся к активным самостоятельным действиям, они обращаются к взрослым лишь в случаях, когда необходимо что-либо выяснить. Если ранее ребенок в основном только воспроизводил предметные действия, показанные воспитателем, то теперь он использует в своей игре эти действия самостоятельно, усложняя их. Например, он уже не просто поит куклу из чашки, многократно повторяя это действие, а что-то наливает в чашку, предлагает кукле попить, хвалит ее.
Действия ребенка становятся многозвеньевыми, хотя, безусловно, чем моложе ребенок, тем, меньше звеньев будет в его игре. Ребенок третьего года жизни уже в состоянии перенести в игру действия, виденные у взрослых, у других детей или воспроизводимые им самим с другим предметом. Но чтобы действия детей развивались, организую нужные ситуации, подготавливаю игрушки и атрибуты, показываю, как с ними действовать.
Важен подбор игрушек, с которыми дети будут действовать. Это должны быть различные игровые уголки с игрушками различной величины, цвета, формы. Рядом должна быть также и скамейка, чтобы ребенку удобно было не только напоить куклу, но и сесть с ней рядом. На последнем этапе привыкания дети уже меньше играют в одиночку, начинают объединяться в небольшие группы. Это следует поощрять, особое внимание, уделяя вопросу формирования взаимоотношений между ними.
При этом рекомендуется использовать такие приемы и методы педагогического воздействия:
· упражнять ребенка в совместных действиях со сверстниками,
· учить уступать игрушку и делиться ею с товарищем,
· поручать обратиться к сверстник}/ и т. п. («Светочка, накорми куклу, а Танюша уложит ее спать. Вот так. Пока Танюша укладывает, покорми еще одну куклу. Молодцы... Как вы дружно играете!»).
При этом необходимо учесть, что взаимоотношения детей и по времени контактирования, и по содержанию совместных действий складываются постепенно. Так, если ребенок только овладевает самостоятельными игровыми действиями, то общение его со сверстниками не может быть длительным, оно обычно одномоментно, кратковременно, чаще всего возникает по поводу игрушки и может иметь конфликтный характер. В таком случае настаивать на совместных играх еще не следует. На этапе развития взаимоотношений с другими детьми важно показать ребенку, как следует поступать в каждом конкретном случае («дай Сашеньке твою машину. Скажи: «Возьми, Саша!» Вот так, молодец!»). По мере формирования устойчивых навыков совместной игры надо обращать внимание детей на правила взаимоотношений («Игрушку отбирать нельзя! Надо просить игрушку. Вот так: «Дай, пожалуйста!»). В результате такого подсказа со стороны взрослых дети быстрее овладевают нужной формой обращения и от кратковременных игр с партнере?.! переходят к длительному игровому общению в малых группах.
Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками и специальные игры-занятия. Эти занятия могут быть разнообразны по содержанию и направлены не только на развитие речи ребенка и ориентировки в окружающем, но и умения общаться как со взрослыми, так и со сверстниками для таких игр-занятий рекомендуется использовать набор сюжетных игрушек: куклы девочки, мальчики, бабушка, воспитатель, мама и др. Используя знакомые куклы, в виде инсценировок показываю, как дети обращаются с просьбой друг к другу, как они обращаются с вопросами к бабушке или воспитателю и т. п. На играх-занятиях можно показать, как пригласить сверстника в игру, предложить поиграть вместе с одной игрушкой и т д. Полученные на занятиях знания и представления детей переносят в самостоятельную игровую деятельность, воспроизводят увиденное в игре. Поэтому рекомендуется все атрибуты к играм в «больницу», «парикмахерскую», «дом» и т. п. сначала продемонстрировать на играх-занятиях и только затем включать в игры детей. При этом в играх-занятиях необходимо показывать не только как действовать с игрушками, но и правила общения: как обратиться с просьбой, с вопросом, поблагодарить, уступить игрушку и т. п. Тогда конфликтные ситуации в общении детей станут проявляться реже, а взаимоотношения упрочатся, геобходимо использовать и прием вовлечения ребенка в игру, помогая ему определить свою роль в игре (например: «Ванюша, ты будешь врачом. Вот тебе халат, шапочка. Надевай их. Будешь замерять куклам температуру,. Вот градусник»). Постепенно игру следует усложнять, привлекая к ней и других детей. Кто-то будет медицинской сестрой, помогать врачу ставить горчичники, кто-то мамой.
Организуя игры детей, необходимо учить их просить и предлагать свои игрушки, давать друг другу советы, как сделать что-то лучше, помогать друг другу в совместной игре. Дети должны понять назначение каждого игрового уголка, усвоить смысл и способы действий с атрибутами, научиться обыгрывать их в совместных действиях со сверстниками. Поэтому руководство воспитателя играми и общением детей, недавно поступивших в группу, должно быть постоянным и на этом этапе привыкания. Иначе ребенок может часто вступать в конфликтные ситуации, что затормозит развитие общения и игровых действий, а, следовательно, осложнит его адаптацию в коллективе. Итак, все приемы и методы педагогического воздействия со стороны воспитателя должны быть направлены на то, чтобы, продвигая ребенка с одной ступени развития, на другую, обеспечивать условия для его дальнейшего всестороннего умственного и физического развития.
Содержание общения воспитателя с ребенком в период адаптации
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение. Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту. Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы, и т. д. В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения.
Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
1 этап - потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
3 этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях. Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе привыкания в ласке, внимании, просьбу взять на руки и т. д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей происходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2—3 месяцев). Задача воспитателя — создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко 2-му этапу привыкания. С переходом на 2-ой этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем, длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
3 этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10—20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывают потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,— конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до7-10дней). Если не будет соответствующим образом организовано общение и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится, т. е. если у него к моменту поступления были сформированы навыки общения, хронометраж методиста позволят правильно определить прогрессировать. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обусловливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру. Заплакал ребенок — воспитатель дал ему игрушку, побежал ребенок к двери — его вернули, да еще запретили это делать; сидит ребенок один — воспитатель предложил ему играть с ребятами. Такого рода воздействия либо вовсе не приносят пользы, либо оказывают только самое кратковременное влияние.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
К сожалению, персонал детских учреждений не придает, как правило, значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и не учат его общаться.
Я уже отмечала, что деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно эмоциональном общении, но только на втором этапе привыкания — в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: на первом этапе - улыбка, ласка, внимание, жест, мимика в т.д.; позднее - показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п.
В каждом виде общения удовлетворяются имеющиеся потребности и формируются новые. Так, в процессе непосредственно эмоционального общения не только удовлетворяется потребность в доброте, ласке, внимании близкого, но начинает формироваться и потребность в сотрудничестве со взрослым. В процессе ситуативно-действенного общения не только удовлетворяется потребность в сотрудничестве со взрослым и познании с его помощью окружающего, но и формируется потребность в самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы.
Например, поступившего в группу Сережу по характеру поведения можно было отвести к первой группе. Он звал маму, плакал, не проявлял никакого желания вступить с воспитателем в контакт. Мама осталась в группе, помогла установить контакт ребенка с воспитателем. С помощью ласки и доброты воспитатель привлек внимание ребенка, стал знакомить с игрушками, окружающими предметами. Используя приемы показа, совместных действий с Сережей, он удовлетворил и его потребность в сотрудничестве.
Наташа, придя в группу, стала самостоятельно играть с куклой — укладывать спать, поить и кормить, не только показала Наташе, чем и как можно играть, но и похвалила ее игру. Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Овладение предметной деятельностью способствует развитию внеситуативно-речевой формы общения, освоению специального опыта окружающей среды.
Предметно-игровая деятельность детей развивается примерно по следующим этапам:
манипуляция с предметами; отдельные предметные действия и наблюдение за действиями других;
предметная деятельность, включение в сюжетно-ролевые игры.
Воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Определение уровня развития потребности в общении у ребенка
Определить, каков уровень навыков общения у вновь поступившего ребенка, воспитатель может в процессе наблюдения за ним в первые дни и часы пребывания его в группе. Ситуация введения ребенка в группу позволяет обнаружить, способен ли он вступить в контакт с воспитателем и сверстниками, в какой форме это общение осуществляется, какой уровень деятельности при этом проявляется.
Обращаю особое внимание на следующее:
· эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуравновешенное состояние, т. е. спокойствие, сменяется слезами, и наоборот);
· характер деятельности (отсутствие действий наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);
· отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное или вообще отсутствует);
· высказывания о желаемом.
Показателями хорошего и быстрого привыкания ребенка можно считать:
· спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние,
· активные действия при ознакомлении с окружающим;
· умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками;
· высказывания, не связанные с воспоминаниями о близких.
Плач при уходе близких, отказ от деятельности, отрицательное (негативное) отношение к воспитателю и детям, высказывания «Хочу домой», «Где моя мама?», радость при возвращении близких — показатели того, что привыкание ребенка будет длительным, болезненным.
Например, Марина 2года. При расставании с мамой плачет после ее ухода, бездеятельно относится к воспитателю. Стрессовое состояние не позволяет ей спокойно воспринимать окружающее, она сидит в уголке, отвернувшись от всех, плачет и приговаривает: «Мама! Когда придет моя мама?» Уговоры мои она как будто и не слышит. Пример такого поведения характерен для детей, относимых к первой группе. Детям второй группы по характеру поведения в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние. При отсутствии воспитателя они начинают плакать или проявляют явную готовность заплакать. Постоянно наблюдая за действиями взрослого и подражая им, эти дети не выпускают воспитателя из поля своего зрения. Готовы с ним контактировать постоянно, отвечают на все вопросы, но детей первое время сторонятся.
Для детей третьей группы характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения со взрослым и сверстниками. Речь в основном насыщена вопросами: «Что это? Кто это? Где это?» и т. п. Например, Света 2,3 года, расставшись с родными, спокойно и уверенно входит в группу. Эмоциональное состояние уравновешенное. Слез не возникает и тогда, когда воспитатель выходит и группы. При общении с ним девочка проявляет инициативу, обращаясь, время от времени с вопросами. Играет самостоятельно, в основном одна. С детьми контактирует, но редко и кратковременно.
Если сложно только в наблюдении установить группу поведения ребенка, можно воспользоваться хронометражем. Веду запись вех данных о поведении ребенка, каждые 5—10 минут отмечая его эмоциональное состояние, характер деятельности, характер взаимоотношений, речь, приемы и методы педагогического воздействия. Наблюдения, проведенные воспитателем за ребенком в условиях семьи и в группе в первые дни посещения детского учреждения, хронометраж позволят правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к той или иной группе, а, следовательно, и наметить соответствующую систему педагогических воздействий. Использую таблицу
Рекомендуемый выбор методов и педагогических приёмов в работе с детьми в зависимости от характера групп привыкания к ДОУ
Этапы привыкания | Потребности | Методы и приемы педагогического воздействия | |
при удовлетворении потребности в общении | при формировании опыта коммуникативных действий при общении | ||
1. | Потребность в общении с близкими взрослыми, в получении от них ласки, внимания, сведений об окружающем | Доброта, ласка, понимание к желаниям ребенка, показ окружающих предметов и действий с ними |
|
Потребность в общении с близкими взрослыми, как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем |
| Показ, пример действия воспитателя, совместные действия воспитателя с ребенком, упражнения, вовлечение в игру, индивидуальные игры-занятия | |
2. | Потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и активных самостоятельных действиях | Показ, пример действия воспитателя, совместные действия воспитателя с ребенком, упражнения, вовлечение в игру, индивидуальны е игры-занятия |
|
Потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и активных самостоятельных действиях |
| Игра-занятие поручение, указание, напоминание, упражнение в самостоятельном действии, вовлечение в игру | |
3. | Потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и активных самостоятельных действиях | Игра-занятие, поручение, указание, напоминание, упражнение в самостоятельном действии, вовлечение в игру |
|
Потребность в общении со сверстником и самостоятельной деятельности |
| Упражнение в совместных действиях с товарищами, вовлечение в игру и т.п. |
Воспитатель должен учитывать, что в соответствии с потребностями, определяющими поведение детей, должны изменяться не только приемы и методы педагогического воздействия, но и содержание деятельности, которую он организует для дальнейшего развития потребностей сферы ребенка.
Новые подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста
Чтобы период привыкания к детскому прошел быстрее и спокойнее, нами в комплексе используются различные адаптационные методики и приемы.
Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует комфортно и защищено, проявляет творческую активность.
В связи с этим, применяю в адаптационный период метод «песочной терапии»
Игры с песком — проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом исходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные развивающие обучающие игры- занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Идея «терапии песком» была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством для развития самореализации ребенка. Прежде всего, необходима «песочница» Она может быть любой формы, но для я коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет - дно символизирует воду, а борта - небо. Занимаюсь обычно с подгруппой детей (3-4человека) и индивидуально, поэтому диаметр нашей песочницы -80см. Широко использовать два ящика- для сухого и влажного песка. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Поэтому подобрала набор мелких предметов (до 8 см): человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, дома, машины, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры - словом, все что встречается в окружающем мире. Эта коллекция постоянно пополняется.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умения нормально общаться.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
· Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка).
· Познавательные (с их помощью по решается многогранность нашего мира).
· Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
На этапе адаптации использую обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Рекомендуемые упражнения
· Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук — то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. (Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый; когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки...).
· Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом — цветок, солнышко, ежик).
· Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения — как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром).
· Пройтись поочередно каждым пальчиком правой и левой руки по поверхности песка (потом двумя руками одновременно).
· Поиграть пальцами по поверхности песка как на пианино (движения мягкие вверх- вниз - движется вся кисть).
· Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?).
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учу ребенка говорить о своих ощущениях, развиваю речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.
Список литературы
Баландина Л.А., Горбачева И.А. и др. Диагностика в детском саду (методическое пособие), 2008 г.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад, 2004 г.
Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с трудными детьми и их родителями «Дошкольное воспитание»№ 3, 2000г.
Доронова Т.Н. «Радуга» Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада. 2005 г.
Калинина Р., Семенова И., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад «Дошкольное воспитание» № 4, 2004 г.
Костина В.Новые подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста. 2007 г.
Севостъянова Е. О. «Дружная семейка» Программа адаптации детей к ДОУ. 2003 г.
Тонковой-Ямтолъской Р.В... Социальная адаптация детей в ДОУ. 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:1. выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с ранн...
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:1. выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с ранн...
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохран...
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохран...
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохранение постоянст...
Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопункта
Логопункт как путь успешной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в образовательный процесс детского сада...
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)
Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...