Методический материал для проведения круглого стола педагогов ДОУ "Социально коммуникативное развитие в дошкольном учреждении"
консультация
Вести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей,формируя у них определенные психологические качества(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МО Социально коммуникативное развитие в ДОУ | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал для проведения круглого стола педагогов ДОУ
«Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении»
Форма проведения: круглый стол
Цель: обобщение знаний о социализации (социально-коммуникативном развитии) в аспекте ФГОС ДО; уточнить направления работы педагогов в данном аспекте.
Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы «Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении»
Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский.
Социально - коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Задача педагогов состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребенка ключевые компетенции:
-коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;
-социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими; информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации;
-продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки); нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам;
-физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают образовательному процессу в целом, влияют на безопасность детей и их здоровье.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребенка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Опыт работы ДОУ показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. Мы предлагаем вам сегодня систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений.
Любой контакт с ребенком начинается с
эмоционального расположения к себе. Я предлагаю Вам провести разминку
(упражнение) «Волшебные очки»
Цель этой игры: развитие умения входить в контакт, видеть и подчеркивать
положительные качества и достоинства сверстника.
Ход игры: педагогам предлагается одеть «Волшебные очки», в которых
можно разглядеть положительные качества других педагогов, назвать и
отметить их. Игра проводится по кругу.
Что же такое сотрудничество? Как правильно его организовать? Как формировать социально-коммуникативную компетентность дошкольников? Какие технологии использовать?
Умение выстраивать отношения со сверстниками развивается в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом дальнейшего развития личности ребенка.
Существует много определений данному понятию. Например, сотрудничество - один из типов взаимодействия индивидов, возникающий в совместной деятельности.
Сотрудничество возможно только на фоне развивающихся личных контактов между всеми участниками деятельности.
Педагоги анализируют определение понятия «сотрудничество».
Вопросы педагогам:
-Как ребенок должен относиться к себе? (позитивно, ребенок должен иметь положительное представление о собственном «я»: кто я? какой я?)
-Что должен испытывать ребенок, когда решает разнообразные задачи? (быть уверенным в себе, верить в свои силы, чувствовать поддержку),
-Какую позицию должен занимать ребенок в системе взаимодействия с другими детьми? (ребенок должен побывать в разных позициях: руководитель, подчиненный, равноправный партнер),
-Каким должно быть отношение ребенка к партнеру по совместной деятельности? (дружелюбным, добрым, открытым),
-Как ребенок должен реагировать на действия других детей, в том числе недружелюбные? (не бояться, реагировать спокойно),
-Что лежит в основе взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми? (уважение),
-Какие умения нужно сформировать у ребенка, чтобы он мог сотрудничать? (умение уважительно относиться к окружающим; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; понимать их эмоциональное состояние).
Игра. Это одна из основных форм социализации ребенка, направленная на овладение нравственными и этическими нормами, навыками социального взаимодействия, конструктивными способами общения со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности.
Все мы очень разные, но тем не менее у нас много общего. И убедиться в этом нам поможет игра «Найди похожих». Педагоги делают большой круг.
Цель: создание непринуждённой обстановки, сплочение коллектива.
Ход игры:
Ведущий объявляет, что он будет говорить фразы-утверждения, кому они подходят, тот делает шаг в круг:
- Кто пришел в брюках?
- Кто пришел в юбке?
- Кто читал Гарри Поттера?
- Кто имеет четкое представление о ФГОС ДО?
- Кто в семье единственный?
- Кто любит сладкое?
- Кто носит часы?
- У кого двое детей?
- Кто на Новый год делает салат оливье?
- Кто работает на старшей группе?
Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения круглого стола в старшей группе "День пожилых людей".
Методическая разработка предназначена для детей старшей группы ( 4 - 5лет ). В данном мероприятии учавствуют 14 детей, их бабушки и дедушки и воспитатели. Место проведения - групповое поме...
Методическая разработка для проведения круглого стола в старшей группе "Кто меня растит".
Методическая разработка предназначена для детей старшей группы ( 4 - 6 лет ). В данной образовательной деятельности учавствуют 16 детей, родители и воспитатели. Место проведения - групповое помещение,...
Методическая разработка по проведению круглого стола для родителей по теме "Правила электробезопасности для детей"
С целью привлечение родителей к проблеме электробезопасности детей, проводится круглый стол, основными задачами которого являются: проведение пропаганды электробезопасности, ознакомление с соответству...
Методические рекомендации по проведению круглых столов
Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более ...
Программа мероприятия -Круглый стол «Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»,2018
Программа мероприятия -круглый стол "Премственость в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста",2018...
Программа Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Круглый стол "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста "...
Методический материал для проведения родительского собрания "Речевое и психическое развитие дошкольников 4-5 лет"
Представлен методический материал в виде презентации для проведения родительского собрания о показателях речевого и психического развития дошкольников...