Проект социальной направленности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Ручеек красивой речи»
методическая разработка по логопедии
Проект социальной направленности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
«Ручеек красивой речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_svjaznoj_rechi.docx | 587.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49 «Настенка»
города Смоленска
Логопедический проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
«Ручеек красивой речи»
Автор проекта: учитель-логопед Позднякова В.В.
Смоленск, 2022 г.
Проект: «Ручеек красивой речи»
Актуальность: чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию образовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Проблема: развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель-логопед. Недостаточный уровень
развития связной речи у детей с ФФНР является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка в школе, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка.
Гипотеза: я предполагаю, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повышают уровень формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Цель проекта: совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ФФНР.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой определены следующие задачи исследования:
Задачи проекта:
- воспитание звуковой культуры речи;
- обогащение, закрепление и активизация словаря;
- совершенствование грамматической правильности речи;
- формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи;
- обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом;
- повысить профессиональную компетентность педагогов;
- сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитанники 5-7лет, посещающие логопедические занятия, родители и воспитатели ДОУ.
Общие сведения о проекте:
Место реализации: | МБДОУ «Детский сад №49 «Настенька» |
По методу | информационно-практико-ориентированный. |
По содержанию | коррекционный |
По продолжительности: | среднесрочный (январь - май 2016 г.) |
По форме реализации: | Индивидуальный, подгрупповой |
Участники проекта: | дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель - логопед |
Возраст детей: | 5-7 лет |
Образовательная область: | «Речевое развитие» |
Области интеграции: | «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Речевое развитие». |
Планируемый результат: развитие связной речи в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).
Целевые ориентиры: ребенок владеет речевыми умениями:
- инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности;
- с интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей;
- имеет богатый словарный запас;
- безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями;
- речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
Методы проекта:
- игровой;
- творческий;
- словестный;
- наглядный;
- практический;
- использование ИКТ;
- развивающие игры.
Этапы реализации проекта:
Название тапа | Содержание работы | Сроки |
1 этап - подготовительный (диагностический, информационно - аналитический). | 1. Определение темы проекта, формулировка цели, определение задачи проекта | январь |
2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольник» | ||
методической литературы;
дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материала | ||
4. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности | ||
5. Составление примерного перспективного планирования работы с детьми | ||
2. этап - практический | Работа с детьми | |
1. Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю» | февраль (1-я неделя) | |
2. «Волшебные загадки» (сочинение загадок, используя мнемотехнику) | ||
3. Игра – драматизация: «Живая сказка» | ||
4. Коллаж «Назови и опиши героя сказки» | февраль (2-я неделя) | |
5. «По речевой дорожке» (обучение приёму рассказывания сказки по таблице, схеме) | ||
5. Игра «Что будет, если ...» (использование приема изменения сюжета сказки) | ||
6. Рисование по сказке: «Нарисуем сказку» | февраль | |
7. Сочинение сказок «Весёлые |
сочинялки» | (3-я неделя) | |
8. Акция «Подари книжку малышам» | ||
9. Игра – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи» | февраль (4-я неделя) | |
10. Изготовление альбома «Мы любим сказки» | ||
11. Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов» | ||
12. Речевые игры с движением | ||
13. Занятия по обучению детей рассказыванию | март (1-я неделя) | |
14. Беседа – диалог по теме недели | ||
15. Слушание аудисказок | ||
16.Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок | март (2-я неделя) | |
17. Речевые тренинги с детьми; | ||
18. Работа с мнемосхемами, мнемотаблицами | ||
19. Динамические этюды | март (3-я неделя) | |
20. Игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи» | ||
21. Составление писем: своему другу; на передачу | ||
22. Письмо сверстникам в другой детский сад | март (4-я неделя) | |
23. Письма – загадки; письмо – приглашение | ||
24. Сочинение сказок на новый лад | ||
25. Изготовление альбома «Мы любим сказки» | апрель (1-я неделя) | |
26. физкультурное развлечение «Живые загадки» | ||
27. Использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании | ||
28. Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов» | апрель (2-я неделя) | |
29. Игры-драматизации по знакомым сказкам | ||
30. Познавательные игры «Я и моя речь» | ||
31. Сочинение сказок «Веселые сочинялки» | апрель (3-я неделя) | |
32. Беседа – диалог по теме недели | ||
33. Слушание аудисказок | ||
34. Занятия по обучению детей рассказыванию | апрель (4-я неделя) | |
35. Акция «Подари книжку другу» |
36. Ритмопластика | ||
Работа с родителями | ||
1. Заседание родительского клуба «Развитие связной речи у дошкольников» | январь - апрель | |
2. Акция «Подари книжку в группу» | ||
3. Памятка для родителей «Развитие связной речи у дошкольников» | ||
4. Выпуск газеты «Ладушки» | ||
5. Участие родителей в изготовлении дидактических пособий, игр для фестиваля «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника» | ||
6. Мастер - класс «Драматизация сказок». | ||
7. Консультации «Развитие связной речи у дошкольников», «Влияние развития связной речи на школьное обучение» . | ||
Работа с педагогами | ||
1. Консультация «Формирование связной речи у дошкольников», «Инновационный подход к развитию связной речи дошкольников» | январь - апрель | |
2. Экспресс-опрос педагогов «Речевое развитие»» | ||
3. Открытые просмотры образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» | ||
4. Фестиваль педагогических идей «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника» | ||
5. Мастер-класс «Планируем среду по ОО «Речевое развитие» | ||
6. Викторина для педагогов на педчасе «Красивую речь приятно слышать» | ||
7. Смотр конкурс мини-центров по ОО «Речевое развитие» | ||
3. этап - заключительный. | 1. Презентация проекта | май |
2. Разработка картотеки дидактических игр по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. |
3. Презентация игр «Игры на развитие связной речи у детей подготовительной группы» | ||
«Наши дети рассказывают»
| ||
6. Развлечение совместно с родителями: «Сказочная страна». | ||
7. Анкетирование о результатах проекта. | ||
Заключение
Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Правильно употребляют лексико- грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития связной речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-творческий проект на тему: «Индивидуальный подход в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе их общения со сверстниками»
Изучение форм и методов развития связной речи старших дошкольников в процессе общения со сверстниками"....
Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"
Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....
Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы
Тип проекта : КраткосрочныйВид проекта : Творческий, познавательный, игровой.Возрастная группа : 5-6 летСрок реализации:4 недели.Участники проекта : Воспитатели, дет...
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно ра...
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.
Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста с ...
Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством классической музыки «Карнавал животных» К.Сен-Санса
Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. Способность к общению с людьми, умение объясняться грамотно и внятно - один из наиболее значимых ха...