Игры для дошкольников о родном крае
картотека (старшая группа)

Ромашова Ольга Олеговна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание.

Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек. Академик Д.С. Лихачёв справедливо отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре ,родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»

Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.

Для её решения, несомненно, во многом способствуют дидактические игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_doshkolnikov_o_rodnom_krae.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для дошкольников о родном крае

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание.

Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек. Академик Д.С. Лихачёв справедливо отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре ,родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»

Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.

Для её решения, несомненно, во многом способствуют дидактические игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Игры для  работы с детьми старшего дошкольного возраста.

       Игра «Кто быстрее?» - закрепление знаний детей о микрорайоне, где находится детский сад, и ближайших улицах  (детям предлагается  план – схема микрорайона с маршрутом следования и изображёнными на нём «главными» объектами микрорайона (детский сад, школа, магазины, почта, аптека, парикмахерская и др.), кубик с числовыми фигурами от 0 до 6, фишки в виде человечков. Дети  по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается фишка-человечек. Выигрывает тот, кто первый вернётся в детский сад, откуда и начинается маршрут следования. Причём, если ребёнок остановился напротив какого-то объекта, он должен рассказать,  для чего он нужен. Например: «Я зашёл в парикмахерскую, что бы меня подстригли».

      Подобную игру можно проводить и с целью закрепления знаний детей о самых ярких достопримечательностях города Дзержинска и Нижнего Новгорода , где на плане-схеме могут быть отражены такие места и объекты Дзержинска, например, площадь Дзержинского, площадь Маяковского; объекты Нижнего Новгорода,  как, например, площадь Минина, Нижегородский кремль, некоторые театры, парк, цирк, планетарий и т. д.

Расширить, закрепить, уточнить представления детей о достопримечательностях Нижегородской области помогут игры:   лото «Дзержинск», «Заколдованный город», «Подбери такую же», «Сложи картинку», «Узнай и назови».

В игре-лото «Дзержинск» детям раздаются игровые поля с изображением отдельных построек. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

В игре «Заколдованный город» дошкольникам предлагаются контурные изображения зданий. Дети должны их «расколдовать», то есть найти фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

Более лёгкий вариант – это игра «Узнай и назови», когда детям предлагается фотография или открытка с изображением какого- либо известного места, здания нашего города или Нижнего Новгорода, и они должны его назвать или игра «Найди такую же», где ребёнок из ряда предложенных ему картинок должен найти ту, на которой изображено то же место или здание как на картинке ведущего.

В игре «Сложи картинку» дошкольник должен из отдельных фрагментов собрать целостное изображение. Причём это можно сделать по образцу, по контуру или по памяти.

Расширять, закреплять знания детей о родном городе помогают и такие дидактические игр как «Да – нет», «Ты катись, катись, клубочек», «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу».

В игре «Да – нет» ребятам предлагается внимательно выслушать отдельные утверждения и оценить правда это или нет. При согласии с данным утверждением они произносят слово «да», при несогласии – «нет», называя правильный ответ. Например:

- Наш город называется Россия  (Нет. Наш город Дзержинск)

- Нижний Новгород расположен на реках Волга и Ока (Да)

- На гербе Нижнего Новгорода изображена лошадь. (Не верно. Это олень)

- Главная площадь Дзержинска – пл. Ленина (Нет. Это пл.Дзержинского) и т. д.

Начиная игру «Ты катись, катись клубочек», ведущий вместе с детьми произносит слова:

 «Ты катись, катись клубочек

 Быстро, быстро по рукам.

У кого сейчас клубочек

Даст ответ скорее нам».

         Ребёнок, в руках которого оказался клубочек после произнесения последнего слова, должен ответить на вопрос ведущего о нашем городе. Например: Назови город, в котором мы живём или

Какие реки есть в нашем городе? Назови улицу, где ты живёшь и т. д.

Естественно, сначала роль ведущего берёт на себя педагог, затем это может быть и ребёнок. . .

Детям нравится игра «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу». В ней дети по выбору «волшебной стрелки» должны, не называя места, где они побывали, рассказать, что там делали и что видели. Например : «Я с мамой в выходной ходил туда, где в клетках находятся разные животные. Особенно мне понравился тигр. Или. Я был на площади, где расположен Кремль. Как она называется? и т.д.

Умение рассказывать требуется и в игре «Волшебный микрофон».                                          Дети, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», рассказывают, где они побывали, например, в праздничные или в выходные дни, что видели, что им запомнилось, понравилось. «Я с папой ходил в цирк. Там выступали разные животные. Особенно мне понравились медведи, которые ездили на велосипеде»

С целью углубления знаний о природе Нижегородского края можно использовать следующие дидактические и настольные игры:

1. «С какого дерева детки». Группе детей раздаются картинки с изображением различных деревьев наиболее часто встречающихся в наших краях. Ведущий предъявляет игрокам карточки, на которых изображены листья, семена, плоды этих деревьев. Дети должны выбрать для своего дерева свои «детки». Выигрывает тот, кто сделает это первым.

2. Игра-лото «Ягоды-овощи-фрукты». Дети должны правильно сгруппировать предложенные им карточки.

 3. Закрепить знания детьми домашних и диких животных нашего региона помогает игра «Кто где живёт», где ребята должны для каждого предложенного им на картинках животного выбрать и назвать «дом», в котором тот живёт.

4. Настольная игра «В лесу» предполагает знания детьми растений, птиц, зверей, некоторых насекомых нашего края. Дошкольникам раздаются карточки-лото. Ведущий поочерёдно показывает картинки с изображением отдельных объектов. Дети должны увидеть нужную им для своей карточки-лото картинку и правильно назвать.  Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карту.

Расширить, закрепить знания детей о различных видах народно-прикладного искусства Нижегородского края помогут следующие игры:

1. «Магазин сувениров». Дети в ней могут купить понравившийся предмет лишь подробно его описав.

2. «Чудесный мешочек»  Дети на ощупь должны догадаться, что за предмет они нашли в мешочке.

3. Пазлы «Русские узоры»  Дети подбирают подходящие элементы росписи

4. Лото «Узнай элементы узора» Играющим предлагаются большие карты, украшенные какой-либо росписью. По краям несколько свободных «окошек», куда дети выкладывают маленькие карточки с изображением элементов данной росписи.

5. «Весёлые матрёшки» В данной игре ребёнок должен украсить готовыми элементами узора сарафан и платок матрёшки.

Для закрепления знаний детей о ремёслах мы использовали игру «Щит и меч», где игроки самостоятельно или с помощью ведущего выбирают карточки с изображением людей, занятых каким-либо ремеслом (кузнец, строитель, гончар и т.д.). Затем ведущий показывает им картинки с изображением отдельных предметов (мате-риалов, инструментов, готовых изделий), и играющие должны выбрать те из них, которые им подходят. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.

- Можно предложить детям поиграть в игру «Кто быстрее соберёт картинку». А на ней будет изображён какой-либо род занятий людей в древности.

Для уточнения знаний детей о предметах быта нижегородцев, живущих в далёком прошлом, в сравнении с современными предметами можно использовать игру «Найди пару».

Все перечисленные нами игры доступны для восприятия детьми и могут помочь для закрепления знаний о родном крае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с родным краем через экологические игры

При знакомстве дошкольников сродным краем предлагаю различные игры с экологическим содержанием...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников "Знатоки родного края"

  Использование этнокультурного  компонента позволяет  сделать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создает необходимый...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Игры для дошкольников о родном крае»

Предлагаются для родителей игры по ознакомлению детей с родным краем. А также игры на закрепление знаний о родном селе....

Консультация для педагогов «Игры для дошкольников о родном крае»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание. Известно, что любов...

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...

Игры для дошкольников о родном крае

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание....