ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА» – КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ.
методическая разработка (младшая группа)

Надежда Сергеевна Лысенкова

В наше время мир игрушек настолько многообразен и доступен, что сломав игрушку, многим родителям легче купить новую, чем отремонтировать новую. Опросив детей и родителей нашей группы, мы выяснили, что в семье нет игрушек старше даже пяти лет, многие мамы и папы не помнят свои первые, а порой и любимые игрушки.

Согласно ФГОС дошкольного образования частью одного из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является «Ознакомление детей с русской народной культурой».

Всё чаще и чаще люди сталкиваются с такой проблемой, как вытеснение старых вещей из обихода новыми. Это касается и игрушек. Раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, в традиции. Приобщая детей к культурным традициям своего народа, мы используем разные формы работы, одной из них является знакомство с народной игрушкой. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

На первом этапе мы решали задачу формирования интереса к народной игрушке, проявления эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с ней. Мы придумали знакомить детей с народными игрушками и играми через «Волшебную шкатулку». И каждый день из неё появляются игры «из прошлого», тем самым вызывая интерес у малышей.

В нашей группе с раннего возраста малыши познакомились с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). Для привлечения интереса детей широко используем народные подвижные игры «Карусель», «Как у наших у ворот», «У медведя во бору» и др. Также вызывает интерес игры-драматизации с участием самих же детей в главной роли («Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»).

При проведении занятий, развлечений к детям в группу приходят барышни, матрёшки. и др. При этом активно используем народный фольклор: потешки, стихотворения- привлекающий внимание к тому или иному образу игрушки.

Родители тоже являются непосредственными участниками приобщения детей к истокам нашей культуры. Они, в свою очередь, дома вовлекают детей в игры с игрушками, в которые играли сами в детстве, читают русские народные сказки, рассматривают  книги и иллюстрации, рассказывают об игрушках – кто их сделал и как.

Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:

- У детей появился интерес к быту и традициям  русского народа, расширились представления о русском быте.

- Создана развивающая среда: подобранны дидактические игры. Подобранна информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки и т.д.)

- Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 

От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с народной игрушкой. Недаром говорят: "Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

 

 

                                                  Библиографический список

 

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.
  2. Дж. Чизхолм «Ранние цивилизации». М. «Росмэн» 1997
  3. Миллард Энн «История в школе и дома»: М. «Росмэн» 1997
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1990. С. 717; Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. С. 594
  5. Рогов. А.П. Мир русской души.- М.: Терра – Книжный клуб, 2002
  6. Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010, С 184
  7. Толковый словарь русского языка. Т. III. С. 250.
  8. Энн Миллард «История в школе и дома»: М. «Росмэн» 1997


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lysenkova_n.s._statya.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА» – КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ.

Лысенкова Надежда Сергеевна,

воспитатель, МДОУ детский сад №9 «Семицветик»

 г.о. Серпухов

В наше время мир игрушек настолько многообразен и доступен, что сломав игрушку, многим родителям легче купить новую, чем отремонтировать новую. Опросив детей и родителей нашей группы, мы выяснили, что в семье нет игрушек старше даже пяти лет, многие мамы и папы не помнят свои первые, а порой и любимые игрушки.

Согласно ФГОС дошкольного образования частью одного из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является «Ознакомление детей с русской народной культурой».

Всё чаще и чаще люди сталкиваются с такой проблемой, как вытеснение старых вещей из обихода новыми. Это касается и игрушек. Раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, в традиции. Приобщая детей к культурным традициям своего народа, мы используем разные формы работы, одной из них является знакомство с народной игрушкой. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

На первом этапе мы решали задачу формирования интереса к народной игрушке, проявления эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с ней. Мы придумали знакомить детей с народными игрушками и играми через «Волшебную шкатулку». И каждый день из неё появляются игры «из прошлого», тем самым вызывая интерес у малышей.

В нашей группе с раннего возраста малыши познакомились с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). Для привлечения интереса детей широко используем народные подвижные игры «Карусель», «Как у наших у ворот», «У медведя во бору» и др. Также вызывает интерес игры-драматизации с участием самих же детей в главной роли («Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»).

При проведении занятий, развлечений к детям в группу приходят барышни, матрёшки. и др. При этом активно используем народный фольклор: потешки, стихотворения- привлекающий внимание к тому или иному образу игрушки.

Родители тоже являются непосредственными участниками приобщения детей к истокам нашей культуры. Они, в свою очередь, дома вовлекают детей в игры с игрушками, в которые играли сами в детстве, читают русские народные сказки, рассматривают  книги и иллюстрации, рассказывают об игрушках – кто их сделал и как.

Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:

- У детей появился интерес к быту и традициям  русского народа, расширились представления о русском быте.

- Создана развивающая среда: подобранны дидактические игры. Подобранна информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки и т.д.)

- Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с народной игрушкой. Недаром говорят: "Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

                                                  Библиографический список

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.
  2. Дж. Чизхолм «Ранние цивилизации». М. «Росмэн» 1997
  3. Миллард Энн «История в школе и дома»: М. «Росмэн» 1997
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1990. С. 717; Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. С. 594
  5. Рогов. А.П. Мир русской души.- М.: Терра – Книжный клуб, 2002
  6. Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010, С 184
  7. Толковый словарь русского языка. Т. III. С. 250.
  8. Энн Миллард «История в школе и дома»: М. «Росмэн» 1997



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор -как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры "

         Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Сохранить человечность в наших детях, ...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.

Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....

«Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»

Мастер-класс «Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»  Изготовление игрушки «Коза дереза» из лыка...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир

Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...