Развитие познавательной активности у дошкольников
консультация
Развитие познавательной активности у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshaem_poznavatelnuyu_aktivnost_doshkolnikov.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышаем познавательную активность у дошкольников.
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Требование к воспитанию ребенка сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. При организации познавательной деятельности отношения "ребенок-взрослый" должны строиться на партнерском а затем и сотрудническом ком соучастии в деятельности В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.. И так, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить.
Как это мы применяем на практике? Воспитатель создает познавательную задачу, проблемную ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. И здесь нам помогает использование технологии группового сбора.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?
Методы, повышающие познавательную активность.
Стандартные: наглядные- а) наблюдение, б) рассматривание картин.
практические: а) игра, б) труд в природе, в) элементарные опыты
словесные: а) рассказ воспитателя, б) чтение художественных произведений, в) ответы на вопросы.
игровые
Метод проектной деятельности.Технология группового сбора- процесс обучения должен стимулировать активность всех детей, давать возможность спорить, свободно общаться друг с другом в поисках истины. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Вы хотите еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивайте, а я постараюсь вам ответить».
Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.
Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «СОСТАВИМ МАРШРУТ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЭКСКУРСИИ». В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.
Использование ИКТ в обучении: интерактивная доска, прибор Символ-тест
Вопросы к детям.. Умение задавать вопросы необходимо и детям, и самому воспитателю. Традиционный вопрос «Кто изображен на картине?» уместен для детей младшего возраста, но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы. Имеются в виду такие вопросы, как: «Почему котята резвятся, а взрослая кошка — нет?» или «Как можно одним словом назвать эту картину?» Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Вы хотите еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивайте, а я постараюсь вам ответить».
Рефлексия. Например, на предыдущем занятии дети узнали, что зрение у человека и у разных животных имеет свои особенности. Теперь воспитатель предлагает решить логическую задачу, опираясь на имеющиеся знания: «Кто лучше всех сможет увидеть в темноте; разглядеть что-то с очень большой высоты; прочесть в книге интересный рассказ?» Это так называемое повторение на опосредованном уровне.
Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами.
Подготовила Зырянова Н.Н., воспитатель МБДОУ №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....
Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"
Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение перено...
Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...
Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП
Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП Познавательная активность детей дошкольного возраста выражается в заинтересованном принятии информации...
Использование эксперимента в развитии познавательной активности детей-дошкольников
В выступлении раскрывается значение экспериментальной деятельности для познавательного развития ребёнка-дошкольника. Также описывается алгоритм проведения эксперимента, оборудование зоны экспериментир...
Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...
Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."
Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...