Формирование нравственных качеств и развитие эмоционального интеллекта посредством игровых технологий.
методическая разработка (младшая группа)

Надежда Сергеевна Лысенкова

 Игра, как ведущая деятельность дошкольников имеет важнейшее значение в формировании личности и способствует развитию эмоционального интеллекта. Через игры ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Когда дошкольник обучен и умеет понимать свои собственные эмоции, на основе этого вырабатывается понимание чувств других людей и в дальнейшем это умение способствует выстраиванию положительных отношений с другими людьми.

 Каждый вид игры (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает также влияние и на нравственное развитие ребенка дошкольника. Она является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений.

Сюжетно-ролевая игра насыщена эмоциями и вызывает у каждого ребенка радость, а также удовольствие уже самим своим процессом. В игре важен не результат, а сам процесс – процесс переживания, связанного с игровыми действиями.

Дети, как правило, берут на себя роли тех персонажей, которые смогли произвести на них наиболее сильное эмоциональное впечатление, смогли вызвать наибольший интерес. Зачастую это мама, воспитатель, парикмахер, врач, военный, моряк, шофер и так далее. Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с предметами. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы. Ребенок, последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации, изменяет свою позицию, т.е. умеет выделять переживания и эмоции других людей, тем самым рассматривая ситуацию со всех точек зрения. Развитие эмоций, которое происходит в ходе манипуляций с персонажами крайне важно для развития ребенка и в целях воспитания у него нравственных качеств личности.

Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка посредством сюжетно-ролевых игр.

Роль дидактических игр в нравственном воспитании дошкольника состоит в формировании нравственных представлений о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей, позволит детям научиться понимать свои эмоции и эмоции своих сверстников, что, в свою очередь, обеспечит развитие эмоционального интеллекта.

Этот вид игр направлен на развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы.

Коммуникативные игры предполагают совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, формирование доброжелательных отношений.

В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Примерами таких игр могут быть («Как меня зовут?», «Хорошие слова», «Ласковое имя», «Живые игрушки»,"Передай улыбку", "Подари цветок другу")

Театрально-игровая деятельность – это одна из интересных форм занятий с детьми, которая  способствует эмоциональному раскрепощения детей, снятию зажатости, обучает чувствованию и художественному воображению Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта. Театрально-игровая деятельность  важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к персонажам.

Содержание театрально-игровой деятельности включает в себя: - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - игры – драматизации; - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; - упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); - упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. 

Подвижные игры вызывают удовольствие, повышают настроение, снимают мышечное напряжение и снимают агрессию, а также учат детей контролировать свои эмоции, подчиняться правилам, учитывают действия других людей.

Влияние подвижных игр на развитие эмоциональной сферы основано на связи между эмоциями и движениями, а также на том, что в играх создаются благоприятные условия для совместной деятельности детей, сотрудничества, совместных переживаний.

 Таким образом, обращение к игре как педагогическому средству развития эмоционального интеллекта и нравственных качеств у детей дошкольного возраста обусловлено ее потенциальными возможностями, которые выражаются в эмоциональной насыщенности игрового процесса, в ролевом поведении, в построении игровых диалогов, в творческом выражении имеющихся представлений и впечатлений, в трансляции и трансформации эмоциональных переживаний, в обогащении опыта детей.

 

 

 

 

                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра, как ведущая деятельность дошкольников имеет важнейшее значение в формировании личности и способствует развитию эмоционального интеллекта. Через игры ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Когда дошкольник обучен и умеет понимать свои собственные эмоции, на основе этого вырабатывается понимание чувств других людей и в дальнейшем это умение способствует выстраиванию положительных отношений с другими людьми.

Каждый вид игры (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает также влияние и на нравственное развитие ребенка дошкольника. Она является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений.

Сюжетно-ролевая игра насыщена эмоциями и вызывает у каждого ребенка радость, а также удовольствие уже самим своим процессом. В игре важен не результат, а сам процесс – процесс переживания, связанного с игровыми действиями.

Дети, как правило, берут на себя роли тех персонажей, которые смогли произвести на них наиболее сильное эмоциональное впечатление, смогли вызвать наибольший интерес. Зачастую это мама, воспитатель, парикмахер, врач, военный, моряк, шофер и так далее. Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с предметами. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы. Ребенок, последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации, изменяет свою позицию, т.е. умеет выделять переживания и эмоции других людей, тем самым рассматривая ситуацию со всех точек зрения. Развитие эмоций, которое происходит в ходе манипуляций с персонажами крайне важно для развития ребенка и в целях воспитания у него нравственных качеств личности.

Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка посредством сюжетно-ролевых игр.

Роль дидактических игр в нравственном воспитании дошкольника состоит в формировании нравственных представлений о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей, позволит детям научиться понимать свои эмоции и эмоции своих сверстников, что, в свою очередь, обеспечит развитие эмоционального интеллекта.

Этот вид игр направлен на развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы.

Коммуникативные игры предполагают совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, формирование доброжелательных отношений.

В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Примерами таких игр могут быть («Как меня зовут?», «Хорошие слова», «Ласковое имя», «Живые игрушки»,"Передай улыбку", "Подари цветок другу")

Театрально-игровая деятельность – это одна из интересных форм занятий с детьми, которая способствует эмоциональному раскрепощения детей, снятию зажатости, обучает чувствованию и художественному воображению Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта. Театрально-игровая деятельность важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к персонажам.

Содержание театрально-игровой деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.

Подвижные игры вызывают удовольствие, повышают настроение, снимают мышечное напряжение и снимают агрессию, а также учат детей контролировать свои эмоции, подчиняться правилам, учитывают действия других людей.

Влияние подвижных игр на развитие эмоциональной сферы основано на связи между эмоциями и движениями, а также на том, что в играх создаются благоприятные условия для совместной деятельности детей, сотрудничества, совместных переживаний.

Таким образом, обращение к игре как педагогическому средству развития эмоционального интеллекта и нравственных качеств у детей дошкольного возраста обусловлено ее потенциальными возможностями, которые выражаются в эмоциональной насыщенности игрового процесса, в ролевом поведении, в построении игровых диалогов, в творческом выражении имеющихся представлений и впечатлений, в трансляции и трансформации эмоциональных переживаний, в обогащении опыта детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Формирование волевых качеств в старшем дошкольном возрасте посредством игровой и экспериментальной деятельности"

мастер - класс на тему "Формирование волевых качеств: инициатиности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"...

Картотека бесед на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы

Картотека беседс детьми подготовительной к школе группы на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы...

Самообразование "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Методическая разработка для педагогов ДОУ по формированию у младших дошкольников основ нравственных качеств и эстетического воспитания через использование игровых технологий

Предлагаю методическую разработку по формированию у младших дошкольников основ нравственных качеств и эстетического воспитания через использование игровых технологий...

Развитие эмоционального интеллекта посредством театрализованной деятельности.

      Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нуж...