СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)
Ханхарова Татьяна Михайловна.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
"Самые далеко идущие успехи науки и техники расчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека"
Б.Г. Ананьев.
Аннотация: в статье рассматривается вопрос сенсорного развития детей в детском саду. Автором выявлена актуальность проблемы сенсорного развития дошкольников, описано использование разнообразных форм сотрудничества с родителями.
Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорные способности, дети младшего дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение.
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:
1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;
2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;
3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.
Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.
Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешивании красок получаются новые цвета или оттенки, а также учат сравнивать предметы по цвету, развивают способность при рассматривании картины видеть, как с помощью цвета создаётся художественная выразительность изображения.
В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа и др., которыми руководствуются в жизненных ситуациях. Они различают форму предметов, их величину, сравнивают предметы между собой.
Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. Вначале ребёнку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра» вдруг становится «сегодня», а «сегодня» превращается во «вчера»), продолжительность времени (минута, 5 минут, час). Это достигается в результате накопленного опыта и целенаправленного обучения.
В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.).
Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
В процессе повседневной жизни, в играх и на занятиях под руководством воспитателя осуществляется разностороннее сенсорное воспитание дошкольников.
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.
Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.
Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.
Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребёнок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки.
Педагог побуждает детей к выполнению действий с игрушками и предметами, способствующих развитию ощущений и восприятий: разбору и сбору пирамидок, матрёшек, чашечек-вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т.д. По мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Чтобы сказать, тяжёлый или лёгкий данный предмет, надо знать, какова примерная тяжесть других предметов такой же величины (деревянных, металлических, пластмассовых). Чтобы определить, твёрдый или мягкий этот предмет, надо знать, что стоит за понятием «твёрдый» или «мягкий».
Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Педагог, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей.
В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Для детей дошкольного возраста источником познания является чувственный опыт. С помощью сенсорного развития у детей формируются способности, развиваются умения в разных видах деятельности и повышается их готовность к школьному обучению. Много лет работая в детском саду, я заметила, что дети приходят в дошкольное образовательное учреждение, не имея чувственного опыта, у них плохо развиты сенсорные способности, мелкая моторика и глазомер. Исходя из моих наблюдений, мною было принято решение начать активно работать над данной проблемой. Стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они максимально стремились к познанию. Предметы обстановки мною подбираются таким образом, чтобы в них отражалось многообразие величины, цвета, формы и материалов. Своей яркостью, новизной и необычностью, созданная мною среда развивает инициативу и творчество дошкольников, побуждает детей действовать в ней и исследовать её. В группе так же создала сенсомоторный уголок. Разместила там пособия для организации и проведения игровых упражнений, включила альбомы для рассматривания, природные и бытовые материалы, различные мозаики, шнуровки, конструкторы и много интересного для привлечения внимания детей младшего дошкольного возраста. А ещё в уголке присутствуют дополнительные материалы с целью использования в зависимости от потребности и темы недели. Работа с детьми проводится на протяжении всего дня в игровой форме, в неё я включаю все виды детской деятельности. Организуя работу с воспитанниками, стараюсь использовать как можно больше анализаторов, которые участвуют в восприятии. Это я делаю для того, чтобы ребятам было интересно, так они с интересом участвуют, получают огромное впечатление и отлично запоминают. Так же в своей работе активно использую развивающие игры с предметами, разные дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме, величине, времени, вкусе, запахе, текстуре, звучании и об ориентировке в пространстве. С дошкольниками провожу наблюдения в природе, экспериментирую с природными материалами, организую игры – эксперименты с водой, с песком, землёй и глиной. При конструировании применяю игры в крупный и мелкий конструктор, с конструктором-лего, с развивающими кубиками, с мозаиками нескольких видов и различными шнуровками. При проведении ООД по изобразительной деятельности активно использую игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом и игры с разными красками. В двигательной деятельности детей использую упражнения на иммитацию, ходим с ними босиком по «дорожкам здоровья». С целью коммуникативного развития дошкольников применяю детские песенки, потешки, стихи, книги из разных материалов, с музыкальными эффектами, а также красочные книжки разных размеров. Активно использую в своей работе игры на развитие фонематического слуха, с различными музыкальными инструментами, игры с самодельными звучащими предметами, очень интересны детям театрализованные игры. А ещё мною активно применяются трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек с группой комнате, в которых ребята участвуют с интересом. Для семей воспитанников организовываю консультации, мастер-классы, беседы, создаю папки-передвижки. В уголке для родителей помещаю совместные задания по разным темам, распечатки игр и практические рекомендации. В свою очередь семьи дошкольников не остаются равнодушными к проблеме. Они стали активными участниками образовательного процесса, изготавливают для детей разные тренажеры, с большим интересом участвуют в конкурсах и охотно откликаются на мои просьбы. Проанализировав результаты проделанной мною работы, я заметила положительную динамику. Дети начали активнее проявлять интерес к предметам окружения и их свойствам. Ребята с большим удовольствием участвуют в экспериментальной деятельности, а я смотрю и восхищаюсь тем, как они проявляют эмоции радостного удивления и словесную активность. У дошкольников повысились способности целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия. Кроме этого, они стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности. В ходе организованной мною работы с включением всех участников образовательного процесса заметно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы. А также мне удалось повысить компетентность родителей по сенсорному развитию детей. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Я считаю, главным условием познавательного развития является своевременное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
Список литературы 1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с. 2. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 251 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sensornoe_vospitanie.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханхарова Татьяна Михайловна.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
"Самые далеко идущие успехи науки и техники расчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека"
Б.Г. Ананьев.
Аннотация: в статье рассматривается вопрос сенсорного развития детей в детском саду. Автором выявлена актуальность проблемы сенсорного развития дошкольников, описано использование разнообразных форм сотрудничества с родителями.
Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорные способности, дети младшего дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение.
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:
1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;
2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;
3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.
Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.
Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешивании красок получаются новые цвета или оттенки, а также учат сравнивать предметы по цвету, развивают способность при рассматривании картины видеть, как с помощью цвета создаётся художественная выразительность изображения.
В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа и др., которыми руководствуются в жизненных ситуациях. Они различают форму предметов, их величину, сравнивают предметы между собой.
Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. Вначале ребёнку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра» вдруг становится «сегодня», а «сегодня» превращается во «вчера»), продолжительность времени (минута, 5 минут, час). Это достигается в результате накопленного опыта и целенаправленного обучения.
В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.).
Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
В процессе повседневной жизни, в играх и на занятиях под руководством воспитателя осуществляется разностороннее сенсорное воспитание дошкольников.
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.
Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.
Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.
Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребёнок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки.
Педагог побуждает детей к выполнению действий с игрушками и предметами, способствующих развитию ощущений и восприятий: разбору и сбору пирамидок, матрёшек, чашечек-вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т.д. По мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Чтобы сказать, тяжёлый или лёгкий данный предмет, надо знать, какова примерная тяжесть других предметов такой же величины (деревянных, металлических, пластмассовых). Чтобы определить, твёрдый или мягкий этот предмет, надо знать, что стоит за понятием «твёрдый» или «мягкий».
Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Педагог, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей.
В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Для детей дошкольного возраста источником познания является чувственный опыт. С помощью сенсорного развития у детей формируются способности, развиваются умения в разных видах деятельности и повышается их готовность к школьному обучению. Много лет работая в детском саду, я заметила, что дети приходят в дошкольное образовательное учреждение, не имея чувственного опыта, у них плохо развиты сенсорные способности, мелкая моторика и глазомер. Исходя из моих наблюдений, мною было принято решение начать активно работать над данной проблемой. Стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они максимально стремились к познанию. Предметы обстановки мною подбираются таким образом, чтобы в них отражалось многообразие величины, цвета, формы и материалов. Своей яркостью, новизной и необычностью, созданная мною среда развивает инициативу и творчество дошкольников, побуждает детей действовать в ней и исследовать её. В группе так же создала сенсомоторный уголок. Разместила там пособия для организации и проведения игровых упражнений, включила альбомы для рассматривания, природные и бытовые материалы, различные мозаики, шнуровки, конструкторы и много интересного для привлечения внимания детей младшего дошкольного возраста. А ещё в уголке присутствуют дополнительные материалы с целью использования в зависимости от потребности и темы недели. Работа с детьми проводится на протяжении всего дня в игровой форме, в неё я включаю все виды детской деятельности. Организуя работу с воспитанниками, стараюсь использовать как можно больше анализаторов, которые участвуют в восприятии. Это я делаю для того, чтобы ребятам было интересно, так они с интересом участвуют, получают огромное впечатление и отлично запоминают. Так же в своей работе активно использую развивающие игры с предметами, разные дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме, величине, времени, вкусе, запахе, текстуре, звучании и об ориентировке в пространстве. С дошкольниками провожу наблюдения в природе, экспериментирую с природными материалами, организую игры – эксперименты с водой, с песком, землёй и глиной. При конструировании применяю игры в крупный и мелкий конструктор, с конструктором-лего, с развивающими кубиками, с мозаиками нескольких видов и различными шнуровками. При проведении ООД по изобразительной деятельности активно использую игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом и игры с разными красками. В двигательной деятельности детей использую упражнения на иммитацию, ходим с ними босиком по «дорожкам здоровья». С целью коммуникативного развития дошкольников применяю детские песенки, потешки, стихи, книги из разных материалов, с музыкальными эффектами, а также красочные книжки разных размеров. Активно использую в своей работе игры на развитие фонематического слуха, с различными музыкальными инструментами, игры с самодельными звучащими предметами, очень интересны детям театрализованные игры. А ещё мною активно применяются трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек с группой комнате, в которых ребята участвуют с интересом. Для семей воспитанников организовываю консультации, мастер-классы, беседы, создаю папки-передвижки. В уголке для родителей помещаю совместные задания по разным темам, распечатки игр и практические рекомендации. В свою очередь семьи дошкольников не остаются равнодушными к проблеме. Они стали активными участниками образовательного процесса, изготавливают для детей разные тренажеры, с большим интересом участвуют в конкурсах и охотно откликаются на мои просьбы. Проанализировав результаты проделанной мною работы, я заметила положительную динамику. Дети начали активнее проявлять интерес к предметам окружения и их свойствам. Ребята с большим удовольствием участвуют в экспериментальной деятельности, а я смотрю и восхищаюсь тем, как они проявляют эмоции радостного удивления и словесную активность. У дошкольников повысились способности целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия. Кроме этого, они стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности. В ходе организованной мною работы с включением всех участников образовательного процесса заметно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы. А также мне удалось повысить компетентность родителей по сенсорному развитию детей. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Я считаю, главным условием познавательного развития является своевременное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
Список литературы 1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с. 2. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 251 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"
Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....
«План по самообразованию педагога» Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» первая младшая группа
Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.Задачи:1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый...
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так д...
Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»н
Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»н...