Рекомендации для педагогов и молодых специалистов по воспитанию звуковой культуры речи
консультация

Сафронова Елена Васильевна

Рекомендации для педагогов по воспитанию звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov_po_vospitaniyu_zkr.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

- правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и прочее.

Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОО. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог должен обязательно решать следующие задачи:

  • формирование у детей правильного звукопроизношения;
  • четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами;
  • развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз);
  • выработки умеренного темпа речи;
  • формирования правильного речевого дыхания;
  • формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.);
  • развитие слухового внимания и речевого слуха.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

 Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не

осуществляется стихийно. Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:

  • работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;
  • работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности, это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка;
  • при организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы: дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом, дидактические рассказы с включением учебных заданий детям, метод упражнений.

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приёмы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

  • образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
  • краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
  • утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
  • образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);
  • хоровые и индивидуальные повторения;
  • обоснование необходимости выполнить задание педагога;
  • индивидуальная мотивировка задания;
  • совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
  • оценка ответа или действия и исправления;
  • показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи, которые педагог должен решать в повседневной деятельности.

Младшая группа.

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса.

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с', з, з', ц.

 3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа

1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками j, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р'.

3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

 Подготовительная к школе группа.

1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

 2. Развивать навыки звукового анализа слов.

3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Систематичность и целенаправленность залог успеха при работе по воспитанию звуковой культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Методические рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у детей.

Работа ведётся в три этапа: 1. Формирование базового уровня для воспитания звуковой культуры речи. 2. Формирование функциональной системы, определяющей уровень звуковой культуры речи....

рекомендация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей"

рекомендация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей"...

Рекомендация для воспитателей по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах

Специальные занятия по воспитанию зыуковой культурф речи планируются так, что бы дать детям разнообразные упражнения как для развития речевого аппарата так и для развития речевого слуха....

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: «Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи»

Культура речи - это умение правильно,т.е.в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом цели высказываемого, пользоваться всеми языковыми средствами....

Консультация для педагогов «Искусство говорить с детьми. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»        Консультация для педагогов «Искусство говорить с дет...