СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: «Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи»
учебно-методический материал

Лобанова Елена Александровна

Культура речи - это умение правильно,т.е.в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом цели высказываемого, пользоваться всеми языковыми средствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Ягодка»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

        

Тема: «Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи»

Воспитатель:

Лобанова Е.А.

декабрь, 2021г.

Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами.

Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно и включает в себя:

  • Формирование чёткой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения.
  • Формирование правильного речевого дыхания, а также умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка:

  • Он становится замкнутым, резким, неусидчивым
  • У него пропадает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе.

Особенно важно чистое звукопроизношение, т.к. правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Занятия по развитию звуковой культуры речи проводится как отдельное (в младших группах), так и как часть занятия по развитию речи (преимущественно в старших группах)

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
  • Звуковысотный слух (изменение голоса в соответствии с эмоциональной окраской речи)
  • Слуховое внимание (определять на слух звучание и направление звука)
  • Фонематический слух (отличать одни речевые звуки от других)
  • Восприятие темпа и ритма речи (способность слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру)

  1. Формировать произносительную сторону речи:
  • Учить детей правильному произношению всех звуков родного языка
  • Развивать артикуляционный аппарат (посредством артикуляционной гимнастики)
  • Работа над речевым дыханием (умение воспроизводить короткий вдох и продолжительный плавный выдох)
  • Воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения

Этапы работы над звуком:

  1. Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение движения органов артикуляционного аппарата. В игровой форме уточняются положения органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произнесения звуков
  2. Уточнение произношения изолированного звука. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произношение изолированного звука, фиксируя внимание ребёнка на звучание и артикуляцию звука.
  3. Этап усвоения звука. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях. Материал даётся не весь последовательно, а выборочно по усмотрению воспитателя.

Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи.

Формы работы:

  1. занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
  2. игры-драмматизации
  3. праздники и развлечения
  4. артикуляционная гимнастика
  5. дидактические игры
  6. шутки-скорогооворки

Методы:

  1. игры (дидактические, подвижные, хороводные с текстом)
  2. упражнения («Подуем на пушистики»)

Приёмы:

  1. образец педагога
  2. объяснение
  3. образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка комара)
  4. хоровые и индивидуальные повторения
  5. совместная (сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя
  6. оценка, исправления
  7. образная физкультурная пауза

Последовательность изучения звуков.

Первая младшая группа

  • Отрабатываются гласные: (А), (У), (И), (О), (Э).
  • Согласные: (М), (Н), (П), (Б).
  • Воспитание слухового внимания, речевого дыхания.

Вторая младшая группа

  • Гласны: (Ы)
  • Согласные: (Ф), (В), (Т), (Д), (К), (Г), (Х)
  • Допускается: смягчённое произношение звуков; замены свистящих и шипящих звуков на простые: (В), (Т); отсутствие соноров.
  • Выработка чёткого произношения слов, предложений
  • Развитие темпа и ритма речи

Средняя группа

  • Закрепляется произношение простых звуков, изученных ранее.
  • Уточнение произношения звука (Й).
  • Подготовка и постановка свистящих звуков, шипящих звуков.
  • Исчезает смягчённость речи, однако обычно отсутствуют звуки (Л), (Р), которые или пропускаются, или заменяются
  • Выработка спокойного и размеренного темпа речи

Старшая группа

  • Отработка звуков, которые поздно появляются: (Ш), (Ж), (Ч), (Щ), (Л), (Р).
  • Развитие фонематического слуха на поставленных звуках.
  • Чёткость движений речевого аппарата в процессе арт/гимнастики
  • Развитие фонематического слуха
  • Выделение голосом отдельного звука

Подготовительная группа

  • Автоматизация поставленных звуков.
  • Постановка звуков (Л), (Р).
  • Дифференциация часто смешиваемых звуков: (С-З-Ц), (Ш-Ж), (С-Ш), (З-Ж), (Ч-Ц), (Сь-Ц); звонких и глухих: (В-Ф), (Д-Т), (П-Б), (К-Г)
  • Развитие навыков звукового анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

вашему вниманию представлена разработка семинара - практикума с педагогами ДОУ, перечислено содержание семинара-практикума, составлено сообщение логопеда, практическая часть и раздаточный материал...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи».

Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми....

Консультация для педагогов на педагогический совет «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел...

Семинар-практикум для педагогов Тема «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами....