СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: «Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи»
учебно-методический материал
Культура речи - это умение правильно,т.е.в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом цели высказываемого, пользоваться всеми языковыми средствами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Ягодка»
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Тема: «Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи»
Воспитатель:
Лобанова Е.А.
декабрь, 2021г.
Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами.
Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно и включает в себя:
- Формирование чёткой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения.
- Формирование правильного речевого дыхания, а также умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка:
- Он становится замкнутым, резким, неусидчивым
- У него пропадает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе.
Особенно важно чистое звукопроизношение, т.к. правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Занятия по развитию звуковой культуры речи проводится как отдельное (в младших группах), так и как часть занятия по развитию речи (преимущественно в старших группах)
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
- Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- Звуковысотный слух (изменение голоса в соответствии с эмоциональной окраской речи)
- Слуховое внимание (определять на слух звучание и направление звука)
- Фонематический слух (отличать одни речевые звуки от других)
- Восприятие темпа и ритма речи (способность слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру)
- Формировать произносительную сторону речи:
- Учить детей правильному произношению всех звуков родного языка
- Развивать артикуляционный аппарат (посредством артикуляционной гимнастики)
- Работа над речевым дыханием (умение воспроизводить короткий вдох и продолжительный плавный выдох)
- Воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения
Этапы работы над звуком:
- Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение движения органов артикуляционного аппарата. В игровой форме уточняются положения органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произнесения звуков
- Уточнение произношения изолированного звука. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произношение изолированного звука, фиксируя внимание ребёнка на звучание и артикуляцию звука.
- Этап усвоения звука. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях. Материал даётся не весь последовательно, а выборочно по усмотрению воспитателя.
Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи.
Формы работы:
- занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
- игры-драмматизации
- праздники и развлечения
- артикуляционная гимнастика
- дидактические игры
- шутки-скорогооворки
Методы:
- игры (дидактические, подвижные, хороводные с текстом)
- упражнения («Подуем на пушистики»)
Приёмы:
- образец педагога
- объяснение
- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка комара)
- хоровые и индивидуальные повторения
- совместная (сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя
- оценка, исправления
- образная физкультурная пауза
Последовательность изучения звуков.
Первая младшая группа
- Отрабатываются гласные: (А), (У), (И), (О), (Э).
- Согласные: (М), (Н), (П), (Б).
- Воспитание слухового внимания, речевого дыхания.
Вторая младшая группа
- Гласны: (Ы)
- Согласные: (Ф), (В), (Т), (Д), (К), (Г), (Х)
- Допускается: смягчённое произношение звуков; замены свистящих и шипящих звуков на простые: (В), (Т); отсутствие соноров.
- Выработка чёткого произношения слов, предложений
- Развитие темпа и ритма речи
Средняя группа
- Закрепляется произношение простых звуков, изученных ранее.
- Уточнение произношения звука (Й).
- Подготовка и постановка свистящих звуков, шипящих звуков.
- Исчезает смягчённость речи, однако обычно отсутствуют звуки (Л), (Р), которые или пропускаются, или заменяются
- Выработка спокойного и размеренного темпа речи
Старшая группа
- Отработка звуков, которые поздно появляются: (Ш), (Ж), (Ч), (Щ), (Л), (Р).
- Развитие фонематического слуха на поставленных звуках.
- Чёткость движений речевого аппарата в процессе арт/гимнастики
- Развитие фонематического слуха
- Выделение голосом отдельного звука
Подготовительная группа
- Автоматизация поставленных звуков.
- Постановка звуков (Л), (Р).
- Дифференциация часто смешиваемых звуков: (С-З-Ц), (Ш-Ж), (С-Ш), (З-Ж), (Ч-Ц), (Сь-Ц); звонких и глухих: (В-Ф), (Д-Т), (П-Б), (К-Г)
- Развитие навыков звукового анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»
вашему вниманию представлена разработка семинара - практикума с педагогами ДОУ, перечислено содержание семинара-практикума, составлено сообщение логопеда, практическая часть и раздаточный материал...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1. Вводная...
Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи».
Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми....
Консультация для педагогов на педагогический совет «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел...
Семинар-практикум для педагогов Тема «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами....