Проект "Золотая хохлома"
проект (подготовительная группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ: | Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема. |
ПРОБЛЕМА: | С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Золотая Хохлома». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_zolotaya_hohloma.docx | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Золотая хохлома»
Автор: Сташкова Ольга Алексеевна
Каскара
2024 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
АКТУАЛЬНОСТЬ: | Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема. |
ПРОБЛЕМА: | С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Золотая Хохлома». |
ТИП ПРОЕКТА: | Познавательно – творческий. |
НАПРАВЛЕНИЕ: | #1057;оциально - коммуникативное развитие Составление описательных рассказов о хохломской росписи, просмотр презентаций, дидактические игры, просмотр видеосюжетов. #1055;ознавательное развитие Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуды, особенностях её росписи. #1056;ечевое развитие Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок. #1061;удожественно -эстетическое развитие Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера. Знакомство детей с народным музыкальным творчеством. #1060;изическое развитие Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др. |
УЧАСТНИКИ: | Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель. |
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: | Долгосрочный (январь – май) |
ЦЕЛЬ: | Формирование у детей любви и уважения к народному искусству, частности – народному промыслу - хохлома; дать возможность ребёнку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям; находить неожиданные открытия, узнавая о хохломе. |
ЗАДАЧИ: | 1. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы. 2. Познакомить детей с историей хохломской росписи. 3. Формировать умение детей рассматривать хохломскую посуду. 4. Развивать умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи. #1060;ормировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов. #1042;оспитывать любовь к искусству народных мастеров. |
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: | От результатов проекта ожидаем, что дети: #1055;ознакомятся с историей хохломской росписи. #1053;аучатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду. #1057;формируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи. #1059; детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов. #1059; детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров. |
ЭТАПЫ РАБОТЫ: | |
| Для детей: #1048;зучение и подбор методической литературы по теме проекта. #1057;оставление комплексно – тематического плана проекта. #1055;одготовка дидактических пособий, конспектов занятий. #1055;одбор наглядного материала. #1048;зготовление атрибутов для проведения игр и упражнений. Для родителей: #1055;одбор информации о значимости.#1056;азработка консультаций и рекомендаций для родителей, пособия, методические разработки, литература, картины и иллюстрации. |
| Для детей: Совместная продуктивная деятельность. |
| Продукт проекта: Привлечь родителей в создании мини - музея в группе. Изготовление дидактических игр, пособий для проведения игр. («Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку» и другие) |
ПЛАН ПРОЕКТА
Этап | Дата | Мероприятие |
Подготовительный | – | Подбор и изучение методической литературы, интернет – ресурсов по теме |
– | Составление комплексно – тематического плана проекта. | |
– | Подготовка и изготовление пособий и дидактических материалов. | |
– | Подбор рекомендаций, консультаций, памяток для родителей. | |
Основной | Беседа «История возникновения хохломской росписи» Просмотр презентации «Откуда к нам пришла хохлома?» | |
Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций. | ||
Чтение стихов Н. Глазков «Золотая хохлома», Л. Куликова «Эти липовые ложки» | ||
Отгадывание загадок о хохломе. | ||
Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи. | ||
Чтение сказок и рассказов о хохломе. | ||
Рисование по мотивам хохломской росписи «Завиток» | ||
Рисование: Хохломская ложка. | ||
Дидактическая игра «Подбери узор». | ||
Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Русские ложки». | ||
Подвижная игра: «Кто быстрее донесет вазу» | ||
Слушание аудиозаписей: «Золотая ярмарка». | ||
Подвижная игра: «Кто больше соберет ложек». | ||
Слушание аудиозаписей: «Купили мы для бабушки…». | ||
Дидактическая игра: «Составь узор». | ||
Слушание аудиозаписей: «Хохлома». | ||
Подвижная игра: «Не задень посуду». | ||
Чтение художественной литературы П.Синявский «Хохломская роспись» | ||
Дидактическая игра: «Обведи и раскрась», «Собери картинку». | ||
Хороводные игры: «На горе – то калина», «Горелки». | ||
Рисование «Впереди лето». Хохломские узоры. | ||
Дидактические игры: «Кто больше соберет ложек», «Найди пару». | ||
Дидактическая игра: «Не задень посуду». | ||
Заключительный | Создание презентации «Золотая хохлома». Привлечь родителей в создании пособий для проведения игр. («Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку») |
Работа с родителями:
Январь | Консультация «Знакомство детей с хохломской росписью» |
Февраль | Консультация «Творчество в детском возрасте» |
Март | Консультация «Искусство золотой хохломы» |
Апрель | Консультация «Роль рисования в приобщении детей к народной культуре» |
Май | Буклет «Ознакомление детей с хохломой» |
Вывод:
В конце данного проекта дети расширили свой кругозор, узнали много нового и интересного о хохломской росписи, у детей появился интерес к творчеству народных мастеров. В процессе активного участия родителей в этом проекте пополнился уголок декоративно – прикладного искусства дидактическими пособиями для проведения игр.
Таким образом, тема декоративно прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и решать проблемы нравственного воспитания детей, воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Используемая литература:
«Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л.В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез».
«Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А.А. - Москва 2011 г.
«Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П. – Москва 1972 г.
«Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.
«Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г.
«Росписи Хохломы» - М.: Детская литература, 1991г. Жегалова С. К.
«Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М.: Мозаика – Синтез, 2002 г
Интернет ресурсы: nsportal. ru
Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа
В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс ....
Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.
Презентация проекта, развлечение....
Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»
Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...
«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»
Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...
ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...