Проект "Золотая хохлома"
проект (подготовительная группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен

начинаться как можно раньше, образно говоря, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след,

вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в

произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное

значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема.

ПРОБЛЕМА:

С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Золотая Хохлома».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_zolotaya_hohloma.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Золотая хохлома»

Автор: Сташкова Ольга Алексеевна

Каскара

2024 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен

начинаться как можно раньше, образно говоря, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след,

вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в

произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное

значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема.

ПРОБЛЕМА:

С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Золотая Хохлома».

ТИП ПРОЕКТА:

Познавательно – творческий.

НАПРАВЛЕНИЕ:

#1057;оциально - коммуникативное развитие

Составление описательных рассказов о хохломской

росписи, просмотр презентаций, дидактические

игры, просмотр видеосюжетов.

#1055;ознавательное развитие

Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуды,

особенностях её росписи.

#1056;ечевое развитие

Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок.

#1061;удожественно -эстетическое развитие

Знакомство с народным прикладным искусством;

изготовление поделок к праздникам в подарок и для

украшения интерьера. Знакомство детей с народным

музыкальным творчеством.

#1060;изическое развитие

Проведение народных подвижных игр на прогулке,

физкультминутки и др.

УЧАСТНИКИ:

Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ:

Долгосрочный (январь – май)

ЦЕЛЬ:

Формирование у детей любви и уважения к народному искусству, частности – народному промыслу - хохлома; дать возможность ребёнку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям; находить неожиданные открытия, узнавая о хохломе.

ЗАДАЧИ:

1. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать

свои работы.

2. Познакомить детей с историей хохломской росписи.

3. Формировать умение детей рассматривать хохломскую посуду.

4. Развивать умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.

#1060;ормировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

#1042;оспитывать любовь к искусству народных мастеров.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

От результатов проекта ожидаем, что дети:

#1055;ознакомятся с историей хохломской росписи.

#1053;аучатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду.

#1057;формируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.

#1059; детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

#1059; детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Подготовительный:

Для детей:

#1048;зучение и подбор методической литературы по теме проекта. #1057;оставление комплексно – тематического плана проекта. #1055;одготовка дидактических пособий, конспектов занятий. #1055;одбор наглядного материала. #1048;зготовление атрибутов для проведения игр и упражнений.

Для родителей:

#1055;одбор информации о значимости.#1056;азработка консультаций и рекомендаций для родителей, пособия, методические разработки, литература, картины и иллюстрации.

  1. Основной:

Для детей:

Совместная продуктивная деятельность.

  1. Заключительный:

Продукт проекта:

Привлечь родителей в создании мини - музея в группе.

Изготовление дидактических игр, пособий для проведения игр. («Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку» и другие)

ПЛАН ПРОЕКТА

Этап

Дата

Мероприятие

Подготовительный

Подбор и изучение методической литературы, интернет – ресурсов по теме

Составление комплексно – тематического плана проекта.

Подготовка и изготовление пособий и дидактических материалов.

Подбор рекомендаций, консультаций, памяток для родителей.

Основной

Беседа «История возникновения хохломской росписи»

Просмотр презентации «Откуда к нам пришла хохлома?»

Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций.

Чтение стихов Н. Глазков «Золотая хохлома», Л. Куликова «Эти липовые ложки»

Отгадывание загадок о хохломе.

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

Чтение сказок и рассказов о хохломе.

Рисование по мотивам хохломской росписи «Завиток»

Рисование: Хохломская ложка.

Дидактическая игра «Подбери узор».

Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Русские ложки».

Подвижная игра: «Кто быстрее донесет вазу»

Слушание аудиозаписей: «Золотая ярмарка».

Подвижная игра: «Кто больше соберет ложек».

Слушание аудиозаписей: «Купили мы для бабушки…».

Дидактическая игра: «Составь узор».

Слушание аудиозаписей: «Хохлома».

Подвижная игра: «Не задень посуду».

Чтение художественной литературы П.Синявский «Хохломская роспись»

Дидактическая игра: «Обведи и раскрась», «Собери картинку».

Хороводные игры: «На горе – то калина», «Горелки».

Рисование «Впереди лето». Хохломские узоры.

Дидактические игры: «Кто больше соберет ложек», «Найди пару».

Дидактическая игра: «Не задень посуду».

Заключительный

Создание презентации «Золотая хохлома». Привлечь родителей в создании пособий для проведения игр. («Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку»)

Работа с родителями:

Январь

Консультация «Знакомство детей с хохломской росписью»

Февраль

Консультация «Творчество в детском возрасте»

Март

Консультация «Искусство золотой хохломы»

Апрель

Консультация «Роль рисования в приобщении детей к

народной культуре»

Май

Буклет «Ознакомление детей с хохломой»

Вывод:

В конце данного проекта дети расширили свой кругозор, узнали много нового и интересного о хохломской росписи, у детей появился интерес к творчеству народных мастеров. В процессе активного участия родителей в этом проекте пополнился уголок декоративно – прикладного искусства дидактическими пособиями для проведения игр.

Таким образом, тема декоративно прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и решать проблемы нравственного воспитания детей, воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Используемая литература:

«Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л.В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез».

«Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А.А. - Москва 2011 г.

«Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П. – Москва 1972 г.

«Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.

«Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г.

«Росписи Хохломы» - М.: Детская литература, 1991г. Жегалова С. К.

«Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М.: Мозаика – Синтез, 2002 г

Интернет ресурсы: nsportal. ru

Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа

В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс ....

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...