Консультация для педагогов сентябрь 2021г. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста
консультация

Цыренжапова ЛА

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет собой динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_zdorove_rebenka.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов сентябрь 2021г.

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет собой динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением.

Психологическое здоровье детей строится на таких компонентах как:

 Положительном эмоциональном состоянии ребёнка;

На дозволенности ребёнку самореализовываться и самоутверждаться;

На развитии у ребёнка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности;

На развитии и формирование эмпатии (что это такое – это научить ребенка сопереживать окружающим);

На частичную «ликвидацию» или «подавлению» определённых черт характера:

Агрессивность;

Страхи;

Робость, застенчивость;

Эмоциональная неустойчивость;

Повышенная возбудимость.

Эти компоненты психологического здоровья обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических процессов, где важное место занимает мышление и память. Ребенок дошкольного возраста способен не только наблюдать за реальными объектами, включать их в свою деятельность, но и устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в окружающем его мире и планировать свои действия.

Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т. е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному (в основе лежит умственный образ или представление об объекте или явлении. Формируется к старшему дошкольному возрасту). Подобное развитие мышления, а также памяти дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д. Б. Эльконина, «проявляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли».

С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, порассуждать о природе, других людях, о самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.

Это далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. В становлении личности ребенка очень важна роль взрослых, которые окружают его (мамой, папой, бабушкой и другими). Научно доказано, что ребенок, лишенный тесного общения со взрослым, испытывает значительные затруднения в социальном развитии.

Например, такое случается, когда взрослый ограничивается только формальным уходом за детьми, материальными благами, но исключают эмоциональное общение с ребенком.

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семьях, наблюдается высокий процент психических нарушений, в т. Ч. Неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины нарушений лежат в сфере человеческих взаимоотношений.

В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен чрезмерной загруженностью родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем и внутрисемейных конфликтов. Подобная дисгармония родителей негативно отражается как на развитии ребенка, так и на его психике.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых А. И. Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, нарушение в сфере детско-родительских отношений.

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано c типом семейного воспитания и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.

Выделяют 4 типа семейного воспитания:

«Типы семейного воспитания»

авторитетный (принимающий, демократический);

авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);

либеральный (бесконтрольный, попустительский);

индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль

Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Взрослый, слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания, научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны.

При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.  Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь...

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) практически в этом возрасте складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Самое главное для ребенка – общения со взрослыми, мамой, папой, бабу...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

Консультация "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"

Консультация раскрывает понятие "психическое здоровье" и причины его нарушения у дошкольников. Здесь вы можите найти конкретные советы о том, как формировать у ребенка хорошую самооценку, ув...

Консультация для родителей. Тема: «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивос...