Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Волонтерское движение как средство социализации дошкольников»
проект (подготовительная группа)
В современном отечественном образовании все больше внимания уделяется проблеме воспитания гражданственности подрастающего поколения. Идея построения в России гражданского общества актуализирует задачу воспитания сознательных граждан, любящих свою страну, понимающих ее
проблемы и готовых прилагать усилия для их решения. Гражданское воспитание предполагает формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически гражданином своей страны.
В дошкольном возрасте гражданское воспитание заключается в формировании у детей активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Основой воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств является усвоение принятых в обществе норм поведения, накопление социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны. Предпосылкой гражданского воспитания является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volontery_pobedy.docx | 312.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
«Волонтерское движение как средство социализации дошкольников»
Развивающий проект средней продолжительности
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Симонова Елена Александровна
2022 год
Человек начинается с детства.
Именно в детстве делается посев добра.
Взойдёт он лишь через годы,
и тогда будет видно, взошёл ли посев добра
или же сорняки зла заглушили его.
Будет видно, какой человек вошел в жизнь
и стал членом общества.
С.Михалков
Введение
В современном отечественном образовании все больше внимания уделяется проблеме воспитания гражданственности подрастающего поколения. Идея построения в России гражданского общества актуализирует задачу воспитания сознательных граждан, любящих свою страну, понимающих ее
проблемы и готовых прилагать усилия для их решения. Гражданское воспитание предполагает формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически гражданином своей страны.
В дошкольном возрасте гражданское воспитание заключается в формировании у детей активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Основой воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств является усвоение принятых в обществе норм поведения, накопление социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны. Предпосылкой гражданского воспитания является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине. От последних выстрелов Великой Отечественной войны нас отделяют уже семьдесят пять лет – срок немалый, если соразмерять его с продолжительностью человеческой жизни. За это время выросло несколько новых поколений людей, которых не коснулось военное лихолетье, и вся жизнь их проходит уже в период «после войны».
Не иссякает поистине всеобщий интерес к событиям 1941 – 1945 г.г. Вопросы о народном подвиге возникают не из праздного любопытства, а из желания людей знать как можно больше правды о тех роковых событиях, чтоб правильного понимать ход истории. И с учётом ее опыта решать многие современные задачи, в первую очередь, – задачу сохранения мира.
Способны ли современные дошкольники осознать, понять и принять горькую правду войны? Надо ли их знакомить с историей своего народа и как это сделать, чтобы не навредить психологическому и нравственному здоровью ребёнка?
Родина, Отечество…. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец – родители - те, кто даёт жизнь новому существу. Поэтому наследование нравственных ценностей в детском возрасте в семье – это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания.
В 2022 году исполняется 77-летие Победы в Великой Отечественной войне. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Важным средством формирования патриотических чувств у детей является приобщение детей к знаменательным датам в истории Родины и семьи. Одной из таких дат, которая тесно соединяет страдания и радость Родины и семьи, является День Победы.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Дети – волонтеры Победы!» |
Организация заявитель адрес | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида» |
Разработчик проекта | Воспитатель Симонова Е.А. |
Вид проекта | Развивающий проект средней продолжительности |
Направление проекта | Патриотическое воспитание старших дошкольников |
Объект проектирования | процесс формирования гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине детей старшего дошкольного возраста |
Краткая аннотация проекта | Привлечение дошкольников к волонтерскому движению через непосредственное участие в социальных практиках военно-патриотической, гражданской направленности является одним из приоритетных направлений воспитания и социализации подрастающего поколения сегодня (участие в мероприятиях, посвященных празднованию 9 Мая, конкурсных мероприятиях разного уровня, социально-значимых акциях и т.д.) |
Новизна проекта | состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада. |
Цель проекта | Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, через волонтерскую деятельность. |
Задачи проекта | Формировать гражданственность, чувство любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества, чувства уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной войны, мнение о недопустимости повторения войны; Совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения воспитанников, их творческой активности; Вовлечение дошкольников в проекты военно-патриотической направленности; Формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого воспитанника верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим; привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников; развитие у детей старшего дошкольного возраста потребности в познании культурно-исторических ценностей. |
Срок реализации проекта | 1 месяц |
Ожидаемые результаты | Расширится представление детей о подвигах народа, об истории родного Отечества, сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь; повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность (волонтерская деятельность) и введение его в практику работы детского сада |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, педагоги образовательного учреждения, родители (законные представители) |
Нормативно – правовая база проекта | Конвенция о правах ребенка (1989 г.). -Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года; -Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 г.); -Проект Федерального закона N 300326-6 «О добровольчестве (волонтерстве)»(ред., внесенная в ГД ФС РФ, по состоянию на 21.06.2013); -Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 22.08.1955 г. (с изменениями 05.04.2013 г. No56 -ФЗ); -Указ Президента Российской Федерации No583 от06.12.2017 г. «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)»; -Указ Президента Российской Федерации No572 от 27.11.2017 г. «О Дне добровольца (волонтера)»; -Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». |
Обеспечение проекта | фотоаппарат, мультимедийный проектор, компьютер, экран, музыкальный центр; библиотека дошкольного учреждения; методическая, краеведческая, художественная литература помещение для проведения мероприятий; демонстрационный материал: серия сюжетных картин; макеты; картины, альбомы, иллюстрации, буклеты, наборы открыток. |
Трансляция проекта | Сайт учреждения; Печатная продукция; Публикация на сайтах педагогических сообществ |
Продукты проекта | Книга Памяти |
«Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка,
уверенно идущего по жизненной
дороге после того, как вы показали ему путь»
Конфуций
Актуальность проекта
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. На современном этапе одним из направлений развития и образования детей является социально - коммуникативное развитие.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Россия вступила в период создания правового государства, гражданского общества, возрождения социально-личностных ценностей. Подрастающее поколение, в первую очередь дети дошкольного возраста, рассматриваются как ресурс, а, следовательно, именно старших дошкольников необходимо включать в активно социальную деятельность. Нас, как воспитателей, волнует проблема создания новых условий для развития ребенка в интересах его личностного роста и позитивной социализации в обществе. Одно из таких направлений - добровольчество, детское волонтерское движение. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Разрабатывая проект «Дети – волонтеры Победы», мы хотели, чтобы в ходе его реализации сформировались необходимые условия, при которых каждый участник проекта чувствовал себя субъектом деятельности, реализовывал в ней свой гуманистический образ жизни, был готов принять на себя ответственность за других, формировать себя как гуманную личность.
Привлечение дошкольников в волонтерскую деятельность «Дети - волонтеры Победы» через непосредственное участие в социальных практиках военно-патриотической, гражданской направленности является одним из приоритетных направлений воспитания и социализации подрастающего поколения сегодня (участие в мероприятиях, посвященных празднованию 9 Мая, конкурсных мероприятиях разного уровня, социально-значимых акциях и т.д.)
Самым ярким примером гражданственности и патриотизма для дошкольников является подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Познание наших корней, сознание неповторимости Отечества, его судьбы, гордость за сопричастность к деяниям предков и современников закладываются именно в дошкольном возрасте в результате реализации проекта «Дети - волонтеры Победы».
Новизна проекта: состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Цель проекта:
Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, через волонтерскую деятельность.
Задачи проекта:
- Формировать гражданственность, чувство любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества, чувства уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной войны, мнение о недопустимости повторения войны;
- Совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения воспитанников, их творческой активности;
- Вовлечение дошкольников в проекты военно-патриотической направленности;
- Формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого воспитанника верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
- привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;
- развитие у детей старшего дошкольного возраста потребности в познании культурно-исторических ценностей.
В основу положены следующие принципы:
- принцип создания ситуации успеха;
- принцип добровольности;
- принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;
- принцип толерантности;
- развитие и самореализация;
- принцип партнерства и сотрудничества;
- правовое равенство.
Ожидаемые результаты
- Расширится представление детей о подвигах народа, об истории родного Отечества, сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь;
- повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование
- профессионального мастерства, включенного в новую деятельность (волонтерская деятельность) и введение его в практику работы детского сада
Обеспечение проекта
- фотоаппарат, мультимедийный проектор, компьютер, экран, музыкальный центр;
- библиотека дошкольного учреждения; методическая, краеведческая, художественная литература
- помещение для проведения мероприятий;
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- макеты;
- картины, альбомы, иллюстрации, буклеты, наборы открыток.
Основные этапы реализации проекта «Дети – волонтеры Победы»:
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки |
1 этап – подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме | ||
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта; Побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности: проблемная ситуация “Что мы можем рассказать детям о ВОВ?”. Информирование родителей о задачах и содержании проекта; Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы; Обогащение предметно-развивающей среды в группе; Постановка цели и задач проекта «Дети - волонтеры Победы»; Составление плана работы с детьми по проекту «Дети – волонтеры Победы»; Групповое родительское собрание с целью информирования родителей о реализации проекта «Дети – волонтеры Победы» в течение 2021-2022 учебного года | Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении | |
2 этап - практический Цель: реализация проекта в образовательную практику | ||
Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий; Оформление патриотического уголка Оформление альбомов: «Наши герои», «Военная техника ВОВ»; Акция «Читаем детям о войне» Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам; Участие в акциях, трудовых десантах. Создание итоговой фотопрезентации с фотоматериалами с мероприятий по теме проекта | Появится устойчивый познавательный интерес к истории | |
3 этап - заключительный Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив | ||
Презентация проекта «Дети – волонтеры Победы» Анализ результатов проекта «Дети – волонтеры Победы»; Обобщение работы и размещение в интернете на сайте учреждения. | Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе |
Перспективное планирование реализации
проекта «Дети – волонтеры Победы» с детьми
№ п/п | Направление работы | Целевые ориентиры | Сроки |
Конспект занятия «Никто не забыт, ничто не забыто» | Расширять представления, знания детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о трудном пути нашего народа к Победе. Дать понятие о значимости Дня Победы. Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках ВОВ вспомнить семейные традиции. | ||
Конспект ООД «Мы – волонтеры!» | формировать у детей представление о волонтерском движении, о его значении в жизни людей. | ||
Тематическое занятие «Они завоевали победу!» Георгий Константинович Жуков | воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за героев Великой Отечественной войны; вызвать эмоциональный настрой; развивать духовно – нравственный и интеллектуальный потенциал | ||
Тематическое занятие «Сталинградская битва. Город – герой Волгоград» | |||
Беседа «Блокада Ленинграда» | |||
Акция «Ветеран живет рядом» | сформировать чувство долга, чувство уважения к защитникам Родины, чувство гордости за свой великий народ, воспитать в детях уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам | ||
Акция для детей и их родителей «Голубь мира» | Воспитать современную культурную личность, обладающую чувством патриотизма, гордости за свой народ, его историю; чувством сострадания и эмпатии. | ||
Экологический трудовой десант «Посади цветок Победы! | Вовлечь детей и подростков в активную природоохранную деятельность, прививать заботливое и бережное отношение к природе. Каждый человек может внести свой вклад в озеленение нашей планеты: посадить дерево, вырастить цветы. Развивать нравственно – патриотические чувства детей. Вызвать желание вырастить цветы в память о наших защитниках. | ||
Посещение на дому ветеранов, вдов ветеранов «Этих дней не смолкнет слава!» | Воспитывать нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста; любовь к родине. Формировать чувство гордости и уважения к воинам - защитникам. | ||
Акция «Сирень Победы» | Дать знания о защитниках отечества. Воспитывать чувство уважения и любви к Родине, к родной природе, формировать эмоциональное восприятие образа сирени – как символ Победы. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ. | ||
Акция «Письма Победы» Предложены варианты написания писем ветеранам | сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа в рамках Государственной программы по патриотическому воспитанию. | ||
Презентация «Письмо солдату. Из будущего в прошлое!» | |||
Целевая прогулка к памятнику погибшим землякам в годы ВОВ в 1941-1945гг. | Формирование знаний у детей о дорогих народу памятных местах. | ||
Трудовой десант «Посади дерево с ветераном!» | развивать систему всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания студентов на основе сохранения и приумножения культурного наследия города, возрождения традиционных нравственных ценностей. | ||
Акция «Георгиевская ленточка» | формировать патриотические чувства, уважение к символам Великой Победы. |
Перспективное планирование реализации
проекта «Дети – волонтеры Победы» с родителями
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы | ||
Совместное изготовление родителей (законных представителей) с детьми книг, плакатов, стенгазет о членах семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне. | ||
Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России» | ||
Оформление альбома на тему «Герои ВОВ в моей семье» | ||
Мастер-класс «Волонтерство – жизнеспособная и эффективная форма общения в детской среде» | ||
Вывод:
«Мы благодарны, ветераны, Вам
За мужество и стойкость при защите
За труд и уважение к годам
«Спасибо» и поклон от нас примите.
Вам, ветераны, благодарны мы
Обязаны и жизнью, и свободой;
Спасибо за такой исход войны!
Ответим Вам вниманьем и заботой!»
У времени своя память…Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.… Пока мы живы, мы будем хранить, и передавать память о тех страшных для всего народа днях из поколения в поколение.
В ходе проведенных мероприятий, посвященных 77- летию Победы будет обогащен опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов, будут расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне, о символах праздника Победы, о Празднике 9 мая и его значении. У детей сформируется уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям.
На протяжении всего проекта у дошкольников будет формироваться и воспитываться чувство патриотизма, уважения, гордости своим героическим народом, любовь к своей Родине, желание защищать Родину и сохранять мир на всей планете.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Хочется сказать словами Василия Александровича Сухомлинского:«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».История нашей страны –это история, вызывающая чувство гордости и восхищения подвигом русского народа, это история, объединяющая граждан страны к своей Родине, в стремлении не допустить развязывания новых войн, в готовности защищать наш общий дом –Россию.
И если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен ... история прервется. А это просто недопустимо.
Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания
проекта «Дети – волонтеры Победы!»
Диагностика
Основополагающий вопрос:
Почему мы помним о празднике День Победы?
Проблемные вопросы:
*Почему наш народ отмечает праздник День Победы?;
* Почему День Победы - это праздник со слезами на глазах?
*Кого можно назвать ветераном Великой Отечественной войны?
*Кого можно назвать защитником Отечества?
Учебные вопросы:
*Что по традиции делают 9 мая?
*Что такое вечный огонь, почетный караул?
*Что такое памятник, обелиск, Славы?
*Что такое подвиг, героизм?
*Что такое орден?
*Какие военные профессии, военная техника есть в нашей Армии?
*Что такое Отечество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:«Улицы нашего города»Название проекта: «Улицы нашего города»В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответстве...
Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»
Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.Проект содержит персп...
проект по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Поклонимся великим тем годам"
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам....
Презентация (отчет) к проекту "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
Отчетная презентация к проекту "Нравственно-патриотческое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры" к иоговому педсовету. Презентация содержит фотоматериалы, проводимых дос...
Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»
Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников средствами активизации творческо-поисковой и музыкально-ритмической деятельности детей, «Приезжай к нам в гости, Масленица!»
Данный материал раскрывает разработанный мной и реализованный в системе моей педагогической деятельности проект по активизации творческо-поисковой и музыкально-ритмической деятельности детей на ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию Движение «Ребята-дошколята»
Хотите, чтобы жизнь детей в группе стала интересней и разнообразней? Поучаствуйте в нашем движении. Проект расчитан на детей 4-5 лет (средняя группа) и составлен в соответствии с разделами Програ...