Профилактическая деятельность учителя-логопеда
статья (подготовительная группа)
В статье раскрывается актуальность проблемы и помощи детям дошкольного возраста, а также три этапа коррекционно - профилактической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskaya-deyatelnost-uchitelya-logopeda.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая деятельность учителя-логопеда
Актуальность проблемы диагностики и помощи детям дошкольного возраста обусловлена тем, что в стране складывается неблагоприятная демографическая ситуация, осложненная не только снижением рождаемости, но и уменьшением доли рождения здоровых детей, клиницистами подчеркивается высокая частота рождения детей с перинатальной патологией центральной нервной системы. Известно, что в тех случаях, когда отклонение в развитии выявлено на ранних этапах, то лечение и психолого-педагогическое воздействие оказываются более эффективными. Особенно важными являются вопросы диагностики и определение критериев раннего прогноза речевых нарушений. Существуют определенные сроки, когда надо начинать коррекционные занятия – и это физиологически оправданно, но важно знать, что, во-первых, каждый ребенок индивидуален, во-вторых, степень проблемы у всех детей разная. Поэтому приоритетными будут диагностико – коррекционное и профилактическое направления деятельности учителя – логопеда, проведение системы мероприятий по раннему выявлению и профилактике речевых нарушений у детей раннего, среднего и младшего дошкольного возраста до момента зачисления их в логопункт.
Коррекционно-профилактическая работа речевого развития детей строится в три этапа:
1. Подготовительный.
Изучение научно-методической литературы;
Организация взаимодействия с педагогами;
Разработка перспективного плана совместной работы специалистов ДОУ и родителей;
Подбор упражнений и игр для использования в системе занятий ;
Диагностика состояния речи детей разных возрастных групп.
В рамках данного этапа в начале учебного года проводится первичная диагностика, цель которой состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии. Результаты первичной диагностики позволяют определить уровень общего и речевого развития каждого ребёнка, индивидуальный маршрут развития ребёнка и вовремя привлечь к коррекции необходимых специалистов: невропатолога, психоневролога, психотерапевта с целью уточнения нервно – психического состояния и укрепления нервной системы.
педиатра, отоларинголога, окулиста- укрепления соматического состояния,
хирурга – стоматолога, ортодонта - нормализации зубочелюстной системы.
2.Основной. Работа с детьми.
В междиагностический период осуществляется плановая профилактическая работа с детьми по намеченным основным направлениям и планам работы с детьми разных возрастных групп.
Основные направления профилактической работы:
- Развитие дифференцированного слухового, фонематического восприятия и слуха, слухового внимания)
- Развитие речевой моторики (отработка специальных артикуляционных упражнений)
- Развитие мимической мускулатуры (нормализация мышечного тонуса, формирование объёма и дифференциации движений мышц лица)
- Развитие мелкой моторики (нормализация тонуса рук и пальцев средствами укрепляющего массажа, развитие движений руки и зрительно – моторной координации)
- Развитие общей моторики (развитие и укрепление мышц верхних и нижних конечностей.
- Развитие физиологического дыхания, речевого дыхания.
- Развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
- Расширение и обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи
- Формирование графических навыков.
«Логопедические пятиминутки», динамические паузы, проведение занятий по развитию речи с использованием логопедических игр и упражнений.
Работа с педагогами.
Профилактическая работа проводится в тесном сотрудничестве с педагогами. Даются рекомендации по работе с детьми – логопатами в ходе индивидуальных бесед, консультаций, мастер – классов, педсоветов. «Создание единого коррекционно-образовательного пространства». «Игры-упражнения для развития артикуляционного аппарата», «Учимся правильно дышать», «Развиваем фонематический слух ребенка», «Учимся, играя», «Раз, два, три, за мною повтори».
Работа с родителями.
- «Роль семьи в профилактике и преодолении нарушений речи»
- по развитию артикуляционной и мелкой моторики.
- Рекомендации о создании полноценной речевой среды в семье.
- «Рука развивает мозг»
- Пальчиковый игротренинг
Наибольшая эффективность в работе достигается благодаря тесному взаимодействию с родителями. Цели работы: установление доверительных партнёрских отношений с родителями, создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями, вовлечение родителей в единое образовательное пространство.
Требования к работе с родителями: целенаправленность, системность, дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи, возраста и иных характеристик родителей, доброжелательность и акцент на положительные качества ребёнка.
Формы взаимодействия:
анкетирование – позволяет проанализировать анамнез детей, наличие речевых проблем в семье, определить возможные риски дальнейшего развития.
Информирование - материал рекомендательного характера в «Логопедическом уголке», папках – передвижках.
Просвещение и обучение – консультативный центр - семинары – практикумы «Правильное дыхание – залог сохранения здоровья», мастер – классы, всеобуч «Самомассаж кистей рук, языка, губ», круглые столы, консультации «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Роль семьи в профилактике и преодолении нарушений речи», «Рекомендации о создании полноценной речевой среды в семье, «Рука развивает мозг», пальчиковый игротренинг, беседы с целью разъяснения сущности речевого дефекта, возможных последствий, достижения положительных результатов в исправлении речи детей, преодолении речевого дефекта, необходимой помощи со стороны родителей, правильности формирования речи, полезности разумных требований к ребёнку,
организация индивидуальной помощи, проведение
консультаций по запросам родителей- создание специального режима в семье, знакомство с методами и приёмами использования в работе с детьми путём проведения индивидуальных, консультативных занятий, патронаж.
Обновляется наглядная информация в уголке для родителей, папках – передвижках, информационных стендах, опубликовываются статьи коррекционной направленности на сайте ОУ, осуществляется интерактивное взаимодействие с родителями, имеющими возможность использовать сеть Интернет, путём размещения консультации в разделе «Советы логопеда» на личном сайте. Наличие интернет страниц позволяет проводить беседы – консультации с родителями в дистанционном режиме.
3.Заключительный.
Проведение анализа результатов эффективности работы:
Диагностика на конец учебного года и сравнительный анализ результатов.
Оформление результатов.
Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых проявлений заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Своевременно проведённая профилактическая работа позволяет снизить риск появления речевых нарушений, уменьшить количество детей дошкольного возраста, нуждающихся в логопедической помощи, повысить уровень логопедических знаний у педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"
Выступление посвящено коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...