Дидактическая игра как современная игровая технология ознакомления дошкольников с народными традициями Белгородчины
консультация (средняя группа)

Консультация для воспитателей на тему "Дидактическая игра как современная игровая технология ознакомления дошкольников с народными традициями Белгородчины".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как современная игровая технология формирования представлений  дошкольников  о народных традициях и культуре Белгородчины.

В ФГОС ДО ставится задача воспитания у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ценности своего народа.  Воспитание духовно - нравственных качеств дошкольников осуществляется через познание детьми культуры своего родного края. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Опыт работы показывает, что знакомство дошкольников  с русскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала с учетом его самобытности и региональных условий.  Приобщение детей к истории и быту русского народа наиболее удачно  проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.

Игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в работе с детьми необходимо обращаться к игре: особенно  к дидактической. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем.    Формируя у них  устойчивое отношение к родной культуре,   создавая  эмоционально-положительную основу  для  развития патриотических чувств, дидактические игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Задачи дидактических игр по ознакомлению детей с историей и бытом Белгородчины:

- Помочь детям почувствовать духовную жизнь  народа.

- Познакомить с культурным наследием предков.

- Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, через духовное самоопределение.

- Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.

- Развивать нравственные качества личности дошкольника.

- Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти  свое место.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Таким образом, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей; он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).

Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление детей с историей и культурой жителей Белгородчины  включает: знакомство  детей с  символикой города Белгорода, с  его достопримечательностями; знакомство с национальной одеждой жителей Белгородчины, ее элементами и народными праздниками; ознакомление  с жилищем и предметами быта; с героями народных сказок; с народными музыкальными инструментами, песнями, мелодиями;  с  народными промыслами Белгородчины.

Для дошкольников младшего возраста  дидактические игры  проводятся  под руководством взрослого, что стимулирует у детей осмысление, осознание и присвоение элементов быта и культуры. У старших дошкольников  дидактические игры вводятся  в самостоятельную деятельность детей, где игра выступает  как форма организации их жизни, в которой ребенок становился ее субъектом.

Содержание дидактических игр  помогает освоению представлений о символике и достопримечательностях город Белгорода, об элементах народного костюма, о народных сказках, играх, музыке, музыкальных инструментах, танцах, народных промыслах; через игровые действия и содержание игр формируют  интерес и отношение к ним; посредством игровых действий способствуют проявлению положительно-эмоционального отношения к культуре народов России; с помощью игровых правил формируют активность, инициативность, способность к волевой саморегуляции поведения; обеспечивают становление субъектной позиции в единстве и взаимосвязи ее компонентов.

Примеры  дидактических игр: «Помоги гончару», «Подворье», «Собери приданое девице», «Дом», «Собери бусы из бисера», «Русский народный костюм»,  «Собери узор», «Сложи картинку»

Д/И «Оденем куклу в русский народный костюм»

Цели: Совершенствовать знания о народном костюме. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

Игровое задание: Одеть куклу.

Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.

Д/И « Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

Д/И «Сложи картинку»

  Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

 Игровое задание:

1 вариант: Составить картинку в точности по образцу.

2 вариант: Составить картинку в точности по памяти.

Правила игры:

1 вариант:

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с сорокой. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей ( по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.

2 вариант

В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с сорокой. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Квест - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАЕЛЕЙ О НОВОЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ - КВЕСТ....

«Квест-игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО

Квест- игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с но...

Квест-игра-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

В статье акцентрируется внимание на современной игровой технологии- квест. Это новый и очень интересный вид педагогической деятельности, удобный в организации для педагога и очень увлекательный для де...

Презентация на тему: "Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском са...

«Квест-игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Квест - игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является...

«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве», как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

  Цель данной методической разработки: в форме деловой игры с педагогами дошкольного отделения на конкретном примере  квест – игры кольцевого типа показать этапы организации и с...

доклад «Квест игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

доклад «Квест игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО....