Диагностика педагогического процесса.
книга (младшая группа)
Гурбанова Юлия Борисовна. Диагностика педагогического процесса в младшей разновозрастной группе (с 1,5 до 3 лет) на 2023-2024 учебный год согласно рекомендациям ФОП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_pedagogicheskogo_protsessa_23-24.docx | 68.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика педагогического процесса
в младшей разновозрастной группе
(с 1,5 до 3 лет)
на 2023-2024 учебный год
Воспитатели:
В соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Цель диагностики: изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности.
Основу диагностики рабочей программы первой младшей группы составляет пособие Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса».
Основные диагностические методы:
- Проблемная (диагностическая ситуация);
- Наблюдение.
- Беседа.
- Анализ продуктов детской деятельности.
Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Педагогическая диагностика достижений ребенка по Программе направлена на изучение:
- деятельностных умений ребенка;
- интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
- личностных особенностей ребенка;
- поведенческих проявлений ребенка;
- особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
- особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
Низкий уровень - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
Достаточный уровень - ребенок выполняет с помощью взрослого все параметры оценки;
Оптимальный уровень - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, - в начале и конце учебного года для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста: напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются показатели в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в первой младшей группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослыми.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения: подгрупповая.
Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка.
- Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.
-Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка «Колобок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая лиса?»
-Метод: наблюдение
Материал: ситуация встречи/ прощания со взрослым. Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Посмотри, к нам пришел гость. Что нужно сказать?»
- Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Методы: наблюдение.
Материал: сказки для восприятия детьми. Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Слушайте внимательно сказку „Колобок"».
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.
Методы: беседа.
Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов. Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Кто/ что это?»
- Группирует однородные предметы, выделяет один и много. Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат одного цвета и разного размера, муляжи яблок и бананов.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»). Методы: проблемная ситуация.
Материал: сюжетные картинки (кот спит, птица летит, конфета на столе). Форма проведения: индивидуальна.
Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина. Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Нарисуй/ приклей
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать и катать мяч.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де- ятельности.
Материал: мячи.
Форма проведения: подгрупповая. групповая. Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом»
Литература
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847)
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта». Редакция от 17.02.2023
- Каменкая В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
- Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
- Ноткипа Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. —СПб., 2003.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М. 2001.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие
Воспитатели:
Младшая разновозрастная группа
№ п\ п | ФИО ребенка | Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым. | Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику. | Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках. | Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения. | Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия. | Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости. | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентяб рь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||||
2 | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | ||||||||
3 | О | О | О | О | О | О | О | ||||||||
4 | О | О | О | О | О | О | О | ||||||||
5 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||||
6 | О | Д | О | О | О | О | О | ||||||||
7 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||||
8 | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | ||||||||
9 | О | О | О | О | О | О | О | ||||||||
10 | Д | Н | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||||
11 | Д | Н | Д | Д | Н | Н | Д | ||||||||
12 | Д | О | Д | Д | О | Д | Д | ||||||||
13 | Н | Н | Д | Д | Н | Н | Н | ||||||||
14 | Д | Н | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||||
15 | О | Н | Д | Д | Д | Д | Д |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Воспитатели:
Младшая разновозрастная группа
№п /п | ФИО ребенка | Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей | Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы - заместители | Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты. | Имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи. | Узнает шар и куб, называет размер (большой – маленький) | Группирует однородные предметы, выделяет один - много | Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру | Проявляет интерес к книгам, и рассматриванию иллюстраций | Итоговый показатель по каждому ребенку ( среднее значение) | ||||||||||
Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | |||
1 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | |||||||||||
2 | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | |||||||||||
3 | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
4 | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||||
5 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | |||||||||||
6 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | |||||||||||
7 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | |||||||||||
8 | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | |||||||||||
9 | О | О | О | Д | О | О | О | О | О | |||||||||||
10 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | |||||||||||
11 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | |||||||||||
12 | О | Д | Д | Д | О | О | Д | Д | Д | |||||||||||
13 | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | |||||||||||
14 | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | |||||||||||
15 | Н | Д | Д | Н | Д | Д | Д | Д | Д |
Образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатели:
Младшая разновозрастная группа
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Сопровождает речью игровые и бытовые действия | По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы | Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», « Что делать») | Может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событиях из личного опыта | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||
2 | Н | Н | Н | Н | Н | ||||||
3 | О | О | О | О | О | ||||||
4 | О | О | О | О | О | ||||||
5 | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||
6 | Н | Н | Д | Н | Н | ||||||
7 | Д | Д | Н | Н | Д | ||||||
8 | Н | Н | Н | Н | Н | ||||||
9 | О | О | Д | Д | О | ||||||
10 | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||
11 | Д | Д | Д | Н | Д | ||||||
12 | О | О | О | О | О | ||||||
13 | Н | Н | Н | Н | Н | ||||||
14 | Н | Н | Н | Н | Н | ||||||
15 | Д | Д | Д | Д | Д |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатели:
Младшая разновозрастная группа
№п /.п | ФИО ребенка | Различает основные формы конструктора. Со взрослым сооружает постройки. | Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина. | Создает простые предметы из разных материалов, обыгрывает совместно со взрослым | Узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым подпевает в песне музыкальные фразы | Проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений | Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук | Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||
Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | Сен. | Май | ||
1 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | |||||||||
2 | Д | Н | Н | Н | Н | Д | Д | Н | |||||||||
3 | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||
4 | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||
5 | О | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | |||||||||
6 | О | О | О | Д | О | Д | Д | О | |||||||||
7 | О | О | Д | Д | Д | О | О | О | |||||||||
8 | Д | Н | Н | Н | Н | Д | Д | Н | |||||||||
9 | О | О | О | О | О | О | О | О | |||||||||
10 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | |||||||||
11 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | |||||||||
12 | О | Д | Д | Д | Д | О | О | Д | |||||||||
13 | Д | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | |||||||||
14 | Н | Д | Д | Н | Д | Д | Д | Д | |||||||||
15 | О | О | Д | Д | Д | Д | Д | Д | |||||||||
Образовательная область «Физическое развитие»
Воспитатели:
Младшая разновозрастная группа
№ п\ п | ФИО ребенка | Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой, горшком) | Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку. | Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры. | Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед. | Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. | Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. | Итоговый показатель по каждому ребенку ( среднее значение) | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||||
2 | Н | Д | Н | Н | Н | Н | Н | ||||||||
3 | О | О | О | Д | Д | Д | О | ||||||||
4 | О | О | О | Д | Д | Д | О | ||||||||
5 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||||
6 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||||
7 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||||
8 | Н | Д | Н | Н | Н | Н | Н | ||||||||
9 | О | О | О | Д | Д | Д | О | ||||||||
10 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д | ||||||||
11 | Н | Д | Д | Н | Д | Д | Д | ||||||||
12 | Д | О | О | Д | Д | Д | Д | ||||||||
13 | Д | Н | Н | Н | Д | Н | Н | ||||||||
14 | Д | Н | Н | Н | Д | Д | Н | ||||||||
15 | Д | Д | Д | Д | Д | Д | Д |
Общая сравнительная таблица уровня развития детей по образовательным областям на начало и конец 2022-2023 учебного года
Количество диагностируемых детей 15 человек | |||||||||||||||
Образовательные области | Уровень развития дошкольников | ||||||||||||||
Начало года | Конец года | ||||||||||||||
Н | % | Д | % | О | % | Н | % | Д | % | О | % | ||||
Физическое развитие | 4 | 26.7% | 8 | 53,3% | 3 | 20% | |||||||||
Социально- коммуникативное развитие | 3 | 20% | 8 | 53,3% | 4 | 26,7% | |||||||||
Познавательное развитие | 4 | 26,7% | 8 | 53,3% | 3 | 20% | |||||||||
Речевое развитие | 5 | 33,3% | 6 | 40% | 4 | 26,7% | |||||||||
Художественно- эстетическое развитие | 3 | 20% | 7 | 46,7% | 5 | 33,3% | |||||||||
ИТОГО | 19 | 25,34% | 37 | 49,32% | 19 | 25,34% |
Общая сравнительная таблица уровня развития детей на начало и конец 2022-2023 учебного года
Уровни | на начало учебного года (чел./%) | на конец учебного года (чел./%) |
Низкий | 19/25,34% | |
Достаточный | 37/49,32% | |
Оптимальный | 19/25,34% |
Выводы (сентябрь):
Результаты диагностики показали:
«Социально - коммуникативное развитие»
- оптимальным уровнем обладают 4 воспитанника (26,7%).
- с достаточным уровнем развития – 8 воспитанников (53,3%). Дети этого уровня развития играют рядом, не мешают другим детям, могут подражать действиям сверстника и взрослого. Поведение определяется правилами повседневной жизнедеятельности, действиями в привычных ситуациях. Моральные и нравственные нормы формулируют достаточно обобщенно. Общаются в диалоге с воспитателем, слушают стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Проявляют элементарные правила вежливости, хотя могут их нарушать, подчиняясь своим желаниям и потребностям.
-с низким уровнем развития – 3 воспитанника (20%). Эти дети не умеют соблюдать элементарные правила поведения, не могут играть рядом друг с другом, мешают другим детям. Интерес к совместным играм со сверстниками и взрослыми не проявляют. Следить за действиями героев для этих детей трудно, но с удовольствием рассматривают иллюстрации в знакомых книжках.
«Речевое развитие»
- оптимальным уровнем обладают 4 воспитанника (26,7%).
- с достаточным уровнем развития – 6 воспитанников (40%). Дети этого уровня развития используют речь, но не во всех ситуациях речь является ведущим средством общения, отвечают на некоторые вопросы, сформулированные с помощью вопросительных слов, поддерживают непродолжительную беседу с взрослым. Используют слова благодарности, приветствия в общении с взрослым.
- с низким уровнем развития – 5 воспитанников (33,3%). Этим детям трудно сопровождать речью бытовые действия. По просьбе взрослого не все дети и не в полном объеме не могут проговорить слова, а также небольшие фразы. Отвечают на простейшие вопросы односложно и с трудом, некоторые дети произносят только звуки. Рассказать об изображенном на картинке предмете, игрушке могут только единицы и с помощью взрослого.
«Художественно-эстетическое развитие»
- оптимальным уровнем обладают 5 воспитанника (33,3%)
- с достаточным уровнем развития 7 воспитанников (46,7%). Дети с взрослым сооружают постройки, при помощи взрослого различают основные формы конструктора. Самостоятельно знают назначение карандашей, фломастеров, пластилина. С помощью взрослого предлагают варианты содействия персонажам. Недостаточно четко выполняют ритмично движения под музыкальное сопровождение.
-с низким уровнем развития – 3 воспитанников (20%). Дети не умеют создавать простые предметы из разных материалов, не подпевает в песне музыкальные фразы, не умеет выполнять некоторые движения.
«Познавательное развитие»
- оптимальным уровнем обладают 3 воспитанника (20%). Дети проявляют разнообразные познавательные интересы к миру предметов и вещей, миру социальных отношений. Имеют первичные представления об особенностях природы. Знают своё имя, знают и показывают предметы ближайшего окружения. Узнают и называют игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты, насекомых.
- с достаточным уровнем развития – 8 воспитанников (53,3%). Эти дети проявляют неустойчивые познавательные интересы, называют своё имя, но затрудняются показать предметы ближайшего окружения. Узнают и называют игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты. Имеют элементарные представления о сезонных явлениях.
-с низким уровнем развития – 4 воспитанника (26,7%). Дети знают своё имя, откликаются на него, но произнести не могут. Предметы ближайшего окружения только показывают. С трудом узнают и называют игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты. Перенос действий с объекта на объект, предметы – заместители осуществляют только при помощи взрослого.
«Физическое развитие»
- оптимальным уровнем обладают 3 воспитанника (20%).
- с достаточным уровнем развития – 8 воспитанников (53,3%). Дети могут прыгать на двух ногах вместе, с продвижением вперед, умеют подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. Проявляют навыки опрятности, умеют принимать жидкую пищу и некоторые дети правильно держат ложку.
-с низким уровнем развития – 4 воспитанника (26,7%). Дети не могут прыгать на двух ногах вместе, с продвижением вперед, не умеют подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. Не проявляют навыков опрятности, не могут и не хотят держать правильно ложку.
Предполагаемый план дальнейших действий:
1. Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям.
2. В течение года продолжать углубленную работу по направлениям и проблемам, выявленным в ходе обследования по речевому, физическому и познавательному развитию на основе комплексного подхода, развивать мелкую моторику.
3. Совместно с родителями и психологом устранять пробелы в образовательной деятельности детей.
Выводы (май):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика педагогического процесса в ДОУ
Предлагаются практические материалы -методические рекомендации , инструментарий по организации диагностики качества образовательного процесса в ДОУ...
Диагностика педагогического процесса по экологии
Диагностическая педагогического процесса...
Анализ диагностики педагогического процесса во второй младшей группе.
Сравнительный анализ педагогической процесса по образовательным областям....
Анализ показателей диагностики педагогического процесса за 4 года в группе №9
В таблице использованы диагностические данные за 4 года. Группа №9...
Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5 лет) ДОУ
Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5 лет) ДОУ за 2015-2016 у. г....
Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) ДОО
Диагностический материал, направленный на оценку качества педагогического процесса в первой младшей группе. Автор-составитель Верещагина Н.В....
Диагностика педагогического процесса
Аналитическая справка по результатам мониторинга педагогического процесса в подготовительной группе на сентябрь 2015 -2016 учебного года....