Конспект занятия «Путешествие в шахматное королевство».
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия

«Путешествие в шахматное королевство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Путешествие в шахматное королевство».

2 слайд

Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.

Задачи:

Развивающая: развивать у дошкольников память, мышление, внимание;

Образовательная: учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур, вызвать у детей интерес к шахматам;

Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

Образовательная область: «Познавательная», «Социально-коммуникативная»,

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.

Я хочу вас пригласить в путешествие в одно славное королевство. Это королевство не найти ни на одной географической карте. В этой волшебной стране 32 жителя и 64 поля. Наверное, вы догадались, о каком королевстве я говорю? (Шахматное королевство). Вы согласны отправится в путешествие? Но скажу сразу, что это путешествие с приключениями и трудностями, с которыми смогут справится только упорные, внимательные, настойчивые ребята. Вы готовы? Тогда отправляемся.

Шахматы — это интересно,

И для головы полезно,

Шахматы — это обучение,

Шахматы — это развлечение,

Это множество друзей,

Вместе с другом веселей.

2. Основная часть.

3 слайд

- Вот и шахматное королевство. Здесь нас встречает шахматный король и королева. Они нам расскажут как появились шахматы, и кто их придумал. Хотите узнать.

 

(Приглашает детей на стулья). Воспитатель рассказывает сказку, которая сопровождается презентацией.

- Ребята, как вы думаете, как давно появились шахматы ?

 

4 слайд

(Шахматы появились в стране под названием Индия более 2000 лет назад. 3 5 5 слайд

Этой страной правил Шах - Падишах.

6 слайд

У него была сильная армия. Царю надоело воевать и как-то раз он объявил, что нужно придумать царское занятие, которое развеет скуку.

7 слайд

К правителю приходило много мудрецов, но всё что они приносили было царю не по душе.

8 слайд

Однажды, пришел Мудрец с небольшой дощечкой и фигурками, которые были сделаны из дерева. "Что это?" спросил правитель. Мудрец ответил: "Не в золоте интерес игр, а в мудрости"

9 слайд

И в этот момент правитель увидел, что фигурки на вид как и его армия.

10 слайд

Мудрец показал царю как играть в шахматы. Шах - Падишах очень полюбил эту игру и играл в нее все дни и ночи напролет.

а когда к нему приезжали гости из других стран, Шах обязательно дарил им шахматный набор.

11 слайд

 Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. )

12 слайд

В. - Ребята, посмотрите шахматные король и королева приготовили для вас шахматную доску. Это поле сражения. где происходят шахматные бои. А кто из вас видел шахматную доску? А в какие игры можно играть на таких досках?

В. - на какую геометрическую фигуру похожа доска?

Д. - квадрат

В. - Что на ней нарисовано?

-  Как располагаются клетки на доске, в каком порядке?

Д. - по - порядку, поочередно, белые и черные чередуются и т.д.

В. - Как называются клетки на шахматной доске?

- Клетки в шахматах называются полями, на доске есть поля какого цвета? (черные и белые).

- А что больше - шахматное поля или шахматная доска?

- Что больше - черное шахматное поле или белое?

13 слайд

В. - На доске есть линии, которые идут слева - направо. Кто знает как они называются? (прикладывает полоску - горизонталь)

Д. - горизонталь. (Если дети не скажут, сама говорит).

В. - Вы видели, как солнце заходит за край леса или моря. Говорят, что солнце заходит за горизонт. На доске горизонтали обозначаются цифрами.

В. - Кто может показать горизонталь 1, 2,5? (показывают несколько детей)

14 слайд

В. - Столбики клеток на шахматной доске, которые идут снизу-вверх называются вертикалями. (прикладывается полоска).

Вспомните, как растут деревья. Снизу - вверх. Так и вертикали. Вертикали обозначаются латинскими буквами.

В. - Кто может показать вертикали?..

15 слайд

В. - Еще на доске есть косые линии, которые проходят через поля одного цвета. Они называются диагоналями. Шахматные диагонали бывают белые и черные, разные по длине. Диагональ, проведенная из угла в угол называется большой диагональю. Самые короткие диагонали состоят из двух полей (все показывает). (Показывать нужно стрелочками).

16 слайд

В. - У доски есть один секрет. Кто знает как правильно расположить шахматную доску?

- Доска должна лежать так, чтобы левое нижнее поле - черным . Возле этого поля находится цифра 1. (все показывается).

В. - Пока мы с вами рассматривали шахматную доску шахматные король и королева приготовили для вас задания.

Воспитатель: Ребята, нужно разделиться на группы и собрать поля.

Проводится игра «Собери шахматное поле».

Воспитатель: молодцы, поля пройдены.

17 слайд

Давайте знакомиться с шахматными фигурами. (Выставляем шахматного короля)

 

Это шахматный король – он самый главный в шахматном войске. Его фигура похожа на человека с короной на голове, в виде пики или креста. Он самый высокий и заметный. Найдите среди своих фигур шахматного короля и поставьте на доску. Сколько шахматных королей в каждом войске? (1 белый и 1 черный)

 18 слайд

Шахматный ферзь- по-другому эту фигуру называют “шахматная королева”.

У нее на голове есть небольшая круглая шапочка (корона). Найдите шахматную королеву и поставьте на доску. Сколько ферзей на вашей доске – 2, черный и белый.

 19 слайд

Шахматный конь- эту фигуру ни с кем не перепутаешь. Найдите шахматного коня. Сколько коней в каждом войске- по два.

20 слайд

Шахматная ладья- напоминает крепостную, неприступную башню. Еще эту фигуру называют “тура” (башня, крепость). Найдите ладью и поставьте на доску. Сколько ладьей в вашем войске? – по две.

 21 слайд

Шахматный слон- ребята, похожа она на слона? Просто давным-давно фигура шахматного слона была похожа на слона, со временем на доске появилась фигура похожая на человека, который управлял этим могучим животным. А название осталось прежним. Слон. Найдите фигуру слона. Сколько их в каждом войске? (по две).

 

- Посмотрите, у вас остались на столе одинаковые фигуры?

22 слайд

Пешки- это войны-солдаты, которые защищают короля. Сколько их у каждого войска, посчитайте? (8).

23 слайд

Всего фигур у каждого противника по шестнадцать.

1 король,

2 ладьи,

2 коня,

1 ферзь,

2 слона,

8 пешек.

Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

Физминутка

А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом              (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.               (Приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)  

Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

Игра «Собери картинку- Назови фигуру»

Дети берут картинки и называют шахматные фигуры.

Воспитатель: какие вы молодцы

Наше путешествие по шахматной стране подходит к концу. Вы выполнили все задания, даже самые сложные и ничего не испугались! Молодцы! нам пора прощаться с Шахматным Королём и Королевой.

Они для вас на память о сегодняшнем путешествии приготовили сюрприз.

(в волшебном мешочке шахматные медальки и набор шахмат для игры). Вы можете продолжить знакомиться с игрой в шахматы в своей группе и приглашаю Вас в наш детский сад, где вместе с нашими детьми мы можем провести настоящий шахматный турнир. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в сказочное королевство"

Конспект занятия для дошкольников. Кружок "Шашки"...

Конспект игрового занятия «Путешествие в шахматное королевство».

Конспект игрового занятия«Путешествие в шахматное королевство»....

Конспект игрового занятия «Путешествие в шахматное королевство».

Конспект игрового занятия«Путешествие в шахматное королевство»....

Конспект занятия " Путешествие в шахматную страну"

Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре....

Конспект занятия «Путешествие в математическое королевство»

Цель:закрепление у детей полученных знаний по формированию элементарных математическихпредставлений, формировать умение радоваться, достигая цели.Задачи:Обучающие:упражнять в счёте в пределах 10 в пря...

Конспект занятия "Переполох в шахматном королевстве"

Занятие направлено на закрепление знаний детей о шахматных фигурах, осоенностях ходов фигур, шахматных понятиях "Шах" и "мат", ценности фигур....