"Социально-значимые акции, как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников"
консультация
Социально-значимые акции, как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-znachimye_aktsii.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колокольчик»
Консультация
Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»
(в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)
Подготовила: Болтенкова Т.В.
Старший воспитатель
2024 год
«Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
В современном мире ребенок живет и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные акции.
Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивации, планируемые действия и завершающий этап. Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанное отношение к делу и действиям.
В ЧЕМ ЗНАЧИМОСТЬ И ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА?
Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!
С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания), который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).
Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.
Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.
Какие существуют подходы к классификации социальных акций?
С детьми дошкольного возраста акции могут иметь различную направленность: исследовательские (проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и прочего для передачи их целевой группе); социально-педагогические (влияющие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к национальной культуре – своей и другой, толерантность).
Социальные акции можно классифицировать:
по масштабу участия ДОО:
одна группа;
возрастная параллель (только подготовительные группы);
все группы ДОО.
по уровню участия:
в ДОО;
районный;
Социально-благотворительные (для человека);
Экологические (для природы);
Культурные (для объектов и предметов культуры);
Патриотические (для района, города, страны).
Социальные акции дошкольников – это эффективные формы работы, которая проходит по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Акции патриотической и исторической (культурной) направленности: («Патриоты», «Моя малая Родина», «Такие разные традиции», «Письмо в прошлое», «Письмо неизвестному солдату», «Наш бессмертный полк» и др.);
Акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным значимым событиям («Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «День города», «День рождения детского сада», «Добрые дела к Новому году», «День этикета», «День красивой речи», «День улыбки» и др.).
При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст, возможности и индивидуальные особенности детей-участников. Им должны быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза).
Каждая акция состоит из трех этапов: организационного, практического и итогового.
1-й этап – организационный. При разработке и подготовке акции следует определить вместе с детьми, на решение какой социальной проблемы она направлена, каковы ее целевая группа, цель и результат (что мы хотим?). Также следует продумать форму проведения акции (что это будет?) и ее продукт.
2-й этап – практический. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько, следующих друг за другом (беседа о птицах, рисование/лепка птиц, изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
3-й этап – итоговый. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, «обратную связь» и определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость повторить, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции и т.п.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
В направлении «Патриотического воспитания» возможны следующие акции, которые будут являться эффективным инструментом в патриотическом воспитании дошкольников:
Акция «Георгиевская ленточка»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к Великой памяти народа, высокого чувства
патриотизма.
В канун празднования Дня Победы каждый ребёнок может надеть себе на одежду Георгиевскую ленточку выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим наше Отечество. Надевая ленту, мы говорим: «Мы помним! Мы гордимся!»
Акция «Бессмертный полк» или Акция «Мы помним, мы гордимся».
Цель акции: направлена на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта), памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны.
Все участники Акции с изготовленными портретами-транспарантами ежегодно 8 мая встречаются на территории ДОУ и организованным маршем проходят по территории ДОУ или в холле сада оформляют стену памяти героям ВОВ. (Фото ветерана в формате А4, информация о ветеране: ФИО, годы жизни, воинское звание, на каких фронтах воевал, награды).
Акция «Окна Победы»
С 2 по 9 мая 2022 года проводится Всероссийская патриотическая акция «Окна Победы». Ее целью является создание атмосферы одного из самых важных праздников в России, передача молодому поколению традиций, выражение благодарности героям Великой Отечественной войны, почитание памяти об ушедших ветеранах.
Участники акции оформляют окна с использованием рисунков, картинок, фотографий и надписей, посвященных Победе над фашизмом, словами благодарности героям и тематическими текстами. (Для украшения окон также можно использовать георгиевские ленты, фотографии ветеранов, цветы, красные звезды и др.)
Акция «Символ моей Родины».
Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага Российской Федерации. В честь этого события, проводится акция «Символ моей Родины». Цель Акции – Углубить знания детей о Российском флаге.
Задачи: формировать основы патриотизма, гражданско-патриотические чувства познакомить с историей возникновения русского флага познакомить с символическим изображение флага России (триколор) воспитывать гордость за свою страну, свой народ, создать праздничное настроение.
В детском саду проводятся тематические занятия, развлечения, конкурс рисунков на асфальте «Символ моей Родины».)
Также родители совместно с ребенком могут принять участие в онлайн-флешмобе #Символ_моей_Родины
Как принять участие? Нужно опубликовать в соцсетях своё фото с российским флагом или рисунок, посвящённый празднику. В публикации обязательно добавить хештег #Символ_моей_Родины
Акция: «Посылка солдату» или Акция «Защитникам Отечества»
Цель акции – поднятие духа и эмоциональная поддержка солдат, которые несут свою службу в рядах вооруженных сил нашей великой Родины. Суть акции: написать письма, а также направить тематические рисунки, плакаты, посылки, а также любые визуальные приветствия в поддержку нашим военным, задействованным в военной спецоперации на Украине.
Акция «Музей о великой Победе».
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к Великой памяти народа, высокого чувства патриотизма.
В детский сад можно пригласить сотрудников краеведческого музея. Вовремя проведение встречи сотрудники музея могут познакомить детей с экспонатами военных лет, рассказать исторические события, проходившие во время ВОВ.
Акция «Читаем детям о войне».
Цель: воспитывать патриотические чувства у детей на примере детской литературы о Великой Отечественной Войне.
Акция проводиться в преддверии 9 мая, дошкольники с интересом рассматривают тематические альбомы, читают стихи о героях ВОВ, смотрят презентации. Можно создать картотеку книг, альбомов, презентаций для детей дошкольного возраста по заданной теме.
Акция «Голубь мира-голубь победы».
Цель акции: Воспитать у детей чувства патриотизма и гордости за свое Отечество.
Дети и родители изготавливают из бумаги голубей (предварительно с родителями проводится мастер-класс с родителями по изготовлению голубей, затем крепят их на деревьях территории участка детского сада, в парках и скверах. Таким образом, дети и их родители выражают благодарность ветеранам, отстоявшим Родину в ВОВ.
Акция «Свеча памяти».
Цель акции: Сохранение исторической памяти о Великой Победе.
Участниками могут стать педагоги, дети и их родители. В ходе акции дети с родителями и педагогами изготавливают свечи из различных материалов, здесь можно использовать цветную бумага, воск, Георгиевские ленты, камешки, салфетки, клей. Затем оформить выставку «Свеча памяти».
Также участники этой акции зажигают в окнах своих домов свечи в память тех, кто не вернулся с войны.
Акция «Белая берёза».
Дошкольники читают стихи, поют песни, украшают ветки берез яркими ленточками и рисуют рисунки на асфальте. Дети, исследуя любимое дерево, узнают, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Эта акция не только позволяет детям больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.
Целью данной акции является уважения к истории и культуре своей страны, а также к многовековым традициям и обычаям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально значимой акции по пропаганде идей здорового образа жизни «Разговор о правильном питании»
Программа социально значимой акции по пропаганде идей здорового образа жизни «Разговор о правильном питании»...
Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)
laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...
Доклад на тему: "Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников"
Выступление на педагогический совет по теме: "Социально - значимые акции, как инструмент патриотического воспитания дошкольников" из личного опыта работы....
Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников.
доклад...
Статья Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому...
сообщение на тему .«Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»
о значении социально-значимых акциях патриотического воспитания дошкольников...
Доклад "Социально -значимые акции как инструмент патриотического воспитания детей"
Цели и задачи патриотического воспитания....