"Социально-значимые акции, как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников"
консультация

Болтенкова  Татьяна Валерьевна

Социально-значимые акции, как эффективный  инструмент патриотического воспитания  дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-znachimye_aktsii.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик»

Консультация

Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»

 (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

Подготовила: Болтенкова Т.В.

                                                                                       Старший воспитатель

2024 год

«Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.

В современном мире ребенок живет и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные акции.

Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивации, планируемые действия и завершающий этап. Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанное отношение к делу и действиям.

В ЧЕМ ЗНАЧИМОСТЬ И ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА?

Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!

С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания), который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).

Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.

Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.

Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.

Какие существуют подходы к классификации социальных акций?

С детьми дошкольного возраста акции могут иметь различную направленность: исследовательские (проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и прочего для передачи их целевой группе); социально-педагогические (влияющие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к национальной культуре – своей и другой, толерантность).

Социальные акции можно классифицировать:

по масштабу участия ДОО:

одна группа;

возрастная параллель (только подготовительные группы);

все группы ДОО.

по уровню участия:

в ДОО;

районный;

Социально-благотворительные (для человека);

Экологические (для природы);

Культурные (для объектов и предметов культуры);

Патриотические (для района, города, страны).

Социальные акции дошкольников – это эффективные формы работы, которая проходит по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Акции патриотической и исторической (культурной) направленности: («Патриоты», «Моя малая Родина», «Такие разные традиции», «Письмо в прошлое», «Письмо неизвестному солдату», «Наш бессмертный полк» и др.);

Акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным значимым событиям («Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «День города», «День рождения детского сада», «Добрые дела к Новому году», «День этикета», «День красивой речи», «День улыбки» и др.).

При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст, возможности и индивидуальные особенности детей-участников. Им должны быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза).

Каждая акция состоит из трех этапов: организационного, практического и итогового.

1-й этап – организационный. При разработке и подготовке акции следует определить вместе с детьми, на решение какой социальной проблемы она направлена, каковы ее целевая группа, цель и результат (что мы хотим?). Также следует продумать форму проведения акции (что это будет?) и ее продукт.

2-й этап – практический. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько, следующих друг за другом (беседа о птицах, рисование/лепка птиц, изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).

3-й этап – итоговый. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, «обратную связь» и определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость повторить, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции и т.п.

 Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

В направлении «Патриотического воспитания» возможны следующие акции, которые будут являться эффективным инструментом в патриотическом воспитании дошкольников:

Акция «Георгиевская ленточка»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к Великой памяти народа, высокого чувства

патриотизма.

В канун празднования Дня Победы каждый ребёнок может надеть себе на одежду Георгиевскую ленточку выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим наше Отечество. Надевая ленту, мы говорим: «Мы помним! Мы гордимся!»

Акция «Бессмертный полк» или Акция «Мы помним, мы гордимся».

Цель акции: направлена на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта), памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны.

Все участники Акции с изготовленными портретами-транспарантами ежегодно 8 мая встречаются на территории ДОУ и организованным маршем проходят по территории ДОУ или в холле сада оформляют стену памяти героям ВОВ. (Фото ветерана в формате А4, информация о ветеране: ФИО, годы жизни, воинское звание, на каких фронтах воевал, награды).             

          Акция «Окна Победы»

          С 2 по 9 мая 2022 года проводится Всероссийская патриотическая акция «Окна Победы». Ее целью является создание атмосферы одного из самых важных праздников в России, передача молодому поколению традиций, выражение благодарности героям Великой Отечественной войны, почитание памяти об ушедших ветеранах.

         Участники акции оформляют окна с использованием рисунков, картинок, фотографий и надписей, посвященных Победе над фашизмом, словами благодарности героям и тематическими текстами. (Для украшения окон также можно использовать георгиевские ленты, фотографии ветеранов, цветы, красные звезды и др.)

        Акция «Символ моей Родины».

       Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага Российской Федерации. В честь этого события, проводится акция «Символ моей Родины». Цель Акции – Углубить знания детей о Российском флаге.

      Задачи: формировать основы патриотизма, гражданско-патриотические чувства познакомить с историей возникновения русского флага познакомить с символическим изображение флага России (триколор) воспитывать гордость за свою страну, свой народ, создать праздничное настроение.

     В детском саду проводятся тематические занятия, развлечения, конкурс рисунков на асфальте «Символ моей Родины».) 

     Также родители совместно с ребенком могут принять участие в онлайн-флешмобе #Символ_моей_Родины

Как принять участие? Нужно опубликовать в соцсетях своё фото с российским флагом или рисунок, посвящённый празднику. В публикации обязательно добавить хештег #Символ_моей_Родины

Акция: «Посылка солдату» или Акция «Защитникам Отечества»

Цель акции – поднятие духа и эмоциональная поддержка солдат, которые несут свою службу в рядах вооруженных сил нашей великой Родины. Суть акции: написать письма, а также направить тематические рисунки, плакаты, посылки, а также любые визуальные приветствия в поддержку нашим военным, задействованным в военной спецоперации на Украине. 

Акция «Музей о великой Победе».

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к Великой памяти народа, высокого чувства патриотизма.

         В детский сад можно пригласить сотрудников краеведческого музея. Вовремя проведение встречи сотрудники музея могут познакомить детей с экспонатами военных лет, рассказать исторические события, проходившие во время ВОВ.

Акция «Читаем детям о войне». 

Цель: воспитывать патриотические чувства у детей на примере детской литературы о Великой Отечественной Войне.

Акция проводиться в преддверии 9 мая, дошкольники с интересом рассматривают тематические альбомы, читают стихи о героях ВОВ, смотрят презентации. Можно создать картотеку книг, альбомов, презентаций для детей дошкольного возраста по заданной теме.

Акция «Голубь мира-голубь победы». 

        Цель акции: Воспитать у детей чувства патриотизма и гордости за свое Отечество.

      Дети и родители изготавливают из бумаги голубей (предварительно с родителями проводится мастер-класс с родителями по изготовлению голубей, затем крепят их на деревьях территории участка детского сада, в парках и скверах. Таким образом, дети и их родители выражают благодарность ветеранам, отстоявшим Родину в ВОВ.

Акция «Свеча памяти». 

    Цель акции: Сохранение исторической памяти о Великой Победе.

       Участниками могут стать педагоги, дети и их родители. В ходе акции дети с родителями и педагогами изготавливают свечи из различных материалов, здесь можно использовать цветную бумага, воск, Георгиевские ленты, камешки, салфетки, клей. Затем оформить выставку «Свеча памяти».

       Также участники этой акции зажигают в окнах своих домов свечи в память тех, кто не вернулся с войны.

Акция «Белая берёза». 

     Дошкольники читают стихи, поют песни, украшают ветки берез яркими ленточками и рисуют рисунки на асфальте. Дети, исследуя любимое дерево, узнают, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Эта акция не только позволяет детям больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

     Целью данной акции является уважения к истории и культуре своей страны, а также к многовековым традициям и обычаям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально значимой акции по пропаганде идей здорового образа жизни «Разговор о правильном питании»

Программа социально значимой акции по пропаганде  идей здорового образа жизни «Разговор о правильном питании»...

Социально-значимая акция: «Дети против ДТП»

Участники проекта: дети младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Воспитатели и родители дошкольников. Цель:снижение случаев ДТП по средствам проведения социально-значимой ...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...

Доклад на тему: "Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников"

Выступление на педагогический совет по теме: "Социально - значимые акции, как инструмент патриотического воспитания дошкольников" из личного опыта работы....

Статья Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому...