Патриотическое воспитание через волонтерство
материал (младшая группа)

Баркова М.В.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_cherez_volonterstvo.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВСТРЕЧ С ВОЛОНТЕРАМИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА НРАВСТВЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сергеева И.И. педагог-психолог,

Баркова М.В. воспитатель

МБДОУ ДС №71 «Почемучка»

Проблема нравственного патриотического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время определена нестабильностью обстановки Российской Федерации в условиях военных действий. Согласно направлениям Федерального проекта «Социальная активность», президент В.В. Путин определил значимость военного волонтерства как одной из социально-значимых направлений по оказанию социальной и гуманитарной помощи в зоне боевых действий. В связи с этим, актуальной практикой нравственного патриотического воспитания детей дошкольного возраста является организация встреч с волонтерами, Героями нашего времени, направляющими гуманитарную помощь и внося свой вклад в общую победу.

Благородный труд добровольцев был уважаем во все времена. Люди с открытым сердцем, спешащие на помощь другим, - яркий пример того, что в мире ещё не всё потеряно и нельзя терять веру в человека. Неравнодушные люди, состоящие в этой группе по зову сердца, поддерживают российских солдат и офицеров, направляя гуманитарную помощь.

В истории педагогической мысли само понятие «волонтерсво» и особенности его применения в практике дошкольных образовательных учреждений не является новым феноменом, однако на сегодняшний день осуществляется поиск мотивационных составляющих этого процесса с детьми дошкольного возраста.

Выбор актуальной формы волонтерства посредством организации встреч с волонтерами, осуществляющими свою деятельность в зоне боевых действий, неоспоримо отражается в формировании нравственных и патриотических качеств личности подрастающего поколения.

Под волонтерской деятельностью в научно-педагогической литературе понимается широкий круг деятельности, включающий в себя традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, который осуществляется добровольно на благо широкой общественности без денежного вознаграждения [4, ].

Организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством проведения встреч с волонтёрами военных действий в развитии и формировании качеств уважения, сопереживания, нравственных основ личности, в условиях создания предметно-развивающей среды включает в себя не только познавательную деятельность детей (получение знаний от волонтера), но и интересная практическая работа детей (участие в акции «Письмо содату»).

Планирование встреч с волонтером требует поиска системы специальной подготовки. С точки зрения практической целесообразности необходимо проведение предварительной работы с детьми, направленной на формирование мотивационной составляющей получения знаний о волонтерской деятельности людей, находящихся в зоне военных конфликтов.

Организация предварительной работы может включать в себя проведение бесед по теме о войне, о доброте, о людях, которые не остаются в стороне в сложные моменты жизни нашей Родины. Важно донести до детей то волшебство силы добра, благодаря которой наш народ в единстве побеждал во всех войнах.

Сама встреча с волонтером может быть организована как в отдельной группе детей, так и в актовом зале для всех воспитанников детского сада.

Главной задачей при встрече с детьми - рассказать им, ради чего происходит операция, и на сколько важно любить свою Родину. Это не просто разговор поколений, а возможность узнать историю из уст человека, который принимает участие в знаковых событиях нашей страны.

Волонтеры на встречах рассказывают, что солдаты с радостью ждут писем и рисунков от детей, прикрепляют их на стены. Это очень помогает поднять боевой дух. Ведь вдали от родных мест, знать, что тебя ждут, переживают и поддерживают дорогого стоит. А также делятся самыми интересными историями из своих поездок в зону СВО, рассказывают о том, как организовывается помощь, как они выезжают на территорию проведения операции, чтобы самим лично передать тот груз, который он совместно с волонтерами собирают для солдат.

Такие беседы вызывают у детей дошкольного возраста чувства сопереживания, доброты, уважения к людям, которые вносят свой вклад в историю своей страны, и бросают все силы на то, чтобы защитить её от врагов.

По окончании встречи на базе детского дошкольного учреждения важно провести акцию «Письма солдату», где дети являются активными участниками волонтерского движения, и совместно с родителями и воспитателем рисуют рисунки и пишут письма солдатам, находящимся на специальной военной операции. Вручая гостью письма, ребята с гордостью протягивают руки для рукопожатий, обнимают волонтера, даря свое тепло.

Основной проблемой организации встреч с волонтерами военных действий как актуальной практики нравственного патриотического воспитания детей дошкольного возраста является интеграция содержания образования, под которой подразумевается проектирование такого содержания образования, которое будет способствовать усвоению ребенком культурных и иных традиций своего народа, поскольку частота таких встреч априори будет редкой. В силу своей занятости, и нарастанием конфликта в зоне боевых действий, организация встреч не сможет носить частотный характер.

В связи с этим, решением проблемы нравственного патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством волонтерства мы предлагаем два основных пути решения.

Во-первых, продолжением процесса нравственного патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно представить в виде педагогических условий в учреждениях дошкольного образования, которые создаются через оформление группы детского сада (место для занятий с детьми, места для игр, информационные стенды для детей и родителей и т.д.) и проведение различного рода совместной деятельности педагогов, детей и их родителей. Все это является тем пространством, теми условиями, которые наиболее эффективно способствуют развитию у детей тех или нравственных чувств и отношений, в частности патриотических чувств и положительного отношения к Родине.

Во-вторых, возникает необходимость создания волонтёрского движения детей дошкольного возраста совместно с родителями и воспитателями «Я-патриот», целью которого является формирование нравственных и патриотических начал детей дошкольного возраста. Одним из направлений такой деятельности может быть участие в акции «Волонтеры Победы», где дети облагораживают и озеленяют наш город в памятных местах, изучая военную историю.

Волонтерское движение «Я-патриот» - гарантия того, что дети вырастут патриотами своей Родины, открытыми и честными, готовыми подать руку помощи любому человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, организация встреч с волонтерами, Героями нашего времени сплачивает детей в одном направлении – делать добро. Такие встречи очень важны в воспитании нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста. В современных условиях необходимо воспитывать патриотические чувства на примере реальных, настоящих героев, вносящих огромный вклад в историю нашего народа. В ходе встречи с детьми волонтеры рассказывают о том, как доставляется гуманитарный груз нашим бойцам и какую помощь передают в военный госпиталь, где проходят лечение раненые в ходе СВО. Начала нравственных и патриотических качеств, заложенных в условиях дошкольного учреждения, продолжают своё развитие при поступлении в школу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Львова, С.В. Организация волонтерского движения в образовательной организации : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. / С. В. Львова. – Москва : Перо, 2018. – Ч. 1. – 101 с.
  2. Петров, В.Е. Личностные предикторы волонтерства в повседневных и экстремальных условиях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 164–174. DOI:
  3. Титова, Д.В. Проблемы исследования волонтерской деятельности в психологии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Том 8. № 2А. С. 90-98.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативный семинар для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание через взаимодействие с родителями»

Информация- рекомендация  для воспитательей при работе над нравственно-патриотическим воспитанием....

Статья на тему: "Патриотическое воспитание, через любовь к родному городу" в старшей группе.

«Детство – каждодневное открытие мира.Нужно, чтобы это открытие стало прежде всегоПознанием человека и Отечества. Чтобы в детский  умИ сердце входила красота настоящего человека,Величие и н...

Презентация опыта работы тема:"Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной"

Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной...

Патриотическое воспитание через семью - проектная деятельность.

Уважаемые коллеги!Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечивала бы условия для всестороннего...

Патриотическое воспитание через художественные образ искусства

•  Воспитывать интерес к произведениям искусства. Учить детей рассматриватьслайды, замечать художественные средства выразительности.•  Побуждать детей рассуждать.•  Развивать вооб...

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...